В Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» Екатеринбургского музея изобразительных искусств 26 октября открылась новая выставка. У горожан и гостей города есть редкая возможность познакомиться с произведениями испанского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. На выставке представлены работы живописцев, оружейников и мастеров декоративно-прикладного искусства XIV — начала XIX века, а также гравюры Франциско Гойи.
Коллекция испанской живописи Эрмитажа — самая многочисленная за пределами Испании, к настоящему времени в ней насчитывается около двухсот произведений, тридцать четыре из них представлены на выставке в Екатеринбурге. Первые приобретения для эрмитажного собрания испанской живописи были сделаны еще в XVIII столетии во времена царствования императрицы Екатерины II.
На выставке представлены картины художников, работавших в Испании с середины XVI до конца XVII столетия, — периода, который называют «золотым веком» испанской живописи, и произведения мастеров XIX века. В экспозиции произведения мастеров, создавших мировую славу испанской живописи, — Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Мариано Фортуни, Игнасио Сулоаги, а также произведения малоизвестных для широкой публики живописцев.
Франсиско Рибальта «Апостолы у гроба Христа» (1590-е)
8
Франсиско Рибальта «Мученичество святой Екатерины» (около 1600)
6
Франсиско Рибальта «Проповедь Сан Висенте Феррера» (1610-е)
7
Франсиско Кольянтес (около 1599-1656) «Св. Иоанн Креститель в пустыне» (около 1630)
Франсиско де Сурбаран (1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 1664, Мадрид)
7
Франсиско де Сурбаран «Сан Фернандо» (1630-1634)
На картине изображен Фернандо III (1199–1252) — король Кастилии (с 1217) и Леона (с 1230), при котором произошло объединение этих двух испанских территорий, герой реконкисты, одержавший множество побед над мусульманами. В 1248 году он завоевал Севилью, здесь и был похоронен. В 1671 году Фернандо III был причислен к лику святых и канонизирован.
7
Франсиско де Сурбаран и мастерская «Сан Франциск» (1630-е)
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599, Севилья, Королевство Кастилия и Леон — 1660, Мадрид, Испания)
9
Диего Веласкес де Сильва «Мужская голова в профиль» (1616-1617)
Картина поступила в Эрмитаж в 1814 году в составе приобретенного императором Александром I у представителя амстердамской банкирской фирмы в Мадриде Уильяма Кузвельта собрания испанской живописи.
Это фрагмент утраченной картины, о чем свидетельствуют обрезанные края холста. Удивленное выражение на лице мужчины объясняется тем, что это персонаж сцены, где участвовали другие лица.
Хусепе де Рибера (1591, Хатива — 1652, Неаполь) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики.
7
Хусепе де Рибера «Философ с книгой, циркулем и угольником» (1630-е) Копия XVII века с утраченного оригинала
7
Хусепе де Рибера «Несение креста» (1630-е) Копия XVII века с утраченного оригинала
Хуан дель Кастильо (1584, Севилья — 1640, Кадис) — испанский художник в стиле барокко. Многие его картины стали известны благодаря его ученику, Бартоломе Эстебану Мурильо.
6
Хуан дель Кастильо «Встреча Марии и Елизаветы»
Симон де Леон Леаль (1610–1687)
6
Симон Леон Леаль «Триумф святого Норберта» (1680-е)
Антонио Переда-и-Сальгадо (1611, Вальядолид — 1678, Мадрид)
Бартоломе Эстебан Мурильо «Христос и Иоанн Креститель в детстве» (около 1660)
11
Бартоломе Эстебан Мурильо «Святой Иосиф, ведущий за руку ребенка Христа» (около 1670)
9
Бартоломе Эстебан Мурильо (?) «Две женщины у окна с решеткой» (около 1645)
9
Бартоломе Эстебан Мурильо «Благовещение» (около 1660)
Хосе Антолинес (1635, Мадрид — 1675, Мадрид)
7
Хосе Антолинес «Благовещение» (1665-1675)
Хуан-де ла Корте (1585, Мадрид-1662, Мадрид)
6
Хуан де ла Корте «Сражение» (1643)
Франсиско де Солис (1620 — 1684, Мадрид)
7
Франсиско де Солис «Св. Мария Магдалина, возносимая ангелами» (1640-1650)
Клаудио Коэльо (1642–1693, Мадрид)
5
Клаудио Коэльо «Раскаяние св. Марии Магдалины» (1665-1670)
Матиас де Торрес (1635–1711)
6
Матиас де Торрес «Принесение младенца Христа в храм» (1697)
Картина находилась в церкви монастыря Сан Херонимо Эль Реаль в Мадриде. В Эрмитаж поступила в 1814 году в составе собрания испанской живописи Уильяма Кузвельта.
Франсиско Камило (около 1615–1673)
9
Франсиско Камило «Вознесение Богоматери» (1666)
Педро Атанасио Боканегра (1638–1689)
5
Педро Атанасио Боканегра «Явление Богоматери доминиканскому монаху в Сориано» (1665-1666)
Игнасио Ириарте (1621–1670)
8
Игнасио Ириарте «Переправа вброд» (около 1665)
Федерико де Мадрасо-и-Кунц (1815–1894) родился в семье придворного испанского художника, профессора академии Хосе де Мадрасо, у которого и получил первые уроки живописи. Обучение шло так успешно, что уже в 16 лет он был причислен к Академии. К художнику пришла известность, он был приближен ко двору и со временем занял должность придворного художника короля.
