Продолжаем знакомиться с техническими музеями столицы Урала.
Как там у классиков?
— Трамвай построить, — сказал он — это не ешака купить… И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев».
В наступившем 2019 году в Екатеринбурге пройдёт юбилей события, о котором, уверен, большинство жителей и не знают. 90 лет, как в городе прозвенел первый звонок об отправлении на маршрут первого вагона трамвая.
Улица Степана Разина, практически центр города. Неприметная вывеска на здании — Музей истории трамвая и троллейбуса Екатеринбурга. Зайдем?
По указанному телефону ответил молодой человек и попросил подождать несколько минут, пока он закончит экскурсию. Спустя некоторое время в фойе быстрым шагом вышла небольшая группа студентов- первокурсников в сопровождении зрелой дамы. Для них экскурсия закончилась, ну, а для нас она началась.
Музей трамвая сравнительно молодой. Он открылся в 1998 году. Конечно, по меркам крупного мегаполиса музей небольшой. Но радует увлеченность молодых ребят — сотрудников, с которой они рассказывают об истории и развитии городского электротранспорта. Попробую в небольшом отчете рассказать вам о музее, об экспонатах и об истории трамвая в нашем городе.
Помимо самого помещения, музей располагает площадкой за углом здания, примыкающей к депо, где выставлены 4 восстановленных вагона, которые курсировали по городу до 80-х годов.
1
К сожалению, старинных троллейбусов не сохранилось…
Первая попытка проектирования трамвая в Екатеринбурге была ещё в начале ХХ века. Первая Мировая, затем революция помешали этому. К концу 20-х годов город начал бурно развиваться. Автобусов катастрофически не хватало, извозчики драли бешеные по тем временам деньги — 35 копеек (поросенок стоил 30 копеек). Конка, бывшая в ходу в обеих столицах и некоторых крупных городах России, не планировалась.
1
С области стали привозить рабочих для прокладки путей. Одним из стимулов было последующее трудоустройство. С 3-х классным образованием обещали работу кондуктором, а с 8-летним — водителем.
И вот 7 ноября 1929 года состоялось открытие первой линии. Вокзал — Цыганская площадь. Чуть больше 13 километров. Кондуктор дернул за веревку звонка
и вагон тронулся в путь. Стоимость проезда была 3 копейки. Такой она и оставалась практически до конца ХХ века. На маршруте эксплуатировались вагоны серии «Х» Мытищинского завода.
1
Деревянные, обитые сверху железом. Неотапливаемые, с минимумом сидячих мест.
Зимой водителю, чтобы согреться, на конечных станциях клали в кабину горячие кирпичи.
Отдельные вагоны серии «Х» проходили до 1972 года.
После войны, в 1950 году, в город поступили вагоны МТВ — 82 Тушинского завода.
Простые, но надёжные в эксплуатации. Мягкие сиденья хоть как-то не давали замерзнуть пятой точке в не отапливаемых салонах.
Эти вагоны эксплуатировались до 1980 года. В музейном образце почему-то в вагоне не стоит кассовый аппарат, которые были введены вместо кондукторов в 1959 году.
«Кассы совести»… Помню, как гражданки пенсионного возраста, катающиеся в трамваях непременно в часы пик, сидели и стояли у аппаратов и бдили за тем, сколько монет упало на ленту, и сколько оторвалось билетов… Но «зайцев» хватало. Потом были поставлены кассы — автоматы,
но и это не улучшило ситуацию. В ТТУ в 1973 году подсчитали, что каждый житель города проехал 20 раз бесплатно. А город — миллионник… Затем наступила эра абонементов. Их продавали водители, и на остановках стояли автоматы по продаже.
А в вагонах установили компостеры. Рычажные
и кнопочные.
В 60-х годах в Свердловск поступили первые вагоны чехословацкого завода «Татра» серии «Т — 2».
С комфортабельным салоном, более вместимые.
Да и в кабине водителя исчезли контроллеры и она перестала походить на кабину электровоза.
Правда, не «Т-2» стали «править бал» на маршрутах, а модифицированные «Т-3».
Эти вагоны до сих пор в работе. В конце 60-х годов в город поступили 20 сочлененных вагонов «Татра» серии «К-2».
Хоть и были они гораздо вместимее,
но себя не оправдывали. Не хватало мощности в часы пик подняться на горки, коих в городе немало. И в 1980 году эти вагоны были сняты с маршрутов. Кстати, этот вагон — единственный, сохранившийся в России.
На стендах в музее можем увидеть интересный экземпляр книги. В начале 50-х годов в Управлении заметили, что водитель Крутов с маршрута N5 заметно экономит электроэнергию. Была выпущена книга — пособие (скорее, инструкция) по методу экономии.
И по желанию с «самого верха» этот метод посоветовали распространить по странам социалистического содружества. Так появился экземпляр на китайском языке.
На одном из стендов рассказывается о трамваях в городах Свердловской области.
Есть на севере области город Волчанск, который внесен в Книгу рекордов России, как самый маленький город страны с трамвайным движением. Представьте. Население — 9,5 тысяч человек. Город разделен на северную и южную часть. Между ними 7 километров тайги. И вот по одноколейной линии с севера на юг, через этот лес и заросшие луга, курсирует вагон.
Волчанский трамвай. Фото из интернета.
Время в пути — 25 — 30 минут в одну сторону.
К сожалению, на площадке нет ни одного троллейбуса. Да и в музее этому транспорту уделено мало внимания. Есть, правда, модель
и несколько фото.
И такой факт — все модели на стендах выполнены одним из наших экскурсоводов!
Много говорили с ребятами о дальнейшем развитии электротранспорта в городе, о перспективах. Это, конечно же, скоростной трамвай, который должен связать Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Вот только бы не помешало этому развитию планирующаяся транспортная реформа в городе и свершившееся накануне Нового года объединение ТТУ и автобусного предприятия.
Конечно, в нашем музее не такая большая экспозиция, как в других городах. Но остался доволен. Хотя бы тем, что посетил интересное место с интересными, любящими своё дело, людьми!
Музей истории трамвая и троллейбуса г. Екатеринбурга расположен по адресу ул. Степана Разина, 51.
Работает пн — пт с 10.00 до 17.00 (пт до 16.00) Сб — вс выходные дни.
Вход бесплатный.
Предварительно надо позвонить по телефону 257-23-41, согласовать дату и время посещения.