Крылья Победы

Казалось бы, что нового можно написать о музее Боевая слава Урала в В. Пышме? Музей этот досконально изучен туристами и рассказами о нем заполнен интернет. Я сам отчитывался здесь о походах на открытую площадку и Музей автопрома СССР. Но музейные работники не остановили его развитие. Последний раз я был в В. Пышме два года назад, когда привозил сюда Олега Иванова ака @o_zhuravel, бывшего на Урале с дружественным визитом. За это время в СМИ мелькали заметки о новых экспонатах — советском КВ-2 и американском Шермане, лимузине Сталина и проч. И вдруг 5 мая этого года, как гром средь ясного неба — завтра открытие Музея авиации! А на 7 мая назначена генеральная репетиция самого правильного Парада Победы в современном мире — с участием только той техники, что принимала участие в боях Великой Отечественной. Отложив все дачно — огородные дела, еду в В. Пышму. О репетиции Парада расскажу в следующий раз, хотя и прошёл у меня просмотр этого мероприятия несколько скомканно. Сегодня — о новом Музее авиации «Крылья Победы» в комплексе Музея Боевой славы Урала.

Огромное 4-этажное здание в стиле тех же «сталинок», что и остальные павильоны, между открытой площадкой и автомузеем.

2
Крылья Победы

С торцов здания стоят памятники двум летчикам-асам, уральцам, дважды Героям Советского Союза, одержавшими не по одному десятку побед в схватках с пилотами Люфтваффе. Михаил Петрович Одинцов

2
Крылья Победы

и Григорий Андреевич Речкалов.

2
Крылья Победы

По бокам от центрального входа застыли на вечной стоянке бомбардировщики АНТ-40 (СБ)

4
Крылья Победы

и Пе-2.

2
Крылья Победы

Последний восстановлен из обломков, найденных в Карелии. Экипаж не вернулся с боевого вылета в августе 1942 года.

За дверями на входе рамка металлодетектора и касса. Стоимость осмотра — 200 рублей, льготный — 100. Дальше стена с большими тонированными стеклами. Осмотр начинается с 4-го этажа. Два лифта снуют туда-сюда, разводя посетителей по этажам. Фактически этажей два, на 4-м и 2-м расположены смотровые площадки, на 1-м и 3-м непосредственно «аэродромы».

Вот и я поднялся на самый верх. Выйдя из лифта, оказался в полумраке, лишь несколько прожекторов сверху освещают аэродромное поле, на котором стоят десятка полтора истребителей и штурмовиков.

2
Крылья Победы

У задней стены эскадрилья в составе По-2, И-15, И-16бис, ЛаГГ-3, МиГ-1, Як-1Б и ракетоплана БИ-1 совершают взлет, закладывая глубокий вираж.

2
Крылья Победы
1
Крылья Победы
2
Крылья Победы

Кстати, пусть вас не смущает рисунок на борту ЛаГГ-3. Не только американские летчики рисовали зверушек и девочек «пин-ап» на фюзеляжах. Наши тоже, помимо звездочек за сбитый и надписей, рисовали зверей и птиц. Покопавшись в сети, нашёл, что это «Львиное сердце» было на борту истребителя, который пилотировал лейтенант Ю. П. Шитов.

3
Крылья Победы

Поначалу полумрак в зале меня смутил, но ограничений на пользование вспышкой нет. И потом, для пилотов те четыре года были очень тяжелыми, и при таком освещении становишься ближе к реалиям той войны.

Спускаюсь на 3-й этаж. Есть у меня знакомый, который увлекался склеиванием сборных моделей боевой техники. Ну, помните, раньше полки в «Детском мире» были завалены коробками с танками, самолетами, кораблями. Причём он не просто склеивал, а создавал миниатюрные композиции, добавляя к тому же танку ландшафт, фигурки танкистов, ещё какие-то детали. Так вот — экспозиция в Музее авиации состоит из таких композиций, только в натуральную величину! Сверху-то мне непонятно было — и чего это столько народа в задумчивости застыли у экспонатов? Теперь, внизу, все стало ясно. Вот возле Як-9 механик провожает на вылет пилота.

2
Крылья Победы

Мне одному кажется, что изготовители фигур придали лицу механика черты Макарыча из к/ф «В бой идут одни старики»? А здесь моторист и заправщик готовят к вылету Ил-2 — самый грозный штурмовик, прозванный немцами «летающей смертью».

2
Крылья Победы
2
Крылья Победы

Группа пилотов возле По-2 делятся опытом в ведении воздушного боя. Думаю, более опытный лётчик объясняет, как на этом «небесном тихоходе» уходить от скоростных «Мессеров».

