«Едва ли найдётся другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточала свои дары» Д. Н. Мамин-Сибиряк
Лучшие друзья девушек — это бриллианты … и не только… Пожалуй, соглашусь, так как сама камни люблю. Поэтому, когда узнала, что в Екатеринбурге существует Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, у меня даже вопрос не стоял быть или не быть идти или не идти.
Идея создания такого музея возникла ещё в конце XIX века в «недрах» Уральского общества любителей естествознания, но реализовать её удалось лишь через сто лет, в 1992 году. С момента своего возникновения музей находится в здании бывшей Аптеки горного ведомства.
4
Двухэтажное здание в стиле классицизма было построено в 1821 году по проекту известного уральского архитектора Михаила Павловича Малахова.
4
Горная аптека была знаменита не только своим архитектором, но и первым аптекарем Густавом Фридрихом Гельмом — учёным, много лет посвятившим изучению химии, минералогии и ботаники.
В музее представлены несколько экспозиций. Осмотр начинается с третьего этажа со знакомства с предметами, выполненными мастерами Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики и Горнощитского мраморного завода в конце XIX начале XX веков.
3
С середины XVII века Екатеринбургская гранильная фабрика обрабатывает твёрдые породы поделочного камня — яшму, агат, родонит, топаз, кварц. Основным направлением деятельности фабрики стало изготовление предметов для украшения дворцовых интерьеров.
8
К разработке проектов привлекались известные архитекторы и скульпторы А. Воронихин, К. Росси, В Стасов, О. Монферран и другие. На фабрику из Петербурга присылались рисунки и чертежи, по которым мастера творили произведения искусства.
Самая большая ваза в экспозиции — ваза из калканской яшмы. Работа по созданию ваз-гигантов требовала большого количества времени и иногда длилась более 10 лет.
3
Выполнялись на фабрике и крупные заказы. Один из них — мозаичная карта Франции, выполненная из различных уральских камней к Всемирной выставке 1900 года в Париже и подаренная императором Николаем II правительству Франции. В экспозиции музея находится копия этой карты.
5
оследним грандиозным заказом Екатеринбургской фабрики было каменное убранство храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге, возведенного на месте убийства императора Александра II. Фабрике было поручено украсить камнем клиросные киоты, сень, балюстраду. Проект храма и его оформление утверждал император Александр III, и главным требованием было выполнить архитектуру и интерьеры в русском вкусе XVII века.
Но самые удивительные и самые милые вещицы, на мой взгляд, популярные в XIX веке каменные шкатулочки, рамки и пресс-папье в виде пластин и объемных композиций из фруктов и ягод, выполненные екатеринбургскими мастерами «в свободное от основной работы время».
5
Изделия, выполненные в в технике флорентийской мозаики.
На Всемирной лондонской художественно-промышленной выставке, где впервые было представлено ювелирное и камнерезное искусство, публику поразили изделия уральских мастеров. Предметом разговоров стала шкатулка, украшенная каменными ягодами.
10
Мастерам каменных ягод посвятил свой сказ «Хрупкая веточка» П. П. Бажов: Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и протча. И на все установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу — из дурмашков, клубнику — из сургучной яшмы, княженику — из мелких шерловых шаричков клеили. Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое-из офата, кое-из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня.
9
Огранка самоцветов — одно из направлений камнерезного искусства. Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался именно с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. В середине XIX века даже сложилась традиция так называемой «Екатеринбургской грани», которая ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров.
4
Какой Урал без малахита?! А уж тем более, музей камнерезного искусства! И он здесь есть!
В малахитовом зале представлены изделия из этого красивого зелёного рисунчатого камня.
4
Малахитовой эпохой в камнерезном искусстве стала первая половина XIX века, когда этот камень стал символом русского богатства. В 1810 году были открыты Меднорудянский, а затем Гумешевский рудники, которые не имели равных себе ни по масштабам запасов, ни по красоте камня. Гумешевский малахит являлся самым качественным и использовался для изготовления чудесных ювелирных украшений. Этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. Как смеялась наш гид — на Исаакий весь уральский малахит и ушёл.
6
Икона "Двунадесятые праздники". Конец XIX — начало XX веков. Малахит, эмаль (ростовская финифть).
Неповторимый рисунок камня делает уникальным каждый предмет.
