«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Эта цитата вождя мирового пролетариата идеально вписывается в историю Свердловской киностудии. Почему? Подумайте сами, дата рождения Свердловской киностудии 9 февраля 1943 года — это самый разгар войны, а первым директором киностудии назначают конструктора Уралмашзавода важнейшего на тот момент оборонного предприятия.

В феврале этого года Свердловская киностудия отметила свой 80-летний юбилей. Это ли не повод навестить юбиляршу? Здесь проводят экскурсии, как для организованных групп по предварительной договоренности, так и для сборных. Для последних по субботам и воскресеньям.

3
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Нам можно сказать сказочно повезло, наш экскурсовод Александр — потрясающе эрудированный и интересный рассказчик, а главное с тонким чувством юмора.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Итак, начнем мы с истории мирового кино, истории кино на Урале, а затем и Свердловской киностудии. А затем прогуляемся по другим студиям, где хранятся артефакты.

Для человечества кино — это что-то новое, что появилось буквально вчера. Нашему виду 50–60 тысяч лет все это время мы живем со всем видами искусств, кроме кино. 140 лет назад, появившееся кино является чем-то неисследованным. Кинематография появилась благодаря искусству развития фотографии, а точнее благодаря одному эксперименту.

В США два богатых фермера поспорили, все ли копыта отрывают лошади во время галопа разом от земли. Для этого устроили эксперимент, который поддержал губернатор штата. Наняли фотографа, установили 4 камеры. Протянули к ним веревочки, и когда лошадь скакала, она последовательно рвала эти четыре веревочки. Срабатывали затворы фотоаппарата. Так появилась первая гифка. После этого эксперимента у многих в головах появилась идея видео. Но победил в этой гонке всем известный Томас Эдисон.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

И его можно назвать дедушкой кинематографа. Он не единственный, кто изобрел кинематограф, но его изобретение кинетоскоп лежит в основе этого изобретения. Грубо говоря, изобретение представляло из себя деревянный ящик с дыркой, в котором можно посмотреть 15 секундный ролик. Сюжеты были самые разные.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Причем Эдисон параллельно со своим напарником изобрел звуковое кино и знал, что можно сделать широкоэкранное кино, но внутренний коммерсант победил изобретателя, желание заработать оказалось сильнее. На этих аппаратах Эдисон заработал 850 тысяч долларов.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Братьев Люмьер можно смело назвать родителями кинематографа.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Они сделали то, о чем Эдисона просили — синематограф. Братья Люмьер сняли первое в мире широкоэкранное кино всем известный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Случилось это в 1896 году. Всем известна легенда про, то что, когда люди видели фильм они пугались приближающегося поезда. Но на самом деле это всего лишь маркетинговый ход создателей, так братья привлекли внимание публики к фильму.

История кино в Екатеринбурге началась спустя каких-то 6 лет в 1902 году. Именно в этот год здесь снимается первое кино. И это удивительно, ведь город получил свое развитие лишь в 30-е годы. Случилось это потому, что в городе жил уникальный человек фотограф Вениамин Метенков.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Он снял первый документальный фильм «Добыча мрамора в окрестностях Екатеринбурга». Прошло несколько лет с момента выпуска фильма братьев Люмьер, а мы уже имеем разноракурсную съемку, монтаж, попытку снимать статичную фотографию, выдавая ее за панорамную съемку. Это прорыв. И где? В провинции. Это не Москва и не Санкт-Петербург, это Екатеринбург.

Метенков стал не только основоположником уральского кино, но и задал тенденцию на ближайшие годы. Вплоть до 40-х уральские режиссёры снимали только документальные ленты. Даже первой профессиональной студией стала открытая в начале 30-х Свердловская студия кинохроники, которая выпускала киножурнал о жизни региона «Сталинский Урал». Кстати, в 1951 она была присоединена к киностудии.

Казалось бы, когда говорят пушки, музы молчат, но на Урале произошло по-другому. В годы войны появился запрос и на другие виды фильмов, включая игровые. И в 1943 году происходит знаменательное событие — организация Свердловской киностудии. Во время войны в Свердловск эвакуировали театры, музеи, институты… часть киностудии «Ленфильм» должен был быть эвакуирован в Алмату, но по каким-то причинам этот состав не доехал. Он остался в Свердловске.