2
Крылья Победы

Здесь людей не видно, хотя и водитель авиастартера на базе ГАЗ-АА и пилот Як-3 должны находиться в своих кабинах при запуске двигателя истребителя.

2
Крылья Победы

На этом аэродроме стоят и образцы техники союзников. Например, этот британский Avro-504 выпускался по лицензии в СССР как У-1 и был своеобразным предтечей По-2(У-2).

1
Крылья Победы

Ещё один британец — Спитфайер Mk-V, который поставлялся по ленд-лизу.

2
Крылья Победы

Этот представитель почти из 3000, поставленных по ленд-лизу Hawker Hurricane и прозванный нашими летчиками «Харитоном», лестных отзывов не снискал. Какое-то время на таком истребителе воевал Борис Сафонов — первый из дважды Героев Советского Союза. Окраска того Сафоновского самолёта воспроизведена на музейном образце. А, может, это он сам готовится к боевому вылету в небо над Кольским?

2
Крылья Победы

Аэрокобра была, наверное, самым массовым истребителем, поставленным США по ленд-лизу. В отличии от предыдущего, нареканий у наших пилотов он не вызывал, многие советские асы воевали на Аэрокобрах. Трижды Герой Союза А. И. Покрышкин, к примеру. Раскраска музейного экспоната повторяет раскраску истребителя дважды Героя уральца Григория Речкалова.

5
Крылья Победы

В музейных композициях больше всего меня зацепила фигура оружейника, снаряжающего Ил-2. Точнее, надпись на авиабомбе…

3
Крылья Победы

И как бы в продолжение темы — о том, кому мстил этот парень. Да, в музее есть и два истребителя, с кем вели воздушные бои наши летчики. Это Фокке-Вульф-190 и Мессершмидт-109, самый массовый истребитель Второй Мировой войны. Стоят они обособленной группой, оружейник проверяет вооружение, а пилоты готовятся к вылету.

2
Крылья Победы
2
Крылья Победы
2
Крылья Победы

Этот Ме-109 был найден поисковиками на Кольском полуострове. Может, Сафонов завалил его в одном из воздушных боёв?

2
Крылья Победы

Не знаю, сколько раз я обошел по кругу этот этаж. На смотровой 2-го этажа долго задерживаться не стал, внизу был «аэродром» более габаритной техники — бомбардировщиков и транспортников. Причём, почти все они поставленные по ленд-лизу.

Спустившись, осмотр начал с бомбардировщика В-25 «Митчелл». Именно эти самолёты составляли пятую часть нашей авиации дальнего действия, совершавших рейды на бомбардировку в сердце Германии. На композиции экипаж получает задание на дальний полёт.

2
Крылья Победы

Этот бомбардировщик Douglas A-20 Havoc заправляется керосином перед очередным боевым вылетом.

2
Крылья Победы
2
Крылья Победы
2
Крылья Победы

А над ним и В-25 заходит на посадку ночной бомбардировщик По-2. Может, возвращается с боевого задания кто-то из летчиц женского бомбардировочного полка.

2
Крылья Победы

Среди сравнительно крупных бомберов совсем миниатюрными смотрятся два истребителя. На одном из них, Ла-5ФН, воевал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

2
Крылья Победы

А второй, американский Киттихоук, патрулировал небо над Баренцевым морем, охраняя лэнд-лизовские караваны PQ.

2
Крылья Победы

Рядом с этим истребителем потаенная дверка. Авиасимулятор. При мне желающих «полетать» не было, но уже на выходе из музея увидел, как маленький сын прям тащил маму за руку. «Да успеешь ты на свой симулятор!»

3
Крылья Победы

Один большой угол этажа занимает транспортный Дуглас DC-3. Этот самолёт в Союзе знали все. Ещё бы — какие только задачи он не выполнял. И доставка грузов в осажденный Ленинград и на партизанские базы, заброска разведывательных и диверсионных групп в тыл врага, а после войны, превратившись в Ли-2, наравне с Ил-14 был основным перевозчиком пассажиров в Гражданском Воздушном Флоте.

2
Крылья Победы

В противоположном по диагонали углу этажа припарковалась «изюминка» этого аэродрома — летающая лодка Каталина.

3
Крылья Победы

Этот гидросамолет — единственный экземпляр в России.

3
Крылья Победы
Вот такой он — новый Музей авиации «Крылья Победы». Впечатления от посещения — самые позитивные! Работники Музея «Боевая слава Урала» в очередной раз доказали, что их детище — лучший музей боевой техники в стране!

В заключение хочу поздравить всех моих читателей с Днём Победы! Мирного неба над нашей маленькой планетой!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей авиации «Крылья Победы»

ул. Александра Козицына, 4В Подробнее об объекте