5
А знаете, как получается такая красота? Оказывается, малахит довольно хрупкий камень и большие предметы сделать из него невозможно! — А как же огромные малахитовые чаши? Например, в Эрмитаже? — спросите вы. После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать. Далее пластины наклеивались на основу и шлифовались. Искусство русских мастеров было настолько совершенным, что создавалось впечатление абсолютной монолитности изделия даже при близком рассмотрении!
4
Какой же Малахитовый зал без Хозяйки медной горы?!
4
Особое внимание в Малахитовом зале привлекает к себе большая минералогическая горка второй половины XIX века, в которой представлено около ста разновидностей уральских поделочных камней.
3
акие минералогические коллекции впервые в России стали делать именно уральские камнерезы.
Современное камнерезное искусство в экспозиции музея представлено авторскими произведениями.
4
Панно "Урал", 1980-е г., поделочные камни.
Просто очаровательные фигурки, выполненные из поделочных камней!
4
А вот эта композиция под названием NO COMMENT меня даже повеселила.
3
Широко представлены также ювелирные изделия современных мастеров. К сожалению, фотографировать через стекло было очень сложно, очень много фотографий пришлось отбраковать, но поверьте — изделия прекрасны и интересны.
3
А теперь мы пройдем с вами в святая святых — Изумрудную комнату. Вход сюда, как и в Золотую кладовую, возможен исключительно с экскурсоводом. Когда мы пришли в музей, выяснилось, что необходимо заранее записываться на экскурсию, но пока мы ходили по залам музея и восторгались изделиями из поделочных камней, нас нашла кассир и предложила присоединиться к экскурсии, которая начнётся вот буквально через несколько минут. Я думаю, что и трёх раз не надо, чтобы угадать — согласились ли мы:).
Изумруды — одни из самых редких самоцветов: часто бывают даже дороже бриллиантов. Наши предки считали изумруд камнем мудрости, хладнокровия и надежды.
А вы знали, что чистота изумруда — не самый важный критерий его оценки?! При покупке, наоборот, советуют отдавать предпочтения камням с включениями, гарантирующими подлинность минерала. Прозрачные и чистые кристаллы очень редки. Добываемое количество таких экземпляров в год насчитывается единицами, и оцениваются они в десятки тысяч долларов за карат.
В России изумруды классифицируют на три категории качества: Первая — включения и трещины заметны только при десятикратном увеличении; Вторая — с незначительными вкраплениями, обуславливающими сгущение цвета на отдельных участках, трещинки незаметны невооружённому глазу; Третья — минералы, содержащие заметные сколы, скопления включений, но пригодные для огранки.
Из богатых трещинами и вкраплениями образцов обычно делают кабошоны или изумрудные жемчужины.
3
Непрозрачные кристаллы, которые называют «изумрудной зеленью» — непригодны для ювелирных целей.
Изумрудные копи были открыты крестьянином Белоярской волости Максимом Кожевниковым в 1830 году, а уже в январе 1831 года под руководством исправляющего должность командира Екатеринбургской гранильной фабрики и Горнощитского завода, обер-гиттенфервальтера Якова Коковина были начаты горные работы и заложены первые прииски — Сретенский, Троицкий и Мариинский.
5
В экспозиции Изумрудной комнаты представлено около 400-от экспонатов из фондов музея. Среди них минералогические образцы изумрудов и уникальные именные штуфы «Новогодний» и «Звездарь».
1
Изумрудный штуф «Звездарь» (на фото в середине) найден в 1990 году, внесён в список крупнейших изумрудных штуфов, найденных на Малышевском (Мариинском) месторождении — общий вес 4150 каратов, длина 9 см. Он представляет собой уникальный образец, по своим качественным характеристикам относящийся к Первой категории.
Крупные размеры, темный цвет и кристалломорфологические особенности штуфа «Новогодний» (справа) также позволяет отнести его к разряду уникальных.
Также в коллекции Изумрудной комнаты представлены великолепные образцы бериллов, аквамаринов и прочих драгоценных камней Малышевского месторождения разной чистоты и огранки.
2
Среди них — александриты. Уральские александриты являются лучшими в мире — они имеют яркий и насыщенный цвет.
Сегодня это один из редких драгоценных камней. Самоцвет назвали в честь Александра II, так как обнаружили минерал накануне совершеннолетия царевича. В настоящее время над поиском, добыванием и перевозкой драгоценного александрита проводится такой же строгий контроль, как и над алмазом.