Переполненные артистами, режиссёрами и профессурой Свердловск и ближайшие города стали центром культурной жизни, и это дало толчок выпуску приказа «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов». Приказ вышел в феврале 1943 года, а в январе 1944-го газеты писали о завершении строительства кинофабрики. Она заработала в реконструированном здании Клуба строителей (сейчас в этом здании располагается ТЦ «Сити-Центр», но об этом позже).

Первым директором стал бывший конструктор Уралмаша Александр Шитов, а должность художественного руководителя занял режиссёр «Ленфильма» Александр Ивановский, автор комедий «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится».

Но первым игровым фильмом Свердловской киностудии стала не драма, не история о трудовых и военных подвигах, а комедия «Сильва». В основу сюжета легла оперетта Имре Кальмана «Королева Чардаша».

2
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

С нее, по сути, и началась история уральского кино, хотя в это же время снимали и документальные фильмы, например «Урал кует победу».

Администрация киностудии планировала снимать серьезное кино. Но художественный руководитель студии, режиссер Александр Ивановский, настаивал на комедии. Во-первых, он специализировался на этом жанре в довоенные годы, а во-вторых, считал, что во время войны зрителям нужнее легкое и красивое кино, а в третьих в городе работл Свердловский театр музыкальной комедии, так что артистов найти не проблема. Эту идею он согласовал напрямую с Госкино.

Создатель музея Свердловской киностудии Лев Эглит вспоминал: «Несмотря на то, что это был правительственный заказ, снимать фильм приходилось в сложных условиях. Режиссёрам не разрешали работать днём, так как осветительная техника потребляла много электроэнергии, которая была так необходима заводам и фабрикам, выпускавшим военную продукцию. Снимать приходилось по ночам, и это выматывало актёров, операторов и подсобных рабочих…».

Предположения Ивановского оказались верными: «Сильва», которая вышла в 1944 году, имела большой успех. Режиссер и актеры стали получать огромное количество писем со всего Союза. Хотя, критики поругали фильм за буржуазность.

В 1948–1956 киностудия выпускала только документальные, научно-популярные, учебные фильмы. В 1950 научно-популярный фильм «Соперники» (реж. Я. Задорожный) был удостоен Сталинской премии.

Золотой век уральского кино пришелся на конец 1950-х — 1980-е годы. В этот период киностудии благоприятствует все: поддержка Госкино, отлаженный процесс кинопроизводства и, конечно, потенциал творческих команд.

Но, начиная со второй половины 50-х, выпуск игровых фильмов возобновился. С 58-го тут выходили по 2–3 художественные картины в год.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Автором по-настоящему интересных, кассовых лент стал Ярополк Лапшин, который прибыл на киностудию выпускником ВГИКа.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Кстати, именно его «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова стала одним из пионеров советского многосерийного кино, которое появилось в конце 1960-х. Известно, что в Госкино режиссеру отказали в запуске этой экранизации, сославшись на то, что советскому зрителю не нужны истории из жизни капиталистов-хищников. Вот почему фильм ставился на телевидении в четырех сериях, а после его успеха в ведомстве дали разрешение на выпуск двухсерийной версии на большом экране. Затем последовали «Приваловские миллионы», историческая сага «Демидовы», благодаря которым режиссер стал считаться летописцем Урала и Сибири, а его картины — визитной карточкой Свердловской киностудии.

2
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

На Свердловской киностудии дебютировал как режиссер Михаил Козаков с фильмом «Безымянная звезда». Владимир Хотиненко тогда еще выпускник Архитектурного института, первоначально работал художником на киностудии и параллельно учился на Высших режиссерских курсах у Никиты Михалкова. В 80-е он снимал свои первые киноленты здесь же: «Рой», «Один и без оружия», «В стреляющей глуши», «Зеркало для героя», «Спальный вагон».

