Вообще, он мне понравился. Я очень ждала этой экскурсии, потому что, как любая женщина, я люблю драгоценности и все, что с ними связано.
Что нового для себя узнала?
Оказывается, для маркировки твердости камней существует определенная шкала, где алмаз -самый твёрдый камень (на 10 баллов), а известняк — самый мягкий. Так вот, мрамор- он где-то на «четвёрочку», именно поэтому из него так хорошо делать различные поделки. В Музее представлены работы из мрамора мастеров 19 и 20 века.
На Урале в богатых домах самоцветы коллекционировали, но хранили свои коллекции не в коробках или на открытых полочках, а в таких вот каменных горках.
Она представляла собой сооружение, у которого обязательно был грот. Чем богаче был хозяин, тем дороже были камни, составлявшие горку, и тем больше по размеру была сама горка.
Что поразило?
Оказывается, на Урале малахита теперь нет. Местные жители шутят, что Хозяйка Медной горы рассердилась на них, и убрала в глубь горы весь малахит, да так, что достать его теперь нет никакой возможности.
Но изделия из малахита по-прежнему изготавливаются здесь, на Урале, как дань традиции. Только теперь малахит привозят сюда из Африки. Там, в Заире, например, его добывают и отправляют в Россию. Однако, отличить африканский малахит от Уральского очень легко. Узор на срезе нашего камня кружевной, невесомый. Мы то птиц видим на малахитовом изделии, то диковинные цветы, то бесконечные облака.
В наше время Уральский малахит можно встретить только в авторских работах. На месте бывших отвалов, то есть, мест, где мастера 19 века выбрасывали обломки малахита, сейчас можно, проведя раскопки, отыскать маленький кусочек малахита, что и делают некоторые современные мастера.
А африканский малахит — без затей. Ровные линии, прямые прожилки.
Еще момент, который поразил и запомнился. На самом деле, чаша, ваза, шкатулка — они сделаны из другого материала, не из малахита. Для основы берётся либо более дешевый и менее редкий змеевик, либо вообще, дерево, а потом тончайшими пластинами из малахита просто оклеивается все изделие. От этого и появляются симметричные узоры на готовом изделии. Конечно, надо понимать, что это огромный и очень кропотливый труд мастера. И одно дело сделать малахитовую столешницу, и совсем другое — фигурку Самой Хозяйки.
Что восхитило?
Вот эта штука вызвала прямо восторг.
Это карта Франции, выполненная из различных пород драгоценных камней.
Сразу скажу, что сейчас в музее хранится реплика настоящей карты, то есть, изделие, созданное по подобию оригинального, немного из других материалов. Оригинал же хранится в одном из музеев во Франции.
Карта была изготовлена в 1900 году в Екатеринбурге, на гранильной фабрике, по заказу Императора Николая Второго для Всемирной выставки во Франции и была задумана как дипломатический подарок французскому президенту (или кто там у них в 1900 году был).
Основа карты- мраморная пластина. Все французские провинции, а их тут 86, выполнены из пластин яшмы разных цветов. Города -из драгоценных камней: Париж — это большой рубин, Гавр — изумруд, Руан — сапфир, другие города обозначены сапфирами, турмалинами, горным хрусталем. Всего городов на карте 106.
Моря, окружающие Францию, выполнены из светло-серого мрамора, а ниточки рек- из платины. Реки и моря подписаны золотыми буковками. Размер карты примерно метр на метр.
Надо полагать, какой фурор она произвела в Париже в начале 20 века, по праву была отмечена Главным призом. Долгое время карта хранилась в Лувре, сейчас перенесена в другой национальный музей.
Ну и разочарование
Конечно, если вы прочитали статью, то уже поняли, что музеем, нашим экскурсоводом, экспонатами я искренне была восхищена.
А разочарование мое связано с тем, что, оказывается, сказы Бажова, которые я с детства считала чистой правдой, в большинстве своём — сказки. Да, существовали Гумешки, и даже мастер Данила в заводе был. Но не мог он из цельного куска малахита выточить чашу или каменный цветок, потому что природный малахит — это маленький камень. Он не бывает больше куриного яйца.
Эх, прямо вот сказку у меня отобрали.
Кстати, в музее существует целый зал, где представлены картины по сюжетам сказов Бажова, написанные в стиле палехской росписи.
Здесь и Серебряное Копытце есть, и Кокованя, и Данила- мастер, и Хозяйка Медной горы и сам писатель в образе сказителя.
А купить что-то в музее можно?
Да, здесь есть магазинчик, где за вполне доступные цены можно купить колечко с канем, добытым здесь же, на Урале.
А в самом музее можно увидеть женские ювелирные украшения мастеров с мировым именем.