Перед Новым годом я ходила в галерею «Синара Арт» на выставку «Марк Шагал. La Bible». На этой выставке можно увидеть 64 работы художника — многоцветные литографии, иллюстрирующие события Ветхого Завета. Каждая работа сопровождается выдержками из библии, что позволяет одновременно читать текст и видеть авторское восприятие художником Священного Писания.
Эта выставка особенно интересна, потому что работы Шагала в Россиии можно увидеть нечасто, их в своей коллекции имеют редкие музеи.
7
На выставке можно познакомиться с краткой биографией художника. Марк Захарович Шагал родился 24 июня 1887 года в местечке Лиозно неподалеку от Витебска в большой патриархальной еврейской семье, но большая часть его жизни прошла во Франции. О нем писали, что это «художник, талант которого не вписывается в рамки одной национальности или одного художественного направления».
3
Библейские мотивы проходят через все творчество Шагала, Священное писание было его настольной книгой с еще детских лет. Библейские сюжеты часто встречаются в раннем творчестве Шагала, но позднее он скажет: «Тогда я не видел библию, а лишь мечтал о ней».
4
6
В начале 1930-х годов известный французский издатель Амбруаз Воллар заказал художнику серию иллюстраций к ветхому Завету. Шагал подошел к этой работе со всей серьезностью, ему было важно не только проанализировать текст, он хотел «увидеть Библию».
5
7
Вместе с семьей Шагал совершил паломничество по Святым местам Ветхого Завета — Палестине, Сирии и Египту. Впечатления от этой поездки он называл самыми сильными в жизни.
6
5
Это путешествие вдохновило его на создание многих работ, которые были объединенны названием «Библейское послание». В 1973 году эти работы обрели свой дом, как называл одноименный музей в Ницце сам Шагал. Музей был для художника любимым детищем, он надеялся, что «молодые и не столь молодые будут приходить в этот дом, желая найти идеал братства и любви, о котором согласно мечтали мои цвета и линии».
4
6
Первой работой после путешествия стали именно иллюстрации к Библии. На протяжении 1930-х годов и в первые послевоенные годы художник создал 105 офортов, серию гуашей и рисунков к Пятикнижию, книгам Иисуса Навина, Судей, пророка Самуила и Царств, текстам пророков Исайи, Иеремии и Изекииля.
5
4
Техники печатной графики увлекали художника еще с юности, так как графика давала возможность Шагалу поделиться своим творчеством как можно с большим количеством людей. Для того чтобы освоить это мастерство художник едет в начале 1920-х годов в Германию, где проводит год в мастерской известного гравера Германа Штрука. Под руководство мастера Штрука Шагал осваивает технику офорта, сухой иглы, акватинты и ксилографии.
5
5
Впоследствии Шагал писал: «Мне кажется, что мне чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией… Когда я брал в руки литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости…»
5
6
Первые цветные литографии художник выполнил к сказкам «Тысяча и одна ночь», передав через колорит все богатство и красочность Востока.
4
4
Литографии к Библии менее яркие, но более глубокие и одухотворенные, как сам текст Ветхого Завета. Шагал не иллюстрирует Библию, а как будто повествует, останавливаясь и делая зарисовки.
4
5
Эта выставка предлагает проследить за событиями Ветхого и Нового Завета самостоятельно, погружаясь в Библейское писание через иллюстрации Марка Шагала.
5
4
5
Возможно, герои рисунков навеяны воспоминаниями детских лет художника о родном Витебске. Это длиннобородые старцы и женщины в длинных юбках и платках, но в то же время их образы полны «подлинно библейской эпичности».
5
6
6
6
4
5
5
5
5
5
4
5
4
4
5
Начиная с 1950 года, художник создавал много витражей для католических соборов, кирх и синагог по всему миру. В 1959 году Шагал получил заказ на создание витражей для синагоги Медицинского центра Хадасса в Иерусалиме. Он был так воодушевлен этим предложением, что следующие два года посвятил только работе над этим проектом.
5
6
Этот труд требовал не только огромного душевного напряжения, но и был необычайно сложен физически. В процессе работы Шагал овладел новыми для себя техниками: литографии и витража. Законченная работа была показана на выставке в Париже, где экспонировалась с июня 1961 по февраль 1962 года.
5
5
Синагога находится на западе Иерусалима на Иудейских холмах. Она имеет форму прямоугольника, для освещения по ее периметру сделаны 12 окон, заполненных витражами.
5
Каждое окно решено в одном из четырех основных цветов — синем, красном, зеленом и желтом с использованием разных оттенков.
4
4
Над эскизами Шагал трудился по 12 часов в сутки. Художник начинал с карандашного наброска, после чего переходил к рисунку тушью, а затем к акварели и гуаши. Далее создавались картоны в размер витражных окон, и лишь тогда художник начинал работать над стеклами.
5
5
Художник говорил: «Для меня витраж — это прозрачная перегородка, разделяющая два сердца: мое и всего мира. Витраж должен быть строгим и страстным. Это нечто возвышающее и бодрящее. Он дает ощущение света».
4
По эскизам к витражам синагоги в Иерусалиме была создана эта серия из 12 литографий.
5
5
Работы Марка Шагала, представленные на этой выставке, собраны из частных европейских собраний. Вместе — это единая коллекция работ художника, отражающая его взгляд на Священное Писание. В оформлении выставки использованы тексты из Библии Синодального перевода.
Выставка работает в галерее «Синара Арт» последние дни. Возможно, она будет показана и в других городах, ну, а для тех, кому это интересно, но возможность увидеть только здесь, я постаралась максимально передать информацию, полученную на этой выставке.