В 80-е годы на Свердловскую киностудию пришёл работать ассистентом режиссёра пока ещё неизвестный Алексей Балабанов. В городе шла бурная неформальная жизнь, он был её частью, и снимал в фильмах своих знакомых — группы Nautilus Pompilius и «Урфин Джюс», Настю Полеву, Егора Белкина и других участников свердловского андеграунда. На киностудии он выпустил три фильма: «Раньше было другое время», «Настя и Егор» и «У меня нет друга, или One step beyond», а в 1990-м году переехал в Санкт-Петербург и уже там стал тем самым знаменитым Балабановым.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

В 70-е годы здесь появилось Объединение художественной мультипликации, которое выпустило мультфильмы по произведениям Бажова и Мамина-Сибиряка. Одним из самых известных анимационных фильмов стала кукольная трилогия «Про Веру и Анфису», позже появились любимые многими мультфильмы «Бурёнка из Маслёнкина», «Ромка, Фомка и Артос», серия фильмов про мумми троллей, «Кот в колпаке».

В Советском Союзе было около 50 кинокомпаний разного калибра. Среди региональных киностудий Свердловская была самой молодой и, кстати, единственной, которая выпускала кино всех жанров и видов: игровое, анимационное, документальное, научно-популярное. Здесь работало более 1000 человек.

Всего на Киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 анимационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

2
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

В 90-е годы история киностудии сама была похожа на остросюжетный криминальный боевик: история с долгами, украденными составами с бензином, криминальными разборками, стрелками с грузинским бандитами… И такой фильм есть! О жизни (а точнее — о выживании) киностудии в 90-е Алексей Федорченко (кстати, сам участник этих событий) снял фильм «Кино эпохи перемен».

В 90-е годы Свердловская студия чуть было не прекратила существование. Здание бывшего Клуба строителей сдали в аренду торговому центру, который работает там до сих пор, а поредевший коллектив переехал в аварийное помещение по другому адресу. Пережив голод и холод в прямом смысле, так как первое время работать, приходилось в неотапливаемом здании, киностудия выплыла. Сдавала помещения в аренду, снимала рекламные ролики, словом, было как везде…

На самом деле техническое оснащение киностудии было исчерпано к концу 80-х годов. На киностудии создали цех для обработки и улучшения качества плёнки, но затраты оказались впустую, так как советские плёнки вскоре вообще перестали выпускать. Несмотря на проблемы, именно в этом десятилетии студия выпустила самое большое количество фильмов, среди которых были «Демидовы» со звёздным актёрским составом, драмы «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Прощание славянки», «Продлись, продлись, очарованье…», фантастика «Зеркало для героя» начинающего режиссёра Владимира Хотиненко и боевики «Я объявляю вам войну», «Один и без оружия», «Найти и обезвредить».

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

В эти же годы анимационная студия приказала долго жить… И художник-мультипликатор Александр Петров, работавший на киностудии до 1992, создает свою самую известную работу «Старик и море» уже в Канаде и получает за нее Оскар.

К началу «нулевых» у студии не осталось долгов, но не было и кинопроизводства — за последние десять лет можно было вспомнить разве что детектив «Сыщик Петербургской полиции» и боевик «Мафия бессмертна».

Киностудия провела ребрендинг, превратившись в Sverdlovsk Film Studios, и выпустила несколько фильмов — «Егерь», «Золото», «Первые на Луне» и один из последних фильмов Ярополка Лапшина «На полпути в Париж».

В 2021 году Министерство культуры вспомнило о Свердловской киностудии и решило ее реанимировать, выделив деньги. Теперь у киностудии есть одна камера стоимостью в 18 млн. За 2022 снято 10 фильмов и в 2023 планируют снять столько же. В основном это документальные и короткометражные фильмы. Вновь открыта Школа кино, где бесплатно обучают специалистов второго состава киногруппы при поддержке Министерства культуры РФ. Тем профессиям, которые не требуют высшего образования. Как сказал наш экскурсовод: «для тех, кто хочет в удивительный, потрясающий мир алкоголизма, разрушенной личной жизни, непонятных перспектив и низких зарплат».

