Это был пятый и последний музей в Дмитрове, что я посетил в тот день.
Это был пятый и последний музей в Дмитрове, что я посетил в тот день.
Дом-музей Священномученика Серафима Звездинского стоит слегка на отшибе от остальных музейных экспозиций Дмитровского кремля, и до него пришлось добиратся слегка в гору, минут 10.
К дому-музею я дошёл за 20 минут до его открытия и работники уже закрывали музей.
А тут я как снег на голову.
Но работники музея любезно позволили мне ознакомиться с эспозицией. Тем более что на её беглый осмотр 15 минут вполне хватило.
Епископ Серафим (в миру Николай Звездинский, 1883—1937 гг.) причислен к лику святых в 2000 году.
Его Отец — Иван Гаврилович Бонефатьев, первоначально старообрядец-беспоповец, затем присоединился к единоверию (направление в православной церкви, признающее власть канонического священноначалия, но придерживающееся старых, «дониконовских» церковных обрядов), сменил фамилию на Звездинский. Стал священником, служил во Ржеве, затем в Москве, был благочинным всех единоверческих храмов.
Мать — Евдокия Васильевна Славская, дочь единоверческого священника, умерла, когда сыну Николаю было два года.
Окончил Московскую духовную семинарию в 1905 г. (одним из лучших учеников), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1909 г.
Ещё в академии получил известность как талантливый проповедник.
В 1902 г. тяжело заболел, но выздоровел после молитвы перед образом тогда ещё не прославленного старца Серафима. После его канонизации отец Николая, священник Иван Гаврилович, написал службу преподобному Серафиму.
26 сентября 1908 г. был пострижен в монашество с именем Серафим в честь Серафима Саровского. 22 октября 1908 года рукоположён во иеродиакона, 8 июля 1909 г. — во иеромонаха.
Был другом епископа Арсения (Жадановского), бывшего наместником кафедрального Чудова монастыря в Кремле. Являлся духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).
С 1912 г. — преподаватель гомилетики (проповедничества) и соединенных с нею предметов в Московской духовной семинарии.
С 1914 г. — архимандрит. С 14 июня 1914 года — помощник наместника Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского). Был строг к себе и другим в соблюдении уставов монашеской жизни. Находился на этом посту до 1918 г., когда был вынужден покинуть монастырь.
С августа 1914 года по август 1915 г. исполнял обязанности наблюдателя церковно-приходских школ Москвы.
В 1914 году был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря.
В 1918—1919 гг. жил вместе с епископом Арсением в Серафимо-Знаменском ските.
В 1919 году был вызван в Москву патриархом Тихоном для рукоположения в сан епископа.
В 1920 г. хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Во время праздничного обеда участвовавший в хиротонии митрополит Сергий (Старогодский), взяв свою столовую ложку, заметил: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен». А Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима, сказал: «Иди путём апостольским… Где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры православной».
Как архиерей много проповедывал в городе Дмитрове, ежедневно трогательно и вдохновенно совершал литургию. Учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему». Много внимания уделял вопросам монастырской жизни.
В 1922 г. был арестован в Москве, вначале находился на Лубянке, потом в Бутырской тюрьме, где тяжело заболел.
В 1923 г. приговорен к двум годам ссылки в Зырянском крае. Отбывал её первоначально в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар), затем в селе Средний Кольель. В этой ссылке, как и в других, постоянно переписывался со своей паствой, давая ей духовные наставления. Как и раньше, ежедневно совершал литургию, днём уединялся на молитву в лесу.
В 1925 г. вернулся в Москву, также жил в борисоглебской Аносиной пустыни. Был сотрудником Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).
В декабре 1925 года, перед своим арестом, митрополит Пётр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных Московских викариев для временного управления Московской епархией. Однако этот орган так и не был создан.
Летом 1926 г. по требованию ГПУ был вынужден уехать в Дивеево, где служил до 8 сентября 1927 года, когда был закрыт Дивеевский монастырь; его проповеди этого периода были записаны Т. А. Арцыбушевой и напечатаны в «самиздате» в 1980-е годы.
В 1927 г. был арестован, две недели провёл в заключении. Затем освобождён и вызван в Москву к чекисту Тучкову, который занимался вопросами борьбы с церковью. Тучков предложил ему сотрудничать с властями («кого будем вам посылать для посвящения — посвящайте») и митрополитом Сергием (Страгородским), который к тому времени уже издал свою Декларацию, будучи вынуждаем к этому властями угрозами расстрелов священнослужителей. От предложения Тучкова отказался и подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, которое было удовлетворено в 1928 году.
С октября 1927 года жил в городе Меленки Владимирской губернии. Негативно относился к деятельности митрополита Сергия как заместителя Патриаршего местоблюстителя, но не входил в состав организованной оппозиции; примыкал к так называемым «непоминающим». В Меленки к нему приезжали верующие из Дмитрова и Москвы.
22 ареля 1932 г. вновь арестован, был доставлен в Москву, где, как в 1922 году находиля на Лубянке, затем в Бутырках. 7 июля 1932 года приговорён к трём годам ссылки в Казахстан.
Ссылку отбывал в Алма-Ате, Гурьеве, Уральске (где тяжело заболел малярией).
В январе 1935 г. отправлен в Омск, затем в Ишим, где и остался после окончания срока ссылки в мае 1935 года.
24 июня 1937 г. был арестован сотрудниками НКВД (в это же время в Ишиме арестовали около 20 человек, имевших или ранее носивших духовный сан). Обвинён в участии в контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь». Содержался в Ишимской и Омской тюрьмах. На трёх допросах вину не признал, на вопрос о круге знакомств ответил: «Из числа духовенства по г. Ишиму я никого не знаю. Ни с кем никогда не встречался»
23 августа «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила его к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности», и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека».
Официально было сообщено, что он был приговорён к заключению в лагерь, где, якобы, и умер. После гибели епископа его духовные дети писали и собирали воспоминания о его деятельности.
Прямо в доме музее находится молельная комната.
Как мне пояснила работница музея, подобное епископам разрешалось, поскольку они принимали тут прихожан, проводили службы и прямо тут проповедовали.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение о достопримечательностях Дмитрова следует.