Не буду рассказывать долго об истории убийства Бориса и Глеба их братом.Все и так её знают.
Скажу только что всё чаще встречаются мнения что совершил это злодеяние не их брат «окаянный Святополк», а брат Ярослав (тот что Мудрый).Он был настолько Мудрым, что сумел и от Бориса с Глебом избавиться и свалить вину братоубийства на тысячелетие на другого брата, «прозападника» Святополка.
2
Памятник убиенным братьям, первыми из русских канонизированными как Святые.
Первый в России парный конный памятник.
1
Впервые в документальных источниках монастырь как уже существующий упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 г.
До 17 века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании лишь от своих покровителей — дмитровских и московских князей.
В 1654—1664 гг. указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась владыке Никону, будущему патриарху для Подмосковной резиденции).
В 1682 г. собирались Борисоглебский монастырь приписать к Заиконопаскину монастырю, однако приписка не состоялась и дмитровский монастырь остался самостоятельным.
В 1724—1726 гг. вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях потери самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.
После екатерининского указа 1764 г. Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём города (двое других — Пятницкий и Никитский — были упразднены).
В середине XVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки сильно обветшали. Тем не менее, к концу века он находит средства перестроить Покровскую церковь (её последнюю стену разобрали вместе с северной монастырской стеной при строительстве последних лет во второй половине 1990-х), в первой половине 19 века — возвести настоятельский корпус.
В 1888 г. (по ошибочно прочитанной дате на кресте) отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему.
После революции в 1918 г. монахи из Борисоглебского были переведены в другой монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 г. к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии.
В 1926 г. Борисоглебский монастырь окончательно закрыли и отдали его здания краеведческому музею.
В 1932 г. музей переведён в Успенский собор, а в монастыре было размещено управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга-Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники.
Позже в монастыре находилась воинская часть, позже — различные учреждения и организации. Братский корпус использовался под жильё.
С 1993 г. начинается восстановление монастыря.
1
Старейшим зданием является каменный собор Бориса и Глеба, выстроенный, по мнению архитектора С. А. Гаврилова, вероятно, в середине XVI века.
Датировка собора по фрагменту намогильной плиты с датой 1537 г. ошибочна. Закладка обломка камня в стену северной апсиды относится, предположительно, ко времени настоятельства архимандрита Тихона III (около 1840 г.), интересовавшегося историей монастыря и вставившего в стену собора Борисоглебский крест. Во времена Дмитлага камень был утрачен, но снова найден под площадкой крыльца в 1993 г.
1
Четырёхстолпный двухпрестольный собор с тремя апсидами поставлен на современных ему белокаменных погребах. Завершался собор двумя главами, из которых сохранилась одна. Вторая небольшая глава находилась над Вознесенским приделом, располагавшимся в юго-восточном компартименте и южной апсиде, увеличенной при строительстве для размещения придела.
1
В киоте главного западного фасада размещалась икона Вознесения Господня, а в одном документе XVII века монастырь назван Вознесенским.
Возможно, до строительства в середине 16 века Борисоглебского собора главный престол старого собора был Вознесенским. По традиции, при строительстве церкви с новым посвящением главного престола, главный престол старого храма переносили в южную апсиду.
В 1672 г. монастырь пережил сильный пожар, который способствовал его перестройке в камень и построены Святые врата.
При архимандрите Каллистрате в 1685 — 1687 г. над Святыми вратами построена Никольская церковь с трапезной, построены настоятельские кельи между Никольской церковью и западной стеной (юго-западная башня именовалась круглой настоятельской кельей и в ней стояла круглая изразцовая печь), братские кельи в средней части восточной стены ограды, частично выходившие за ограду, сохранявшиеся до 20 века.
1
В 1656 г. у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства вдовы стольника С. Чаплина Прасковьи. В публикациях ошибочно называют умершего, вероятно, в моровое поветрие 1654 года, стольника Алексеем Ивановичем. В 1993 г. обнаружена храмозданная плита Алексеевского придела с именем стольника Семёна.
До конца XVII века к притвору придела пристроили паперть, дошедшую до западного портала собора, а над притвором придела уже стояла шатровая колокольня. В таком виде двуглавый собор с шатровой колокольней был изображён на темперном рисунке конца XVII века на простенке между окнами второго этажа северо-западной башни монастырской ограды.
Поднимаемся на колокольню.
2
1
До конца XVIII века колокольня приобрела теперешний вид.
1
Раз в год прихожанам монастыря позволяют позвонить в колокола.
2
Сегодня именно этот день.
1
При реконструкции к южной стене Алексеевского притвора была сделана прикладка толщиной около метра. Тогда же западную паперть достроили до северо-западного угла собора, над закомарами сделали скатные крыши, а вместо большой главы над барабаном надстроен еще один ярус барабана, завершённый маленькой главкой. Вероятно, тогда же разобрана юго-восточная глава. В XIX веке на месте киота с иконой Вознесения прорубили окно.
