Наверное, нет дома или квартиры, где в горках, сервантах или витринках в том или количестве не поблёскивали и не переливались бы своими резными гранями изделия из хрусталя.
Наверное, нет дома или квартиры, где в горках, сервантах или витринках в том или количестве не поблёскивали и не переливались бы своими резными гранями изделия из хрусталя.
В советское время лучшим подарком, кроме книги, конечно, являлся хрусталь. Иметь хрустальную посуду считалось роскошью, хрусталь берегли, мыли особым способом.
В наше время отношение к хрусталю стало проще, но удивительные по красоте и чистоте изделия по-прежнему создают уют, атмосферу торжественности и праздничного настроения.
Одно из старейших в нашей стране предприятий по производству хрустальных изделий — Дятьковский хрустальный завод.
Основан был завод в конце XVIII века представителями династии известных русских промышленников Мальцовых. В 40 — 50-х годах XVIII века вышли сенатские указы о ликвидации винокуренных, медных, железных и стекольных заводов, расположенных на расстоянии ближе 200-от вёрст к Москве в целях сохранения подмосковных лесных массивов. Сыновья владельца хрустальной фабрики Василия Васильевича Мальцова — Аким и Александр — большую часть производства перевели в урочище Шиворово на реке Гусь.
Вторую, меньшую часть фабрики, устроили сначала в селе Радутино, а затем в селе Радица вблизи Брянска. Но все необходимые для производства условия были найдены в тогда небольшой деревне Дятьково Брянского уезда, куда Мария Васильевна Мальцова, вдова Акима Васильевича, и перевела часть Радицкой фабрики. Впервые в государственных документах, как действующее предприятие, Дятьковский хрустальный завод упоминается в 1793 году.
За свою более, чем 200-летнюю историю заводу довелось пережить периоды больших успехов и серьёзных трудностей. В истории завода даже был момент, когда производство чуть не погибло, оказавшись на грани банкротства. К счастью, в 2013 г. уроженец города Дятьково, бизнесмен и меценат Сергей Александрович Авдеев инициировал проект по его возрождению, взяв на себя управление предприятием.
Музей хрусталя своей историей и коллекцией тесно связан с Дятьковским хрустальным заводом. Год основания завода можно с уверенностью считать и годом основания музея, первоначально представлявшего собой образцовую комнату при заводе.
Коллекция музея насчитывает более 12 000 единиц хранения, из которых только 3 000 выставлены для всеобщего обозрения. Это крупнейший тематический музей не только в нашей стране, он превосходит по богатству уникальной коллекции многие музеи мира.
Не посетить такой музей, будучи на Брянщине, мы не могли. Тем более, что хорошая посуда — моя слабость.
Главным направлением деятельности завода всегда был выпуск широкого и разнообразного ассортимента обычной бытовой стеклянной посуды, что и экспонируется в зале, где представлены изделия XIX века.
Массовая продукция завода была представлена на Всероссийской выставке мануфактур, состоявшейся в Петербурге в 1829 году. Завод получил высшую награду выставки — Большую золотую медаль.
Кроме того, на заводе исполнялись предметы церковной утвари и сложные заказные детали для интерьеров. Музей дятьковского хрусталя представляет небольшую коллекцию лампад и подсвечников из цветного и бесцветного стекла.
Сохранился один из великолепных подсвечников, некогда украшавших храм Преображения Господня в Дятьково. По воспоминаниям очевидцев и сохранившимся воспоминаниям храм представлял собой совершенно удивительное и неповторимое по красоте зрелище. Всё убранство его — люстры, канделябры, подсвечники и даже иконостас — было выполнено из цветного стекла и хрусталя.
Подсвечник выполнен из трёхслойного стекла — бесцветного, «золотого рубина» и молочного. Эта работа, выполненная дятьковскими мастерами в 1831 году, по праву считается уникальным произведением, шедевром стекольного искусства XIX века.
