Литературный квартал в Екатеринбурге находится в центре города. Здесь расположены дома, в которых родились и жили известные Уральские писатели: Дмитрий Мамин-Сибиряк, Фёдор Решетников, неподалёку можно увидеть дом- музей Бажова, музей кукол. Да и вообще, старинной улочки, кажется, не коснулось время. Здесь, как и в 19 веке, брусчатка, тенистые деревья, верстовые столбы и деревянные дома с резными наличниками.
Ну, а мы решили посетить дом-музей писателя Решетникова. Не потому что мы какие-то ярые поклонники этого литератора, конечно. Более того, со стыдом признаюсь, что до поездки в Екатеринбург о существовании этого человека я даже не подозревала.
Просто так как писатель родился в семье почтмейстера, а комнаты в его доме сдавались почтальонам, то здесь сейчас к тому же и музей почтовой службы. А вот это уже интересно. Так что, узнали и писателе, и о ямщиках узнали много интересного.
Во дворе, мощеном камнем, нас встречает железная леди. Что она тут делает и какой смысл несёт, мы так и не поняли. Видимо, просто оригинальная работа современного художника- сварщика нашла приют в старинном дворе.
В доме, как и в обычном музее -экспонаты, связанные с жизнью почты того времени и одновременно с жизнью писателя, так как отец Решетникова был начальником почты.
В витринах -документы, письма, открытки, конверты с сургучными печатями.
В маленьких комнатках воссоздана обстановка начала 19 века.
Занавески на окнах -подлинные вещи семьи почтмейстера, как и большая часть мебели. Дом достаточно зажиточный по тем временам, как мне кажется.
Узда, хомут, вожжи, дуга
Далее осматриваем конюшню и каретный сарай, которые составляют Почтовое подворье.
Лошадь Сеня (потому что она из сена) демонстрирует части упряжи. Кто не знал, что такое узда, хомут, колокольчик, дуга, тот может познакомиться с этими предметами быта позапрошлого столетия. Лошадь впряжена в телегу.
Кстати, интересно было слушать о том, как царь-реформатор Петр Первый пытался заставить российских ямщиков и почтальонов при въезде в деревню или город, куда они направлялись, дудеть в рожки, как это делают европейские почтальоны. Но наши наотрез отказались. Только я так и не поняла, почему. Единственное, на что согласились, так это подвешивать под дугу своей лошади колокольчик.
Такой звон стал в нашей стране не только символом почты, но и был воспет во многих песнях и романсах. Помните?
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Заливается песнь ямщика.
Тарантас, карета, сани, коляска, дрожки
А вот что такое коляска-эгоистка и чем она отличается от дрожек, это вопрос посложнее для нынешней молодежи. Мы узнаём, что легкая коляска для одного человека выглядела так
В этой карете по зиме за месяц можно было доехать до Петербурга. За козлами зимой устанавливали печку и ставили ведро с замороженными щами. Так и ехали: печь топили, на ней щи грели и сами грелись.
А основа тарантаса плелась из верёвок, поэтому была легкой, на дороге (ну все мы знаем, какие у нас дороги были и есть) ее нещадно мотало, то есть, тарантило. Кроме прочего, деревянные колёса без рессор комфорта седокам в путешествии не добавляли. Ну зато здесь крылья есть: они от грязи летом немного защищали.
Еще здесь хранятся сани-розвальни. Ну их все узнали: на них же боярыню Морозову (с картины Сурикова) в ссылку отправили. Конечно, маленькую елочку на таких же положено из лесу домой возить.
В целом, интересно и познавательно.
Ну и последний этап — подвал дома почтмейстера.
Почтальоны иной раз месяцами не бывали дома, поэтому для них были придуманы такие дома, где можно отдохнуть, переночевать, пообедать пообщаться.
Здесь воссоздана обстановка двухсотлетней давности, а экскурсанты знакомятся с посудой, одеждой, домашней утварью и традициями того времени.
Это слова, значение которых молодые люди уже слабо себе представляют. Так вот здесь они могут не только посмотреть на них, но и подержать в руках. Я считаю, что это здорово!
Больше фотографий можно увидеть в фотоальбоме на страничке «Чемоданного настроения»