Если выйти за околицу Дубовки, то можно увидеть что-то похожее на памятник,
Если выйти за околицу Дубовки, то можно увидеть что-то похожее на памятник,
стоящее посреди бескрайней степи, пересеченной кое-где небольшими валами и постепенно понижающейся в направлении Волги.
Если подойти или подъехать поближе, то становится понятным, что это не памятник, а своеобразный указатель древнего городища.
Оказывается городище носит сразу несколько названий.
Первое — Дубовское в честь расположенного рядом города, где издавна растут дубравы На встречу с дубом-патриархом.
Второе — Водянское в честь Водянской балки, в которую упирается городище. О ней я уже рассказывал в материале Водная «морщинка» Волги.
Третье — Бельджамен в честь города, который когда располагался на месте городища. Интересно, что Бельджамен переводится как «город дубов», т. е. та же самая Дубовка в старинной транскрипции.
Как это случается сплошь и рядом археологи и историки спорят совпадает ли Водянское городище с Бельджаменом, являлось ли название Бездеж другим обозначением Бельджамена. Пусть спорят, а мы проедем и пройдёмся по городищу, окунувшись по пути в речные воды и глубины истории.
Некоторые исследователи считают, что Бельджамен появился вместе с Укеком, городом на территории современного Саратова, во второй половине шестидесятых годов XIII века — начале XIV века. Если верить фламандскому монаху-францисканцу Гильому де Рубруку (Guillaume de Rubrouck, ок. 1220 — ок. 1293), который в 1253–1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие к монголам и описал свои приключения в книге «Путешествие в восточные страны», то о Бельджамене ему рассказывали еще в 1254 году. При этом первое упоминание в письменных источниках о городе датируется 1321 годом. Построен город был русскими рабами. Бельджамен был одним из развитых и благоустроенных городов Золотой Орды.
Но всему хорошему рано или поздно приходит конец. В 1395 году Тамерлан, который огнём и мечом прошелся по территории Золотой Орды, разорил множество больших и малых городов, в том числе не повезло и Бельджамену. Укреплений вокруг города практически не было, лишь небольшие земляные валы. Во время раскопок археологи находили на небольшой поверхности тут и там разрубленные напополам детские скелеты и отделенные от туловища головы. И кругом толстый слой гари.
Организованные археологические раскопки на территории Водянского городища начались в 1888 году. Территория, где находилось городище, входила в состав Саратовской губернии и поэтому исследование городища проводилось Саратовской ученой архивной комиссией (СУАК). Затем раскопки проводились эпизодически вплоть до революции. В советское время проводились более масштабные раскопки: в 1966–1974 годах и в 1988–1990 годах, а также после распад- в 1999 и 2000–2005 годах. А вот «чёрные археологи» давным -давно облюбовали городище, не отставали от них официальные власти.
При строительстве собора Успения Божьей Матери в Дубовке в 1762–1796 году в массовом порядке использовались кирпич и изразцы сохранившихся строений городища. Кирпич возили на продажу в Царицын. Кости погибших в древности жителей выкапывали и пережигали. Золотые, серебряные и медные монеты, украшения и различные другие металлические и керамические изделия, средневековая посуда и статуэтки всё выкапывалось и шло на продажу. Особенно активизировались «любители старины» в девяностые годы прошлого века. В советское время перепахали верхний слой почвы на 25 сантиметров, но попытки выращивать здесь хлеб ни к чему хорошему не привели.
Теперь на старым городищем развевается по ветру седая трава.
Вандалам неймется, верхушки указателей, находящихся подальше от города, посшибали и они валяются рядом с ними.
Помимо людской алчности главным врагом для городища стала река Волга, которая год за годом съедает городище, обваливая его края.
Далее вода размывает и растворяет обвалившееся. Возможно пройдёт время и всё городище будет смыто волжской водой.
Я не видел на территории городища никаких остатков зданий, в том числе мечети. Хотя по официальным описаниям их здесь было много: " Обнаружены мечеть (раскопана полностью), мусульманское кладбище, христианские церковь и кладбище, 2 бани с подпольным отоплением-гипокаустом, наземные дома из кирпича и дерева с канами, землянки.»
Видимо раскопанные когда-то строения или разломаны, или снова спрятаны под землю, или покоятся на дне Волги. Археологи после завершения работы стараются присыпать места раскопок и остаются лишь следы свежеразрытой земли
и небольшие ямы-раскопы.
Существует у местных жителей легенда, что мол у воды вечером можно услышать пение женщины. Это тоскует красивая девушка, бросившаяся от рук насильников Тамерлана в воду. С тех пор уже более 600 лет звучит этот плач -пение.
Координаты: 49.0761149, 44.8498392