Одной из интереснейших страниц в истории завода является работа в Дятьково замечательной русской художницы-графика Елизаветы Меркурьевны Бём.
Являясь родной сестрой технического директора завода А. М. Эндаурова, она неоднократно приезжала в Дятьково и создавала здесь работы в стекле. Как и всё творчество Елизаветы Меркурьевны эти работы проникнуты теплотой и юмором «милой непосредственной русской старины».
Некоторые из произведений хранятся в Государственном Историческом и Русском музеях. Одна из работ — набор «Зима», удостоенная золотой медали Международной выставки в Париже в 1900 году, находится в коллекции Музея дятьковского хрусталя.
Елизавета Меркурьевна была первым профессиональным художником, работавшим над созданием хрустальных и стекольных произведений в Дятьково. Но постепенно художники на производстве окончательно заняли своё значительное место, появился индивидуальный почерк каждого из них и это заметно при знакомстве с изделиями, выставленными в музее.
Разнообразна и техника изготовления, не побоюсь этого слова — произведений
хрустального искусства.
Известное выражение «филигранная работа» в переносном смысле применяется к любым вещам, выполненным с большим мастерством, тщательно и искусно, с тонким вниманием к деталям. Это выражение пришло в обиход из стеклоделия и имеет прямое отношение к технике декора под названием «филигрань». В этом случае изделия украшаются тонкими стеклянными стрежнями различного цвета, которые, будучи вплавленными в прозрачную массу, образуют рисунок из тонких параллельных полос, как по всему сосуду, так и в отдельных его частях. Эта техника требует высочайшего профессионального уровня и особенно ей славятся венецианские мастера, начиная с XVI века и по сей день. Отсюда втрое название этого способа украшения изделий — «венецианская нить».
А вот, казалось бы, кувшин с совершенно похожим узором, но техника исполнения уже другая.
Одним из приемов обработки изделий в горячем состоянии является декорирование стекловолокном. Стеклянные ткани в виде кружев, цепочек или просто отдельные стеклонити можно вплавлять в предметы из бесцветного и цветного стекла. Подобный декор придает изделиям своеобразную красоту и значительную прочность. При декорировании стеклянной тканью очень важно сочетать ее рисунок с формой изделия.
До XVIII века сосуды для питья имели самые разнообразные размеры и формы и выполнялись из разных материалов. В эпоху классицизма стали делать предметы для стола в ансамбле. Появились столовые, чайные, кофейные сервизы из фарфора, а также стеклянные сервизы для десерта и вин, включавшие чаши, блюда, графины, кувшины и различной величины рюмки и бокалы. Многие парадные сервизы имели собственные наименования. Так же выпускались «номерные» сервизы, состав которых обозначался в прейскуранте, но окончательно определялся покупателем, который из большого количества сервизных предметов мог выбрать любую часть по собственному усмотрению. В ХХ веке художниками ДХЗ было выполнено невероятное количество сервизов.
Познакомиться с прекрасным и испытать восторг от щедрости алмазных граней, сочетания причудливых форм и ярких цветов — замечательно, но любопытно увидеть собственными глазами, как рождаются эти чудесные изделия. И нам эта возможность представилась.
По договорённости музея с заводом (музей — предприятие государственное, завод — частное) проводятся экскурсии на производство. На заводе оборудована специальная смотровая площадка, с которой туристы могут наблюдать за процессом превращения огненной стекломассы в сверкающие изделия. После краткого инструктажа по технике безопасности, мы отправились в мир, где происходит магия рождения хрупкой роскоши.
И вот мы на заводской «кухне», где в печи варится стеклянная масса. Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту — смесь кварцевого песка, поташа (карбонат калия, получаемый из древесной или травяной золы) и оксида свинца. Именно наличие свинца отличает хрусталь от простого стекла и придаёт изделиям этот неповторимый колокольчиковый звук. Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придаёт чистые синие тона, для красного цвета добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зелёным хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.