После такого экскурса в историю мы прошлись по основным помещениям киностудии: лаборатория, костюмерная, мастерская реквизита. И это было самое увлекательное и интересное в этой экскурсии.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

В монтажном цехе экскурсовод расскажет вам, как происходит монтаж, как проходит предпросмотр и сколько стоит один метр пленки… И это просто магия! Магия кино…

1 из 4

В костюмерной можно увидеть костюмы к известным фильмам: «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда».

1 из 7

Кстати, художником по костюмам последнего был Слава Зайцев. Именно он сшил платье Вертинской. Белое. На тот момент он был молодым художником по костюмам и не знал, что белое в кино не снимают. Белый цвет сильно отражает свет. И когда Козаков это увидел, то с ним случилась просто истерика. И тогда Слава Зайцев выкрутился из сложившейся ситуации следующим образом, он опустил это белоснежное платье в чан с чаем, и оно приобрело белый кинематографический цвет.

3
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Это платье возили к Вячеславу Зайцеву на Модный приговор на один из его юбилеев. А теперь его можно увидеть здесь (на фото ниже крайнее справа).

1 из 3

Как известно, самый дорогой жанр в киноиндустрии — это историческое кино с большими батальными битвами и дорогими костюмами. Так чтобы сшить боярский кафтан времен Ивана Грозного придется раскошелиться примерно на 40 тысяч рублей. Плюс еще столько же на оставшиеся детали костюма: рубаха, штаны, сапоги и т. д.

И вот беда эти костюмы одноразовые. Не в смысле, что так пошиты, а в том смысле, что вряд ли кто их будет использовать еще. Ну, разве что один раз и спустя продолжительное время.

Здесь же можно было примерить что-нибудь на себя. Но времени дали мало, поэтому мы успели примерить лишь головные уборы.

1 из 2

И последней была мастерская реквизита. Работа реквизитора самая сложная. Хотя, реквизит более универсальный и может использоваться неоднократно. В мастерской можно увидеть макеты,

4
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

доспехи,

3
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

оружие,

3
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

танки,

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

самолеты, отрубленные головы и конечности…

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Строительство миниатюрных моделей в киноиндустрии востребовано до сих пор, когда для эпизода фильма требуется показать, а чаще разрушить какое-нибудь здание, ландшафт или уничтожить дорогостоящее транспортное средство. В этих случаях даже сейчас кинематографисты далеко не всегда обращаются исключительно к компьютерной графике, потому что физическая имитация лучше передает свойства реальных предметов, нежели цифровая копия при взаимодействии с огнем и водой, да и в ряде ситуаций сделать вживую обходится несколько дешевле и выгодней, чем в 3D.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Во всем мире реально не так много фильмов, в которых приняла участие техника и куча массовки. Если ты, конечно не Сергей Бондарчук и не метишь в Книгу рекордов Гиннесса за самую массовую батальную сцену в истории мирового кино.

Здесь же поговорили об изготовлении исторических доспехов и холодного оружия.

1
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Мы узнали, каким оно должно быть и из каких материалов, подержали в руках фальшион, послушали рассказ о том, каким он должен быть, примерили шлемы, посмотрели на костюмы и узнали про допущенные при их изготовлении ошибки.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

1 из 7

Билет на обзорную экскурсию на Яндекс-афиша стоит 350 рублей. Различные турфирмы предлагают более расширенные варианты экскурсий, с посещением каких-либо мастерских: звукозаписи, гримерной, анимационной студии и мастер-классами. Цена будет дороже, но везде разная.

2
«Важнейшим из искусств для нас является кино»

Если вы решили, что ограничитесь прочтением этого рассказа, то я вам скажу, что это лишь часть информации, которую вы узнаете на экскурсии. Вы познакомитесь не только с прошлым, настоящим и будущим кинематографа, но услышите удивительные, а иногда и неожиданные истории создания любимых фильмов, узнаете секреты кинопроизводства и прикоснетесь к магии кино. Ведь здесь все пропитано духом уральского кино.

Источники:

История нашего кино: Свердловская киностудия (domkino.tv)

Дерзкие и талантливые: как на Урале появилось кино (sverdlovskfilmstudio.com)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей кино Свердловской киностудии

Ленина проспект, 50ж Подробнее об объекте