12
Федерико де Мадрасо-и-Кунц «Портрет княгини Марии Ильиничны Голицыной» (1857)
В 1840-х годах наряду с историческими полотнами Мадрасо все чаще получает заказы на портреты, к концу жизни их число превысило шесть сотен. Среди его заказчиков — королева Испании Изабелла II, высший свет, финансисты, промышленники. Он был востребован не только в Мадриде, но также в Париже и Риме. Мария Голицына в то время была женой посла России в Испании, камергера Михаила Александровича Голицына.
Хосе Гальегос-и-Арноса (1859–1917)
7
Хосе Гальегос-и-Арноса «Процессия в Севильском соборе» (1894)
Хосе Вильегас-и-Кордеро (1844–1921)
10
Хосе Вильегас-и-Кордеро «Прощание торреро» (около 1888)
Картина была заказана для секретаря бельгийского короля Жюля фан Прета. В Эрмитаж поступила в 1923 году из особняка К. А. Горчакова.
Мариано Фортуни-и-Карбо (1838–1874)
8
Мариано Фортуни-и-Карбо «Арабский часовой» (около 1869)
Игнасио Сулоага (1870–1945)
5
Игнасио Сулоага «Кающийся с черепом (Отшельник)» (1902)
Хуан де Хуанес (Висенте Хуан Масип) (1500/1505 — 1579)
5
Хуан де Хуанес «Сан Висенте Феррер» (1550-1555)
5
Хуан де Хуанес «Святая Анна» (1550-1555)
8
Хуан де Хуанес «Христос благословляющий» (1550-1570-е)
Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций прикладного искусства Испании за ее пределами. На выставке можно увидеть изделия из бронзы и серебра, резную кость, керамику, художественное стекло.
1 из 3
6
Кубок с крышкой. Мадрид, около 1600. Серебро, литье, чеканка, золочение.
На Пиренейском полуострове было высоко развито ювелирное искусство. Изделия украшались рельефными или гравированными изображениями библейских сцен, фигурами святых, нередко обрамленных геометрическим арабским орнаментом. К традиционным ремеслам относится и резьба по кости.
Детали триптиха с изображением святых и сцен из жизни Мадонны можно рассматривать долго. Это работа Франсиско Пала-и-Пуча (1880-е — 1890-е). Черное дерево, кость, раскраска, позолота, металл, резьба, инкрустация.
1 из 3
9
Испано-мавританская керамика представлена валенсийскими изделиями. Это ваза (первая половина XVI века), чаша на ножке (начало XVI века) и блюдо с изображением куста гвоздики (XVII век). Изделия из майолики с росписью люстром.
1 из 2
8
Традиционной отраслью Испании было стеклоделие. Стеклянные изделия обильно украшались декоративными элементами из того же материала: фестонами, налепами в виде цветов, геометрическим орнаментом, цепочками.
1 из 2
6
Ваза с четырьмя ручками из прозрачного голубовато-зеленого стекла. Андалусия, XVII век. Сосуд для воды и вина - кантир. Каталония. Первая половина XIX века.
Испанский раздел Арсенала Государственного Эрмитажа насчитывает около шестидесяти предметов боевого и охотничьего снаряжения, девять из которых, созданных в XVI–XVII веках, включены в экспозицию выставки.
1 из 2
5
Франсиско Гойя (1746–1828)
Коллекция гравюр Франсиско Гойи (1746–1828) сформировалась в Эрмитаже сравнительно недавно. До революции 1917 года императорский музей преимущественно был богатейшим собранием старого классического искусства. Работы Гойи поступили в Эрмитаж только в последующие десятилетия. Постепенно образовалась достаточно обширная коллекция, в состав которой вошли все знаменитые графические циклы Гойи.
В числе представленных гравюр листы из известных графических серий «Бедствия войны», «Тавромахия», «Капричос», «Диспаратес». Поскольку по музейным правилам бумажные художественные произведения в целях их сохранности могут экспонироваться не более двух с половиной месяцев, привезенные Эрмитажем гравюры будут выставляться двумя партиями.
6
«Триумф Вакха» («Пьяницы»), 1778. По оригиналу Диего Веласкеса.
6
«Также неизвестно» Из серии «Бедствия войны», 1810-е.
6
«Варвары» Из серии «Бедствия войны», 1810-е.
6
«Не могу это видеть» Из серии «Бедствия войны», 1810-е.
4
«Бандерильи с петардами» Из серии «Тавромахия», 1815
4
«Испанский рыцарь убивает быка, потеряв коня» Из серии «Тавромахия», 1815-1816
6
«Пикадор, упав с коня, попадает под быка» Из серии «Тавромахия», 1815
К каждой гравюре есть небольшая аннотация, так как понять, что имел ввиду Гойя, сложно, особенно в серии «Глупости».
5
«Неукротимая глупость» Из серии «Глупости (Пословицы)», 1815-1824
5
«Простецкая глупость» Из серии «Глупости (Пословицы)», 1815-1824
7
«Дурацкая глупость» Из серии «Глупости (Пословицы)», 1815-1824
5
«Женская глупость» Из серии «Глупости (Пословицы)», 1815-1824
5
«Выверенная глупость» Из серии «Глупости (Пословицы)», 1815-1824
6
«Летящая глупость» Из серии «Глупости (Пословицы)», 1815-1824
Выставка будет работать пять месяцев — до 26 марта 2023 года. Музей открыт с 11–00 до 20–00, выходной — понедельник.
Цена билета — 300 рублей, для льготных категорий (пенсионеры, школьники) — 100 руб. Федеральные ветераны труда — бесплатно.
1 из 3
5
Информация, использованная в рассказе, размещена на щитах и в каталоге у входа на выставку.