Э-эх, прокачу!

В последнее время у нас на Туристере часто появляются рассказы и альбомы с ностальгической ноткой. Авторы пишут о своих поездках в места, где прошла их молодость, о музеях, где нахлынули воспоминания. Вот и я хочу поделиться с вами, друзья, небольшим рассказом о музее, где улыбка не сходила с моего лица от входа до окончания экскурсии. Где при взгляде на многие экспонаты в мозгу возникали картинки из прошлого, из старых фильмов и книг.

О Музее автомобильной техники в В. Пышме под Екатеринбургом не написал, наверное, только ленивый из побывавших в нем. А я все не мог до него добраться, все чего-то ждал. То когда он переедет с промзоны на ПМЖ на территорию Музея военной техники, то когда закончится формирование экспозиции после переезда. Ждать надоело, и слякотно — снежным ноябрьским днём спонтанно собрался и поехал.

После открытия музея на постоянном месте прописки Анна08 разместила прекрасный альбом о нем. Но прошло больше полугода, музей развивается — появились новые экспозиции и экспонаты. Только вот много очень их! Рассказать обо всех — не хватит объёма и нескольких альбомов. Попробую показать некоторые, запавшие в душу или близкие сердцу.

Первый «привет из СССР» прилетел сразу, как я вышел с парковки к центральному входу. Словно оказался в Москве на ВДНХ. Мало того, что 4-этажное здание Музея архитектурой неуловимо напоминает первые павильоны Выставки Достижений,

Э-эх, прокачу!

так ещё и перед входом стоят мухинские «Рабочий и колхозница»!

2
Э-эх, прокачу!

Первая добрая улыбка и все… Я понял, что «попал» на воспоминания…

В фойе, на фоне кадров из «Операции Ы…" стоит мотоколяска СМЗ — С3А.

— Где этот инвалид?

Моргунова рядом не оказалось, пришлось мне исполнить роль Бывалого.

2
Э-эх, прокачу!

У входа на 1-й этаж старинный велосипед приглашает прокатиться по дореволюционному Питеру.

1
Э-эх, прокачу!

А стоящему рядом извозчику так и хочется крикнуть:" Извозчик! Гони-ка к „Яру“!»

1
Э-эх, прокачу!

Только посетители попадают вместо «Яра» на Международную выставку автомобилей начала прошлого века.

1
Э-эх, прокачу!

У взрослого «мальчика» при виде всех этих «кабриолетов», «торпедо», «ландоле» мозг отключился…

Э-эх, прокачу!

Между фотографиями на стенах с выдержкой из дневника Николая II

Э-эх, прокачу!

и гербом России с лентой, напоминающей о 300-летии династии, стоит ОН… Легендарный Роллс-Ройс Серебряный призрак…

2
Э-эх, прокачу!

Именно модель 40/50HP, которой принадлежало это имя.

В зале было много молодых папаш с малолетними сыновьями. Только их восторг отличался от моего. Для ребятни это были просто красивые машинки. Для меня здесь была эпоха…

Я не придерживался какого-то маршрута, от одного автомобиля мог уйти к другому через весь зал. Бенцы, Бьюики, Пежо, Кадиллаки и представители других автомастерских, названия которых канули в Лету, как бы звали: «Подойди ко мне! Полюбуйся ближе!»

1 из 4
И я шёл к каждому! Все же автомобиль в те годы был больше роскошью. Каждая, даже самая мелкая деталь выглядела пафосно, подчеркивая статус владельца. Какие багажники!

1
Э-эх, прокачу!

Фонари (ещё не полноценные фары) сияли золотом.

1
Э-эх, прокачу!

Хромированные зеркала стояли порой в самых неожиданных местах.

2
Э-эх, прокачу!

А фигурки на капотах? Произведения искусства!

1 из 5
Увы, до наших дней победоносно дошла только Ника с Роллс-Ройса,

2
Э-эх, прокачу!

