Музей истории камнерезного и ювелирного искусства Урала открыт в 1992 году, а сама история этого искусства совсем не на много моложе города.
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства Урала открыт в 1992 году, а сама история этого искусства совсем не на много моложе города.
Музей, рассказывающий об основании камнерезного дела на Урале расположен в здании бывшей Горнозаводской аптеки, построенному по проекту талантливого архитектора Павла Михайловича Малахова (1781–1842).
В здании три этажа и осмотр начинается сверху. Экспозиция на третьем этаже называется «Камнерезное искусство XVIII- XX веков Императорской гранильной фабрики и уральские гранильные промыслы».
Достижениями в камнерезном деле, так же как и всей историей города, Екатеринбург обязан Василию Никитичу Татищеву. Уже через два года после основания города Василий Никитич заключает контракт на 5 лет с мастером-гранильщиком из Стокгольма Христианом Рефом. В 1726 открывается гранильная мастерская, положившая начало Екатеринбургской гранильной фабрике. В горных школах кроме других знаний стали обучать и гранильному делу.
После отъезда Рефа в 1737 году Татищев находит швейцарца, каменных дел мастера Якова Рейнера, при котором началась разработка мрамора в поселке Горный Щит.
Первоначальная ручная обработка мрамора была заменена механической с помощью машин, построенных в 1747 году талантливым уральским механиком Н. П. Бахаревым.
У Бахарева был ученик Иван Сусоров, который сделал чертежи оборудования Петергофской гранильной фабрики, когда отвозил заказ в столицу. Через год в Екатеринбурге уже работало новое оборудование.
Иван Ильич Сусоров родился на Урале, в Верхотурье и подростком был взят на учебу в Екатеринбургскую геометрическую школу по указу Татищева. За сорок лет своей жизни Иван Сусоров создал много разных машин и механизмов и уральское камнерезное искусство многим ему обязано.
19 декабря 1751 года основана Екатеринбургская гранильная фабрика, находящаяся в ведении Кабинета императорского двора.
На Урале не хватало поделочных камней. В 1765 году Екатерина II направила в Екатеринбург Якова Михайловича Данненберга для улучшения организации работ гранильных фабрик, которому были выделены средства и работники. Сразу по приезде Яков Михайлович учреждает Горнощитский мраморный завод, который успешно снабжает материалом гранильные фабрики. По Оренбургской и Пермской (куда входил Екатеринбург) губерниям он организует поисковые работы, командируя своих мастеров и чиновников. Поисковые экспедиции открыли новые и возобновили старые месторождения мрамора, яшм, агата, сердолика и других цветных камней.
В 1782 году был получен заказ на изготовление ваз. Была выточена ваза из темного топаза, а потом пошли вазы из яшм и других поделочных камней. В коллекции музея изделия не ранее XIX века, по ним можно представить какими были первые вазы.
С 1797 года Екатеринбургская гранильная фабрика перешла в ведение Академии художеств. К разработкам проектов стали привлекать известных скульпторов и архитекторов А.Воронихина, К.Росси, И. Гальберга, В. Стасова, О. Монферана, Н. Бенуа, А. Брюллова, что повысило художественный уровень изделий. На выствке представлены листы из альбомов гранильной фабрики.
Эскизы присылались из Санкт-Петербурга, в музее хранятся два альбома с такими эскизами.
С 1811 года Екатеринбургская гранильная фабрика и Горнощитский мраморный завод стали собственностью Его Императорского Величества.
Фабрика обслуживала Двор, но иногда получала разрешение на выполнение других заказов.
В большом количестве изготавливаются детали архитектурного декора.
В Петербург в XIX веке было отправлено много крупных ваз для украшения дворцов и Эрмитажа. И только одна большая ваза из калканской яшмы осталась в Екатеринбурге и является экспонатом музея.
Фабрика изготавливает декоративные каменные столешницы.
В XIX веке стало очень модым изображения фруктов.
Выполнялись и изделия по методу флорентийской мозаики.
В 1823 году найдены уральские сапфиры, в 1829- алмазы, а в 1831 году на Урале открывают изумрудные копи. Большую часть изумрудов гранили в Екатеринбурге.
Для Промышленной выставки во Франции была создана из поделочный камней карта Франции.
На выставке в Париже в 1900 году карта Франции была высоко оценена.
В XX веке преемником Екатеринбургской гранильной фабрики стал завод «Русские самоцветы», изделия которого представлены в фойе на втором этаже.
Из поделочный камней на заводе изготовлена карта Свердловской области.
Завод «Русские самоцветы» работал до 2004 года.
Продолжают камнерезные традиции частные предприятия Екатеринбурга.
На втором этаже музея располагается Малахитовый зал.
Благодаря русским мастерам появился новый стиль в изготовлении изделий из этого радующего глаз камня. Этот стиль назвали " Русская мозаика». Камни распиливались на тонкие плстины и из пластин складывали узор.
Несколько залов второго этажа посвящено изделиям уральских ювелиров.
В музее постоянно сменяются временные выставки. В марте—апреле этого года проходила выставка «Улыбка китайского бога».
Спускаясь по лестнице со второго на первый этаж можно полюбоваться мозаичными панно, выполненными из уральских камней.
Напротив входа в музей между двух красивых ваз из яшмы столешница из Орской яшмы, изготовленная ОАО «Русские самоцветы» в 1980 году.
Вазы по бокам от столешницы тоже очень хороши.
Надпись «Продолжение осмотра» ведет в Бажовский зал, где можно полюбоваться панно, выполненными мастерами Палеха специально для Бажовского зала в Екатеринбурге. Одиннадцать лаковых панно были подарены музею.
Здесь можно увидеть Хозяйку медной горы и даже не одну.
Можно познакомится и с апартаментами Хозяйки в минералогической горке и посмотреть на Данилу-мастера.
Музей очень интересный. В музее кроме общей экспозиции есть Изумрудная комната и Золотая комната, куда вход только с экскурсией, по записи. Временные выставки постоянно меняются, всегда можно найти что-то новое. Новые экспозиции привозят из разных районов страны.
Музей работает ср, пт, сб, вс с 11 до 18, Чт с 12 до 18. Пн, Вт — выходные. Билет стоит 400, льготный — 200 рублей.