2
Нам продемонстрировали, как камень меняет цвет при различном освещении. Жаль, что это было очень трудно снять… В общем, не получилось. Поэтому я взяла картинку из интернета.
1
Ещё один образец необычного камня представлен в экспозиции — фенакит. Об этом камне мало, кто знает, он почти не известен на рынке драгоценных минералов. Его не случайно называют уральским алмазом — природа подарила ему блеск и сияние самых знаменитых драгоценных камней. Порой отличить его от бриллианта не под силу даже опытному ювелиру.
2
Фото из интернета — уверена, что фотографировала, но не могу найти среди своих фотографий.
Нашли минерал на Урале почти два века назад и при описании дали ему весьма необычное имя, которое с греческого переводится, как «обманщик». Почему? За схожесть фенактита с горным хрусталём… а ещё с апатитом… и с топазом… и другими камнями. Иногда его путали с кварцем и сбрасывали в отвалы.
Интересная особенность минерала проявляется в способности терять, а затем восстанавливать свой цвет. Карл Фаберже использовал камень в создании своих утончённых украшений. Но в Советском Союзе фенактит нашёл своё призвание в сфере совершенно далёкой от ювелирного искусства. Именно фенакит, добытый в горах Урала, в годы индустриализации стал основным полезным ископаемым для СССР. Его ценили намного выше, чем знаменитые изумруды.
Связано это с тем, что камень использовали как главное сырьё для производства бериллия, который до сих пор носит статус стратегического металла для страны. В 30-е годы его начали использовать как компонент в изготовлении танковой брони вкупе с легированной сталью и никелем. Сегодня бериллием покрывают различные системы современных танков, чтобы улучшить их защищённость, не увеличивая при этом веса. Бериллий, получаемый из фенакита, прочнее стали, в три раза легче алюминия и при этом выдерживает резкие перепады температур. Кроме того, он незаменим и при строительстве космических кораблей.
И всё же, как находясь среди такого количества драгоценных камней, нельзя не упомянуть о ювелирных изделиях!
1 из 3
2
Но и на Изумрудной комнате наш день не закончился! Переговорили с экскурсоводом о возможности попасть в Золотую кладовую, и она пообещала уточнить у директора. Не прошло и пяти минут, как к нам вышли и предложили оформить экскурсию, что мы и побежали делать.
2
В Золотой кладовой представлена достойная коллекция русского серебра, в основном столового. Все предметы снабжены клеймом, позволяющим достаточно точно определить время и место изготовления.
1 из 3
2
оскошная ваза для фруктов из ограненного стекла в серебряной оправе, с ручками в виде фигурок лебедей с изысканным изгибом шей и тончайшей отделкой деталей, выполнена в одной из известнейших мастерских Петербургского отделения фирмы Фаберже — мастерской Ю. А. Раппопорта.
6
Замечательными по качеству предметами представлено эмальерное направление в русском серебряном деле.
8
Виртуозное владение ювелирными техниками позволяло мастерам ведущих фирм имитировать в серебре другие материалы: плетение из лозы и бересты, холст, старую смятую ткань или кожу.
1
Для середины XIX века характерно появление предметов с, так называемыми, дутыми деталями, выполненными с целью экономии металла и создания объемных композиций при небольшом весе. Как пример — брошь с жемчугом. Золотая подкова с бриллиантово-сапфировыми «гвоздиками» соединена с платиновыми «удилами».
3
В музее сложилось большое собрание произведений современных уральских ювелиров, основателей и продолжателей традиций уральской ювелирной школы.
6
И, конечно, золотые самородки.
1
Восхитительные, дивные, бесподобные, великолепные! — такими эпитетами награждали мы произведения высочайшего ювелирного искусства, переходя от витрины к витрине. И снова посетую, что множество фотографий пришлось отбраковать.
И в заключение, мы посетили Бажовский зал. Основой экспозиции зала является серия из 11-ти лаковых панно по мотивам сказов уральского сказочника. Панно выполнены в традициях искусства мастеров Палеха.
7
Для самых юных посетителей музея в этом зале проходят экскурсии «Первое знакомство с музеем», костюмированные экскурсии «В гостях у Хозяйки Медной горы», изготовлены специальные сидения-качалки: лошадки и петушки.
Мы покидаем это удивительное место, находясь под огромным впечатлением! И, если вы спросите меня, стóит ли тратить время на этот музей, я отвечу — обязательно!