В последнее время у нас на Туристере часто появляются рассказы и альбомы с ностальгической ноткой. Авторы пишут о своих поездках в места, где прошла их молодость, о музеях, где нахлынули воспоминания. Вот и я хочу поделиться с вами, друзья, небольшим рассказом о музее, где улыбка не сходила с моего лица от входа до окончания экскурсии. Где при взгляде на многие экспонаты в мозгу возникали картинки из прошлого, из старых фильмов и книг.
О Музее автомобильной техники в В. Пышме под Екатеринбургом не написал, наверное, только ленивый из побывавших в нем. А я все не мог до него добраться, все чего-то ждал. То когда он переедет с промзоны на ПМЖ на территорию Музея военной техники, то когда закончится формирование экспозиции после переезда. Ждать надоело, и слякотно — снежным ноябрьским днём спонтанно собрался и поехал.
После открытия музея на постоянном месте прописки Анна08 разместила прекрасный альбом о нем. Но прошло больше полугода, музей развивается — появились новые экспозиции и экспонаты. Только вот много очень их! Рассказать обо всех — не хватит объёма и нескольких альбомов. Попробую показать некоторые, запавшие в душу или близкие сердцу.
Первый «привет из СССР» прилетел сразу, как я вышел с парковки к центральному входу. Словно оказался в Москве на ВДНХ. Мало того, что 4-этажное здание Музея архитектурой неуловимо напоминает первые павильоны Выставки Достижений,
так ещё и перед входом стоят мухинские «Рабочий и колхозница»!
2
Первая добрая улыбка и все… Я понял, что «попал» на воспоминания…
В фойе, на фоне кадров из «Операции Ы…" стоит мотоколяска СМЗ — С3А.
— Где этот инвалид?
Моргунова рядом не оказалось, пришлось мне исполнить роль Бывалого.
2
У входа на 1-й этаж старинный велосипед приглашает прокатиться по дореволюционному Питеру.
1
А стоящему рядом извозчику так и хочется крикнуть:" Извозчик! Гони-ка к „Яру“!»
1
Только посетители попадают вместо «Яра» на Международную выставку автомобилей начала прошлого века.
1
У взрослого «мальчика» при виде всех этих «кабриолетов», «торпедо», «ландоле» мозг отключился…
Между фотографиями на стенах с выдержкой из дневника Николая II
и гербом России с лентой, напоминающей о 300-летии династии, стоит ОН… Легендарный Роллс-Ройс Серебряный призрак…
2
Именно модель 40/50HP, которой принадлежало это имя.
В зале было много молодых папаш с малолетними сыновьями. Только их восторг отличался от моего. Для ребятни это были просто красивые машинки. Для меня здесь была эпоха…
Я не придерживался какого-то маршрута, от одного автомобиля мог уйти к другому через весь зал. Бенцы, Бьюики, Пежо, Кадиллаки и представители других автомастерских, названия которых канули в Лету, как бы звали: «Подойди ко мне! Полюбуйся ближе!»
1 из 4
1
И я шёл к каждому! Все же автомобиль в те годы был больше роскошью. Каждая, даже самая мелкая деталь выглядела пафосно, подчеркивая статус владельца. Какие багажники!
1
Фонари (ещё не полноценные фары) сияли золотом.
1
Хромированные зеркала стояли порой в самых неожиданных местах.
2
А фигурки на капотах? Произведения искусства!
1 из 5
1
Увы, до наших дней победоносно дошла только Ника с Роллс-Ройса,
2
да лев Пежо
1
стал плоским и перекочевал на эмблему. А все эти современные эмблемки на капотах авто представительского класса стали больше похожи на прицелы для фиксации и дальнейшей ликвидации замешкавшегося пешехода…
Пока шёл вдоль этого ряда, в голове звучала мелодия Морриконе из любимого «Однажды в Америке».
1 из 3
1
«Сухой закон», гангстеры…
Заканчивается экспозиция, уносящая нас в первую треть ХХ века, тружениками Фордами моделей, А и Т.
1 из 5
1
Попрощавшись с той эпохой в лице «снегохода»,
2
поднимаюсь на 2-й этаж и оказываюсь в СССР конца 20-х — начала 30-х годов. Автомобилестроение молодой Страны Советов только зарождалось, и на заводах в Горьком и Москве начинается производство лицензионных Фордов. Одной из первых становится «полуторка» — ГАЗ-АА и созданный на её базе ГАЗ-ААА.
В Музее восстановлен образец, который принял участие, а автопробеге Москва — Кара-Кумы — Москва. Напротив грузовичка стенд с макетами эпизодов этого «трофи — рейда».
1 из 4
А мне почему-то вспомнился бессмертный «Золотой теленок», хотя там речь шла о другом пробеге — Москва — Самара.
— Но ведь в пробеге нет никаких Лорен — Дитрихов!..
— …Кто такой Студебеккер? Папа твой Студебеккер? Знатоки! Убивать надо таких знатоков! Студебеккера ему подавай!