да лев Пежо

1
Э-эх, прокачу!

стал плоским и перекочевал на эмблему. А все эти современные эмблемки на капотах авто представительского класса стали больше похожи на прицелы для фиксации и дальнейшей ликвидации замешкавшегося пешехода…

Пока шёл вдоль этого ряда, в голове звучала мелодия Морриконе из любимого «Однажды в Америке».

1 из 3
«Сухой закон», гангстеры…

Заканчивается экспозиция, уносящая нас в первую треть ХХ века, тружениками Фордами моделей, А и Т.

1 из 5
Попрощавшись с той эпохой в лице «снегохода»,

2
Э-эх, прокачу!

поднимаюсь на 2-й этаж и оказываюсь в СССР конца 20-х — начала 30-х годов. Автомобилестроение молодой Страны Советов только зарождалось, и на заводах в Горьком и Москве начинается производство лицензионных Фордов. Одной из первых становится «полуторка» — ГАЗ-АА и созданный на её базе ГАЗ-ААА.

Э-эх, прокачу!

В Музее восстановлен образец, который принял участие, а автопробеге Москва — Кара-Кумы — Москва. Напротив грузовичка стенд с макетами эпизодов этого «трофи — рейда».

1 из 4
Э-эх, прокачу!
 
А мне почему-то вспомнился бессмертный «Золотой теленок», хотя там речь шла о другом пробеге — Москва — Самара.

— Но ведь в пробеге нет никаких Лорен — Дитрихов!..

— …Кто такой Студебеккер? Папа твой Студебеккер? Знатоки! Убивать надо таких знатоков! Студебеккера ему подавай!

В этом же ряду и первые советские легковые автомобили. ГАЗ-М1, легендарная «эмка».

Э-эх, прокачу!

Планируемый, как первый массовый, но не ставший таковым из-за войны, КИМ-10.

Э-эх, прокачу!

При виде этого санитарного фургона, словно наяву, зазвучали слова:«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» ««Кавказская пленница». ГАЗ-55.

2
Э-эх, прокачу!

А уголке зала скромный Шурик с осликом провожают Нину, которая уезжает на микроавтобусе «Старт».

3
Э-эх, прокачу!

Печальна судьба этого автомобиля. Производство кузова из стекловолокна было экономически невыгодно, да и в Риге уже был запущен в производство РАФ.

В центре зала на этом этаже куда-то мчится кортеж из первых советских «членовозов». От «Эмки» до «Чайки». ГАЗ-11, ЗиС-101, ЗиС-110, ЗиС-115.

1 из 6
Э-эх, прокачу!
 
Напротив, как-бы пережидая проезд кортежа, ждут «зеленого» 21-е Волги всех серий.
1 из 3
А вот и первый «кроссовер».

4
Э-эх, прокачу!

Собранный в 1955 году на базе «Победы» и ГАЗ-69 внедорожник стал первым в мире с комфортабельным несущим кузовом.

Узнаете эту телефонную будку?

2
Э-эх, прокачу!

Ведь звоня из неё по телефону-автомату, героиня Кустинской радовалась:«Алле, Вава? Ты сейчас упадешь!.." А её Якин в шубе с царского плеча в это время садился в такой кабриолет ЗиС-110.

3
Э-эх, прокачу!

Ряд Москвичей. Я в первую очередь подошёл к вот этим машинам. Первые кроссоверы МЗМА. Москвич — 410 и 411.

1 из 2
Но… Опередили они своё время и быстро сошли «со сцены». История завода «Москвич» до начала 60-х годов представлена довольно полно. От 400-го, созданного на базе Опель — Кадет, до 403-го,
1 из 2
включая такие раритеты, как 400- пикап и 400-фургон с деревянным кузовом.
1 из 2
Возле очередной житейской сценки я завис надолго.

2
Э-эх, прокачу!