1
1
В 1834 г. к Никольской церкви пристраивается (на месте первоначальной северной паперти и лестницы) придел Федоровской иконы Божьей матери.
На рубеже XIX–XX веков в соборе сделали калориферное отопление. Кирпичные каналы воздуховодов прошли по могилам ктиторов Алексеевского придела, а храмозданная плита с именем Семёна была использована в качестве перемычки над воздуховодом под окном в южной стене Алексеевского притвора.
После возобновления монастыря (1993 г.) закипели работы по благоустройству территории монастыря и «поновлению» памятников.
В ходе этих работ некоторые ценные архитектурные элементы были утрачены.
В 1996 г. полностью перестроена северо-западная башня, где находился уникальный темперный рисунок Борисоглебского монастыря XVII века.
Полностью, вместе с сохраненными при реставрации фрагментами XVII века, удалена лицевая кладка с настоятельских келий, отреставрированная в 1988–89 годах. На месте подлинных сделаны новые окна с небывалыми наличниками. На месте глухих стен сделаны окна с наличниками «под XVII век».
В начале 2000-х гг. строятся небольшая одноглавая Свято-Духовская часовня в псевдорусском тиле, двухэтажное хозяйственное здание, полностью перестраивается южная и западная стены.
1
На месте крыши с подлинным барабаном XVII века и главой, покрытой осиновым лемехом, «восстанавливается» купольная крыша с золоченой главой и хозяйственные постройки на месте Покровской церкви и братских келий.
1
1
1
В часовне.
В ходе археологических раскопок, проведённых в 1988 г., к юго-западу от Борисоглебского собора были обнаружены остатки полуземлянки глубиной 1,4 м и шириной 2,6 м со столбовыми ямками по углам. На её полу найдены остатки керамики конца 18 — начала 19 веков. Такая же керамика найдена в слое погребённого дёрна вместе с обломком стеклянного браслета.
1
1
2
1
В 1815/1816 г. известный историк Калайдович после скандала 1814 г. во Владимире сначала непродолжительное время находился в сумасшедшем доме, а потом около года прятался от уголовного преследования в Николо-Пошношском монастыре. Будучи формально послушником монастыря, изучал окрестности. Побывав в Борисоглебском монастыре, он первым обнаружил резной белокаменный крест с изображением Троицы, Распятия и святых Василия, Николая и Георгия, предположительно, в кладке северного пилона под аркой Алексеевского придела Борисоглебского собора собора.
В письме 1817 г. он написал о своей находке. Но крест после Калайдовича был снова утрачен. Повторно крест был найден архимандритом Тихоном в 1840 г. под жертвенником Алексеевского придела и вставлен в стену справа от западного портала.
В 1930-е годы, после изгнания из монастыря работниками ОГПУ Дмитлага краеведческого музея, дмитлаговцы срубили лики всех святых, забросали крест раствором и приткнули к этому месту перегородку.
В 1982 г. крест был извлечён из стены и в целях сохранности перенесен в Дмитровский музей.
Первым крест опубликовал учитель русского языка Дмитровского духовного училища Н. Н. Былов в 1888 г. Датой создания креста Былов назвал 1388 г.. Его интерпретация даты оказалась неточной, но очень кстати оказалась для обоснования празднования 500-летнего юбилея. Изучавший древние русские кресты И. А. Шляпкин в 1906 году впервые опубликовал рисунок с фотографии креста и предложил уточнить дату 1467 г., но, вероятно, робко, потому что его датировку всерьез не приняли ни М. Н. Тихомиров (1462 г.), ни М. А. Ильин, ни Г. В. Попов (1447 г.). Т. В. Николаева снова возвращает датировку к 1467 г., но называет его поклонным и правого святого называет Григорием.
После извлечения креста из кладки стены в 1982 г. он был изучен архитектором С. А. Гавриловым и опубликован в журнале «Советская археология» АН СССР 1985 г.
В нижней части креста надпись: «В лето 1467 поставлен бысть крест на благовещение святой Богородицы месяца марта ни» (надпись не дописана). На правом торце нижней перекладины окончание надписи: «на Пантелее над вощесником». Это был намогильный крест над убитым и не успевшим покаяться Пантелеем.
1
1
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Это был заключительный материал о моей поездке в Дмитров 3 мая 2019 г.
Следующим днём я поехал в Сергиев Посад.
Если бы знать заранее что Дмитров и Сергиев Посад расположены рядом, то я бы заранее забронировал жилье в Дмитрове, переночевал в нем и утром уехал в Сергиев Посад.
Или уехал на последнем в автобусе в Сергиев и переночевал бы там.
Но у меня забронировано на 5 дней жилье в Москве (где остались необходимые мне завтра вещи) и я на электричке возвращаюсь ночевать в белокаменную.