В предыдущем материале я познакомил Вас с основными достопримечательностями Дмитрова.
В предыдущем материале я познакомил Вас с основными достопримечательностями Дмитрова.
Основной архитектурной доминантой города является Успенский собор. По истории строительства Собора Успения Божией Матери в Дмитрове было названо несколько гипотетических дат. Все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Дмитровского, но ни одна из них не подтверждена документально. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509 г., а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А. В. Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом. Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму 14 века, но исследования С. А. Гаврилова 1976–1979-х годов опровергли эти гипотезы.
Исследование 1976—1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку: двухъярусные паперти вокруг церкви построены одновременно с ней. До исследования 1976—1979 гг., все историки и реставраторы, в том числе, и проводившая реставрацию Успенского собора в 1961–1965 годах Е. Р. Куницкая, ошибались в позднем происхождении папертей.
Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского Собора, построенного в 1505 — 1508 г. итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана Третьего, отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа.
В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.
Первоначальный облик храма:
Пятиглавый четырёхстолпный храм на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешнное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.
Уникальными деталями наружного декора собора являются три израсцовых барельефа середины 16 века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца., и два распятия.
Но изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIII в. По предположению В. В. Кавельмахера и М. Б. Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице.
По мнению С. А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды.
Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена.
В начале 1980-х гг. С. А. Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристронной к восточной арке северной паперти.
Метлин при описании ветхостей XVIII в. именно эту звонницу обозначил: «колокола висят на левой стороне паперти, что в углу». Предположение А. В. Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.
Перестройка и реставрации:
В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793 — 1796 г. по проекту архитектора Агафонова, крепостного князя И. Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма.
В 1820-е гг. Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1825 — 1827 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Шестакова 1822 г. (подлинный авторский чертеж 1822 года Ф. М. Шестакова у наследников фотографа П. И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С. А. Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 г. архитектор Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842 г. Д. Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.
После революции собор долгое время функционировал, но в 1933 г. был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 г. была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961 — 1965 г.г. проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны.
В 2001 — 2003 г.г. после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили.
Вход в храм вот по такой крутой лестнице.
Интерьер собора:
Сохранился резной иконостас конца 17 века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся в 15 веку, а также роспись 19 века.
Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Салунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле.
Написана она была в конце 12 века и, по предположению В. И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 г.
В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяконовской Галереи.
До 1933 г. в соборе хранился крест (начало 14 века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи. Первая роспись стен появилась после 1813 года.
В 1792 г. в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.
Памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение будет о музеях Дмитрова, а их достаточно много в небольшом городе…