Это же песня!!! Как человек, не понаслышке знающий «гаражную» жизнь 70-80-х, я дотошно осматривал экспозицию, выискивая неточности. Первый недочет нашёл сразу — отсутствие вот такого натюрморта!

1
Э-эх, прокачу!

Без этого же к ремонту не приступали! Пришлось воссоздать композицию потом, у себя в гараже.

3-й этаж посвящён годам «позднего» СССР. На входе встречает такая инсталляция — разобранная по узлам и деталям «копейка».

1 из 2
Э-эх, прокачу!
 
На днях прочитал на новостном портале, что к Новому году это все украсится шариками и будет олицетворять праздничную ёлку. Этот этаж для меня самый «родной». Ведь в те годы и я приобщился к славному племени автомобилистов — любителей.

ВАЗовский ряд. Вот она — «тройка». ВАЗ-2103.

4
Э-эх, прокачу!

За рулём такой, только цвета «зелёный сад», меня, 15-летнего пацана, отец обучал азам вождения. А вот и «пятерка».

Э-эх, прокачу!

Такая белоснежная красавица стала моим первым личным автомобилем… Только 99-й в этом ряду нет…

Э-эх, прокачу!

И в «Волговском» ряду своих 3110 не обнаружил.

2
Э-эх, прокачу!

Зато есть последняя модель «Волги».

1
Э-эх, прокачу!

Поздно она появилась… Вроде бы, и дизайн, и интерьер были неплохи для советского автопрома, но цена не по качеству сборки убивала желание её приобрести. В начале 2000-х иномарки уже не были редкостью на наших дорогах, и на запрашиваемые 400 тыс рублей можно было купить более надёжный автомобиль. В итоге было выпущено 417 штук ГАЗ-3111. А вскоре завод совсем прекратил дальнейшие разработки легковых автомобилей. Бренд «Волга» прекратил своё существование…

Центр зала на 3-м этаже занимают два кортежа «членовозов».

1 из 2
Э-эх, прокачу!
 
Почему-то вспомнился 1982 год, похороны Брежнева. Может, из-за этого санитарного спецуниверсала, больше напоминающего катафалк?

Э-эх, прокачу!

Четвёртый этаж Музея посвящён мототехнике и спортивным автомобилям. Мир представлен мотоциклами от «Харлея» 1914 года

1
Э-эх, прокачу!

до мечты многих мальчишек СССР — «Явы».

1 из 2
Э-эх, прокачу!
 
Советский мотопром — в-основном, «Уралы».

1
Э-эх, прокачу!

От положительных эмоций, оказывается, тоже можно устать. Вроде только зашёл, а три часа уже пролетели. Посидев у квасной бочки и не дождавшись продавца,

3
Э-эх, прокачу!

потихоньку направился к выходу. Заглянул в соседний павильон, где выставлены грузовые автомобили. Таких «воронков» вживую я не припомню.

1
Э-эх, прокачу!

А эти молоковозы еще в недалеком прошлом были не редкостью в глубинке.

2
Э-эх, прокачу!

Будучи на 4-м этаже, посмотрел на панораму всего Музея военной техники.

2
Э-эх, прокачу!
За прошедшие почти 3 года с моего последнего посещения территория расрослась, появилось много новых экспонатов. Что ж, надо будет повторить визит.

Для желающих посетить Музей автомобильной техники, подскажу, что расположен он по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2а. При выезде с Екатеринбурга дорожные указатели очень часты и информативны, заблудиться трудно.

Музей работает среда — воскресенье с 10.00 до 18.00. Понедельник — вторник — выходные дни.

Входной билет для граждан — 300 рублей, с пенсионеров — по 100.

Будете планировать поездку в Екатеринбург — закладывайте на посещение Музея целый день.

Всем гладких дорог и удачи!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей автомобильной техники УГМК

ул. А. Козицына, 2а, г. Верхняя Пышма, Свердловская область Подробнее об объекте