Мы привыкли, что основные события и главные здания расположены в столицах или хотя бы в областных центрах. Но не всегда так бывает.
Обстоятельства сложились так, что в течение двух дней сначала я побывал в храме, расположенном в областном центре Волгограде Иоанно-Предтеченская церковь , но который является подворьем Свято-Вознесенского женского монастыря, находящемся в нескольких километрах возле города Дубовка.
Мы поехали по трассе Волгоград -Камышин и, не доезжая трёх километров до Дубовки, свернули налево к видневшемуся вдалеке монастырю.
Первым, что мы увидели, подъехав поближе, были Святые врата обители с часовней в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Эти ворота были разрушены в семидесятые годы прошлого века и только в этом веке были восстановлены. Освящение и воздвижение купола надвратной часовни было произведено 4 июня 2011 года. Проехать на машине через врата было невозможно и мы объезжали забор и въехали на территорию монастыря откуда-то сбоку. Перед нашим взором раскинулась территория монастыря и храм в глубине.
Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский (1816–1876), служивший настоятелем в Успенском соборе Дубовки в 1847–1850 годах и в 1853–1876 годах. Как вспоминали о нём современники: «Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все: молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало».
Интересно, что на месте современного санатория «Дубовка» находился его сад, в котором он выкопал небольшую пещеру в которой он молился в одиночку.
Какая разная покупная способность была у рубля в ту пору и в современности. Прошлое даёт огромнейшую фору настоящему. Летом 1864 года Иоанн покупает у мещанки А. И. Шишлянниковой за 1000 рублей усадьбу с садом и двумя прудами. В октябре 1865 года был построен первый флигель, а 7 ноября 1865 года (по старому стилю) служится первая торжественная всенощная. Эта дата считается основанием обители. Летом 1866 года было начато строительство двухэтажного келейного корпуса и пристроенным к нему домовым холодным однопрестольным храмом в честь святого Иоанна Предтечи. Храм был освящён осенью 1866 года. 29 мая 1880 года был заложен собор в честь Вознесения Господня. Несчастливая судьба была у этого храма. После пяти лет строительства ночью рухнул внутрь храма главный купол. Исправлять положение прибыл известный архитектор, сделавший много для архитектуры Саратова, Алексей Маркович Салько (1839–1918) Архитектурный стиль салькоко — почти Сальковск, а не Саратов. В результате в 1891 году храм был освящен.
Но в советское время Вознесенский собор был разрушен, даже кирпичика не осталось от него.
А вот храму Иоанну Предтечи повезло больше. В нём был сначала устроен клуб, затем склад. Когда в 1991 году монастырь начал возрождаться, храм был отреставрирован.
2
Вокруг храма расположилась ограда с малыми парадными воротами, через которые мы вошли во двор.
В монастыре есть небольшое кладбище. Две могилы находятся практически у стен храма.
Первое захоронение- монахини Христины, которая приехала из города Тулы и в мае 1993 года стала старшей сестрой, а с 1997 года — настоятельницей монастыря.
При ней был восстановлен и расписан храм, отремонтирован двухэтажный келейный корпус и возведен новый келейный корпус.
Второе захоронение — её преемницы Анны, ставшей после смерти Христины старшей сестрой.
Помещение храма было закрыто, но мы зашли в церковную лавку, что располагалась в келейном корпусе рядом с храмом, и нас монахиня любезно отвела в храм и даже оставила ненадолго. Я сделал несколько снимков.
Вот так выглядит иконостас храма.
Вызвала интерес Тихвинская икона Божией Матери с богато украшенной ризой.
Она спрятана за стеклом и там же размещены золотые кольца и цепочки, дар паломников. Интересно, что до революции в монастыре была другая Тихвинская икона Божией Матери, утерянная после революции. Вот, что о ней рассказывается на сайте монастыря: «Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местно-чтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот. Эта икона была пожертвована торговцем Краюшкиным Дубовскому монастырю после чудесных событий, связанных с нею. Икона во время пожара, бывшего в доме Краюшкина осталась невредимой, когда сгорел весь дом с имуществом. По прошествии двух лет неожиданно потускнел и исчез лик Божией Матери и также неожиданно проявился через несколько лет. В монастыре икона помещалась во время зимы в теплой церкви под особым балдахином, летом на аналое в летнем храме. Одержимые беснованием люди не могли подходить к этой чудотворной иконе близко. Однажды, две девочки, одержимые этим недугом, были насильно подведены несколькими людьми к этой иконе, и они получили исцеление, причем одна из них осталась жить в монастыре. Свидетелями этого события были все сестры обители.»
Нынешняя икона появилась здесь в 2005 году. Кстати, пока мы были в монастыре, приезжали несколько женщин, видимо паломниц.
Рядом с Тихвинской иконой Божией Матери еще одна икона,
под которой размещается ковчег с частицами мощей различных святых, коих насчитывается около сорока.
Как потом выяснилось, часть святынь храма в объектив не попала.
Как, например, мощи основателя протоиерея Иоанна Покровского, который был похоронен на территории монастыря, но после революции его склеп был осквернен и ограблен. Лишь в мае 1992 года склеп был заново обнаружен и его мощи выставлены в храме.
После революции монахини были выселены, а часть расстреляна. В монастыре стали размещаться, сменяя друг друга, различные организации. От школы красных комиссаров до школы-интерната для умственно-отсталых детей, которая выехала из стен монастыря лишь в 1995 году. О советском прошлом напоминает лишь старый обелиск.
Примечательный факт. В конце ноября 1909 года к здешним святыням приезжал Григорий Распутин.
Помимо храма и келейного корпуса на территории монастыря находятся в различной степени сохранности другие здания.
Среди них можно выделить второй келейный корпус, который использовался заодно как гостиница для паломников,
бывший игуменский корпус,
бывшая ковродельня, рядом с которой находится полуразрушенная башня.
На дворе играло своими красками лето.
Мы же поехали дальше — к святому источнику.
Интересна легенда, связанная с ним. Участок для монастыря Иоанн Покровский купил у родственницы владельца местного кирпичного завода Матвея Посохина. Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Сын Матвея Посохина Пётр, которого как-то взял на прогулку с собой основатель монастыря, вспоминал: «Помню я, отец протоиерей взял меня — еще мальчика с собою на прогулку, и мы поехали с ним в долгушке на лошади в степь на то место, где он хотел основать обитель. Отца протоиерея заботила мысль о воде, её — то и трудно было достать в этом месте. Будучи человеком глубокой веры, надеясь на помощь свыше, он оставил меня в долгушке вместе с кучером, а сам отошел на несколько шагов в сторону; встал на колени и, воздевши руки к небу, — усердно и долго молился, изливая слезы. И когда терпение мое от долгого ожидания истощилось, я вышел из долгушки, и увидел отца протоиерея молящимся (о великое чудо!) уже не на земле стоявшим, а несколько приподнявшимся — как-будто на воздухе. От страха и волнения я закричал, и от моего крика он закончил свою молитву и, утешив меня ласково, приказал мне разметить колышком то место, где он молился в этот раз. Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был колодезь № 1 с приятной на вкус водою, существующим и до сего времени.» Было это в 1865 году.
Вот так выглядел источник в 2014 году.
Наш водитель не поленился и спустился к роднику, набрал воды.
А вот во время поиска пруда он несколько заплутался и мы поехали вмест о пруда дальше в Дубовку.