С печами для варки хрусталя тоже не всё просто, они делятся на ванные (непрерывного действия) и горшковые (периодического действия). Горшковые, как правило, используются для варки цветного и многоцветного хрусталя, ванные — для бесцветного.
Нам довелось увидеть сотворение графина из бесцветного хрусталя.
Исходное сырьё плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов. Жар на смотровой площадке такой, что чувствуешь себя тушкой, запекающейся в духовке!
Расплавленная масса очень быстро остывает и для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек — мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики.
Команда работает, как отлаженный механизм. Массу достают из жерла печи длинной стеклодувной трубкой и мастер силой своих лёгких, как и 200 лет назад, наполняет воздухом будущий хрустальный шедевр. Капля цвета заходящего солнца на наших глазах увеличивается в размере, превращаясь в «медовую грушу».
Для придания первоначальному набору стекломассы нужной формы его закатывают в специальном инструменте — катальнике, который представляет собой своеобразный деревянный ковшик. Катальник должен постоянно находится в воде. При закатывании набора стекла в мокром катальнике оно охлаждается, а образующаяся между стеклом и деревом парогазовая прослойка способствует получению гладкой поверхности.
Но это ещё не изделие, а заготовка, эту заготовку помещают в форму и превращение капли в графин продолжается.
Дальнейший этап — доработка.
А в то время, как наш графин приобретает нужную конфигурацию, рядом происходит рождение крышки для него. Раскалённая хрустальная масса заливается в специальный пресс и вот она — крышечка!
После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя, иначе изделие разлетится на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (это устройство выглядит как закрытая коробом оооочень медленно, почти незаметно для глаза двигающаяся лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40–50 градусов.
Мы отправляемся в следующее отделение. Здесь уже остывшие изделия проходят очередную проверку качества и доводятся до совершенства.
А вы знаете, что это, похожее на гриб, в руках у нашего экскурсовода? Это будущий стакан для виски! :)
После выдувания остаётся колпак, где была стеклодувная трубка и который необходимо удалить. Для этого изделие помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки, которая работает, как стеклорез.
Вот так выглядят стаканы после обработки.
После шлифовки края и прочих необходимых процедур изделие можно украшать, и мы отправляемся в цех обработки.
Здесь все эти рюмочки, вазочки, графинчики, бокальчики обретают привычный для нас вид и рождаются грани, заставляющие свет играть, цвет блистать, а нас замирать от восторга.
По рисунку мастера вырезают узор. Филигранная обработка сродни ювелирному делу — индивидуальный подход к каждому изделию.
Работа шлифовщика тонкая — линии должны лечь ровно, не испортит рисунка.
Но прежде, чем приступить к резьбе, на изделие маркером наносится разметка рисунка.
Затем с помощью абразивных кругов начинает процесс нанесения алмазной грани. Работа начинается с самого большого круга и заканчивается самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.
Вот здесь создают узоры для одного из знаменитых наборов, изготавливаемых на Дятьковском хрустальном заводе — «Хрустального экспресса».
«Хрустальный экспресс». Набор, состоящий из двух штофов («локомотив»), салфетницы, лотка для закусок и 10 стопок. Все части экспресса, кроме колес, выполнены методом выдувания и украшены алмазной гранью. Колеса выполнены методом пресса и приклеены к основанию.
А здесь режут грани рюмок-лафитников.
После нанесения алмазная грань становится матовой.
Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют и, если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В целях безопасности экскурсантов в этот цех не водят.
В завершение изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.
Вот так и рождается хрустальная сказка. Хочется сказать: создание этой необыкновенной красоты и гармонии не только творчество и фантазия, но и тяжёлый труд. Здесь творят великие Мастера (именно так — Мастера с большой буквы)!
…и надо ли кому-нибудь говорить, что я кое-что купила себе?… :)