В этом же ряду и первые советские легковые автомобили. ГАЗ-М1, легендарная «эмка».
Планируемый, как первый массовый, но не ставший таковым из-за войны, КИМ-10.
При виде этого санитарного фургона, словно наяву, зазвучали слова:«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» ««Кавказская пленница». ГАЗ-55.
2
А уголке зала скромный Шурик с осликом провожают Нину, которая уезжает на микроавтобусе «Старт».
3
Печальна судьба этого автомобиля. Производство кузова из стекловолокна было экономически невыгодно, да и в Риге уже был запущен в производство РАФ.
В центре зала на этом этаже куда-то мчится кортеж из первых советских «членовозов». От «Эмки» до «Чайки». ГАЗ-11, ЗиС-101, ЗиС-110, ЗиС-115.
Собранный в 1955 году на базе «Победы» и ГАЗ-69 внедорожник стал первым в мире с комфортабельным несущим кузовом.
Узнаете эту телефонную будку?
2
Ведь звоня из неё по телефону-автомату, героиня Кустинской радовалась:«Алле, Вава? Ты сейчас упадешь!.." А её Якин в шубе с царского плеча в это время садился в такой кабриолет ЗиС-110.
3
Ряд Москвичей. Я в первую очередь подошёл к вот этим машинам. Первые кроссоверы МЗМА. Москвич — 410 и 411.
1 из 2
2
Но… Опередили они своё время и быстро сошли «со сцены». История завода «Москвич» до начала 60-х годов представлена довольно полно. От 400-го, созданного на базе Опель — Кадет, до 403-го,
1 из 2
2
включая такие раритеты, как 400- пикап и 400-фургон с деревянным кузовом.
1 из 2
1
Возле очередной житейской сценки я завис надолго.
2
Это же песня!!! Как человек, не понаслышке знающий «гаражную» жизнь 70-80-х, я дотошно осматривал экспозицию, выискивая неточности. Первый недочет нашёл сразу — отсутствие вот такого натюрморта!
1
Без этого же к ремонту не приступали! Пришлось воссоздать композицию потом, у себя в гараже.
3-й этаж посвящён годам «позднего» СССР. На входе встречает такая инсталляция — разобранная по узлам и деталям «копейка».
1 из 2
На днях прочитал на новостном портале, что к Новому году это все украсится шариками и будет олицетворять праздничную ёлку. Этот этаж для меня самый «родной». Ведь в те годы и я приобщился к славному племени автомобилистов — любителей.
ВАЗовский ряд. Вот она — «тройка». ВАЗ-2103.
4
За рулём такой, только цвета «зелёный сад», меня, 15-летнего пацана, отец обучал азам вождения. А вот и «пятерка».
Такая белоснежная красавица стала моим первым личным автомобилем… Только 99-й в этом ряду нет…
И в «Волговском» ряду своих 3110 не обнаружил.
2
Зато есть последняя модель «Волги».
1
Поздно она появилась… Вроде бы, и дизайн, и интерьер были неплохи для советского автопрома, но цена не по качеству сборки убивала желание её приобрести. В начале 2000-х иномарки уже не были редкостью на наших дорогах, и на запрашиваемые 400 тыс рублей можно было купить более надёжный автомобиль. В итоге было выпущено 417 штук ГАЗ-3111. А вскоре завод совсем прекратил дальнейшие разработки легковых автомобилей. Бренд «Волга» прекратил своё существование…
Центр зала на 3-м этаже занимают два кортежа «членовозов».
1 из 2
Почему-то вспомнился 1982 год, похороны Брежнева. Может, из-за этого санитарного спецуниверсала, больше напоминающего катафалк?
Четвёртый этаж Музея посвящён мототехнике и спортивным автомобилям. Мир представлен мотоциклами от «Харлея» 1914 года
1
до мечты многих мальчишек СССР — «Явы».
1 из 2
Советский мотопром — в-основном, «Уралы».
1
От положительных эмоций, оказывается, тоже можно устать. Вроде только зашёл, а три часа уже пролетели. Посидев у квасной бочки и не дождавшись продавца,
3
потихоньку направился к выходу. Заглянул в соседний павильон, где выставлены грузовые автомобили. Таких «воронков» вживую я не припомню.
1
А эти молоковозы еще в недалеком прошлом были не редкостью в глубинке.
2
Будучи на 4-м этаже, посмотрел на панораму всего Музея военной техники.
2
За прошедшие почти 3 года с моего последнего посещения территория расрослась, появилось много новых экспонатов. Что ж, надо будет повторить визит.
Для желающих посетить Музей автомобильной техники, подскажу, что расположен он по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2а. При выезде с Екатеринбурга дорожные указатели очень часты и информативны, заблудиться трудно.
Музей работает среда — воскресенье с 10.00 до 18.00. Понедельник — вторник — выходные дни.
Входной билет для граждан — 300 рублей, с пенсионеров — по 100.
Будете планировать поездку в Екатеринбург — закладывайте на посещение Музея целый день.