19 января 2023 года обновили экспозицию в Международном центре «Главный проспект» Екатеринбурга. Интересного в залах галереи представлено много, сегодня хочу показать самое интересное.
19 января 2023 года обновили экспозицию в Международном центре «Главный проспект» Екатеринбурга. Интересного в залах галереи представлено много, сегодня хочу показать самое интересное.
Сейчас можно посетить выставку «Великие испанцы», на которой представлено более 300 оригиналов работ знаменитых испанских художников: Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо и Жоана Миро.
Начнем с серии работ Сальвадора Дали «Далинианские лошади». Всего в ней 18 работ, это гуашевые рисунки с изображениями знаменитых лошадей из мифов, легенд, фольклора и известных литературных произведений, которые Дали создал в 1971–1973 годах. Не буду скрывать их в слайды, так как эта серия мне понравилась больше всего, она считается одной из красивейших в творчестве Сальвадора Дали.
«Пикадор» — в Испании при бое быков это всадник, вооруженный копьем. Его задача — раздразнить, привести быка в ярость перед началом боя.
«Инцитат» — любимый конь императора Калигулы, правившего в I веке нашей эры. По легенде, Калигула отвел жеребцу дворец с прислугой и драгоценной утварью, объявил его «воплощением всех богов», сделал гражданином Рима и в завершение назначил сенатором.
«Буцефал» — любимый конь Александра Македонского. История гласит, что Александр Македонский в возрасте 12 лет стал единственным человеком, которому покорился своенравны 11-летний конь.
«Леди Годива» — прекрасная супруга бессердечного графа Леофрика, которая, согласно легенде, проехала обнаженной по улицам британской столицы ради того, чтобы ее супруг снизил непомерные налоги. Жители города, уважая самоотверженность женщины, в назначенный час закрыли ставни и двери домов. По одной из версий, только один юноша, «подглядывающий Том», решился взглянуть из окна на нагую всадницу и тут же ослеп.
«Единорог» — лошадь, голову которой венчает длинный изогнутый рог. О них рассказывает множество легенд. Единороги живут в лесах и, как простые кони, питаются растительной пищей. По преданию, тот, кто поймает единорога, может просить у него исполнения любого заветного желания. Но эти фантастические существа обладают поразительной ловкостью, хитростью и силой, поэтому не только поймать, но и увидеть рогатого коня, практически никому не удается.
«Пегас» — крылатый конь, появившийся на свет, согласно греческой мифологии, от союза Посейдона и Медузы Горгоны. В схватке Медузы Горгоны с Персеем, которому удалось ее обезглавить, из шеи медузы выпрыгнул крылатый конь. Пегас был наделен добротой и мистической силой и был быстр, как ветер. У Пегаса были массивные копыта, удары которых вызывали искры, которыми он выбил Гиппокрену — источник, из которого поэты черпали вдохновение. Имя крылатого коня означает «бурное течение».
«Троянский конь» — огромный деревянный конь, подаренный осажденному городу Трое, не сдававшемуся около десяти лет. Внутри него прятались воины. Коня перенесли в город, разломав при этом часть крепостной стены. Троя была взята и разрушена. Отсюда возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.
На выставке представлен уникальный проект «Капричос. Гойя и Дали», состоящий из созданных в конце XVIII века 41 гравюры Франциско Гойя и соответствующих им 41 гравюры Сальвадора Дали, созданных в 1973–1977 годах. Как пишут, Дали добавил к видениям великого предшественника свои, сюрреалистические.
Покажу только несколько из них, чтобы что-то понять, мне кажется, нужна некоторая подготовка, хорошее зрение и время, чтобы рассмотреть и сопоставить.
На выставке можно увидеть еще одну серию работ Сальвадора Дали — «Дон Кихот».
А это серия «Созвездие» Жоана Миро (1893–1983) — испанского художника абстракциониста и сюрреалиста. Миро родился в Барселоне, кто там бывал, думаю видел его скульптуру «Женщина и птица».
Представлены и работы Пабло Пикассо, в том числе его знаменитый «Голубь мира».
Отдельная тема на выставке — «Коррида. Бой быков», где представлены подлинные работы Франсиско Гойи и шедевры камнерезного дома Алексея Антонова.
После «Капричос» важнейшей большой работой Франсиско Гойи стала «Тавромахия», он работал над этими гравюрами с 1814 по 1816 год. У испанской корриды есть второе название — «национальное празднество», а бык воспринимается как один из символов страны. А в ранг искусства бой быков возвел именно Франсиско Гойя.
В своих гравюрах Гойя знакомит с историей корриды в Испании и ее основными школами, а затем уже переходит к основным этапам этого состязания: выход пикадора, испытание мулеты, решающий удар шпагой…
На работах Гойи изображены конкретные герои современной художнику испанской корриды. Все они были в то время самыми известными участниками боев с быками.
Оригинальные медные пластины Гойи хранятся в национальном казначействе в Мадриде. После смерти художника они не раз перепродавались и путешествовали по Европе, пока не вернулись в Испанию. Коллекция, которая выставляется в галерее, как и здание галереи, принадлежит крупному уральскому бизнесмену Олегу Гусеву. Это оригиналы, редчайший экземпляр, напечатанный в 1928 году к столетию со дня смерти Франсиско Гойи.
Офорты Гойи размещены на стенах в зале, где выставлены великолепные скульптуры работы мастеров камнерезного дома Алексея Антонова. О них я уже не раз рассказывала, повторяться не буду. Подробнее о них можно прочитать в альбоме «Танец страсти в галерее Главный проспект».
Это далеко не все, что сейчас можно увидеть в галерее «Главный проспект», я показала немногое из того, что имеет отношение к Испании и великим испанцам. Рекомендую не проходить мимо при случае!
Галерея открыта со вторника по воскресенье с 12–00 до 20–00. Касса работаеть до 19–00.