Продолжаю рассказ о музеях Дмитрова.
А я посетил их пять за один день. Первый посещённый музей был в прошлом отзыве. Это рассказ о музее Петра Алексеевича Кропоткина.
Продолжаю рассказ о музеях Дмитрова.
А я посетил их пять за один день. Первый посещённый музей был в прошлом отзыве. Это рассказ о музее Петра Алексеевича Кропоткина.
Кропоткин (1842—1921 гг.) — князь, русский революционер-анархист, путешественник, учёный географ и геоморфолог, историк, философ и публицист.
Его семья принадлежала к древнему роду князей Смоленских, Рюриковичей в тридцатом поколении. Фамилия происходила от прозвища князя Дмитрия Васильевича Крапотки (Кропотки), современника Ивана Третьего.
После окончания Пажеского корпуса добровольно избрал военную службу в Сибири в казачьих частях.
В 1862 г. 19-летний Пётр был назначен в Читу в чине есаула чиновником по особым поручениям при и. о. губернатора Забайкальской области.
Участвовал в экспедициях в Восточной Сибири, а также Манчжурии под именем «купца Петра Алексеева», (1864—1865 гг.).
Собрал материал по общественному устройству бурят, якутов, тунгусов. В 1865 г. совершил экспедицию в Восточные Саяны. Обследовал Тункинскую котловину и верхнее течение реки Ока (левый приток Ангары), где открыл вулканические кратеры. В 1866 г. возглавил Витимскую экспедицию Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества.В районе рудников Кропоткин открыл ледниковые наносы, послужившие основанием для доказательства наличия в прошлом ледникового покрова Сибири.
Кропоткин встречался с декабристами Завалишиным и Горбачевским, ссыльнокаторжным революционером Михайловым. В 1867 г. после восстания польских каторжан в 1866 г., — Пётр и его брат Александр расстались с военной службой. Ни тот, ни другой не участвовали в подавлении этого восстания.
В начале осени 1867 года Кропоткин и его брат со всей семьёй переехали в Петербург. Тогда же 24-летний Пётр поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургмкого университета и одновременно на гражданскую службу в Статистический комитет Министерства внутренних дел, которым руководил крупный учёный-географ и путешественник Семёнов (Тян-Шанский).
Среди других его работ в ИРГО имеет большое значение блестяще написанная им записка «Доклад комиссии по снаряжению экспедиции в северные моря» (1871).
В этой записке предлагалось снарядить большую морскую экспедицию от Новой Земли к Берингову проливу.
Кропоткин предполагал стать во главе этой разведочной экспедиции — но министерство финансов не отпустило денег на приобретение судна…
Между тем, изучая литературу для упомянутой записки, Кропоткин пришёл к выводу, что:
К северу от Новой Земли должна существовать земля, лежащая под более высокой широтой, чем Шпицберген. На это указывали: неподвижное состояние льда на северо-запад от Новой Земли, камни и грязь, находимые на плавающих здесь ледяных полях, и некоторые другие мелкие признаки…
Земля, существование которой предсказал Кропоткин, была в 1873 г. открыта австрийской экспедицией Пайера-Вейпрехта и названа в честь кайзера — Землёй Франца — Иосифа.
В 1872 г. Кропоткин получил разрешение на поездку за границу.
В Европе он встретился с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала (реальным лидером которой был Бакунин).
По возвращении в Россию, не оставляя работу секретаря отдела физической географии Русского географического общества, Кропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций — «Большого общества агитации», известного как кружок «чайковцев». Вместе с другими членами кружка он вёл революционную агитацию среди рабочих Петербурга, был одним из инициаторов «хождения в народ».
21 марта 1874 г. 31-летний Пётр Кропоткин сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи. А на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключён в Петропавловскую крепость.
Значимость сделанного учёным в науке была столь велика, что ему, по личному распоряжению Александра Второго, были предоставлена возможность работать в тюрьме, где им была написана работа «Исследования о ледниковом периоде».
Кропоткин предсказал существование и рассчитал координаты цепи полярных островов на севере Баренцева и Карского морей — от Земли Франца-Иосифа до Северной Земли, в целом, благодаря чему сохранился суверенитет России над открытыми им землями, несмотря на их первые посещения иностранными, а не русскими, экспедициями.
Условия тюремного заключения, напряжённый умственный труд подорвали здоровье Кропоткина. С признаками цинги он был переведён в арестантское отделение госпиталя.
Откуда 30 июля 1876 года Кропоткин совершил побег.
Вскоре Кропоткин покинул Российскую империю.
Покидая Россию, Кропоткин надеялся через несколько месяцев, когда активные поиски будут прекращены, вернуться под другим именем.
Сначала он прибыл в Англию, где находился недолго. Революционные интересы звали его в Швейцарию, и, как только это стало возможным (в январе 1877 г.), он выехал из Лондона.
В Швейцарии Пётр Алексеевич поселился в Ла-шо-де-Фон, небольшом городе, где население занималось преимущественно часовым ремеслом. Часовщики составляли главную аудиторию анархистской пропаганды, из часовщиков же выходили и некоторые лидеры этого движения.
Весной 1878 г., после очередной годовщины Коммуны, в Париже был осуществлён ряд репрессий, из-за чего Пётр Алексеевич, случайно избежав ареста, покинул Францию. Он снова вернулся в Швейцарию, поселившись в Женеве.
В 1878 году, в свои 36 лет, Пётр Алексеевич женился на Софье Григорьевне Ананьевой-Рабинович, молодой девушке, приехавшей учиться в Швейцарию из Томска.
Романские страны стали главной ареной деятельности Кропоткина. Основные силы он вкладывал в пропаганду и агитацию на французском языке. В феврале 1879 г. начала выходить газета («Бунтарь»), созданная Кропоткиным и его помощниками.
В 1881 г. швейцарское правительство, по предложению правительства России, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию.
В 1882 г. Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе.
«Расстрел анархиста».
В 1883 г. в Лионе состоялся суд; под давлением правительства Российской империи Пётр Алексеевич был приговорён к пятилетнему тюремному заключению по обвинению «за принадлежность к Интернационалу», которого к тому времени уже не существовало. Не помог протест левых депутатов парламента Франции, не помогла и петиция виднейших общественных деятелей, подписанная Спенсером, Гюго и др.
За год тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия. Но благодаря стараниям жены Кропоткина, заботившейся о нём в течение всего срока заключения, условия содержания вскоре улучшились, появилась возможность работать.
Любопытно что в отличие от большевиков в 1914 году, в начале Первой Мировой, на страницах «Русских Ведомостей» «анархист» Кропоткин высказал твёрдую про-Антантовскую позицию.
В мае 1917 г. после Февральской революции 74-летний Пётр Алексеевич Кропоткин вернулся в Россию.
30 мая 1917 года Кропоткин прибыл на Финляндский вокзал в Петроград.
В зале его ждали военный министр Александр Керенский и старый друг Николай Чайковский, депутат совета рабочий и солдатских депутатов.
Печать широко отметила приезд старого эмигранта.
Отвечая 17 июня на приветствие солдат Семёновского полка, Кропоткин, в духе своих прежних оборонческих статей и писем, призвал их:
«во-первых, сохранить то, что нам дала наша революция, не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых, …. приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни».
После Февральской революции возникавшие комитеты, клубы, общества стремились заручиться именем П. А. Кропоткина. 22 июня Комитет по формированию добровольческого отряда из увечных воинов выдвинул его в свои почётные члены.
Из воспоминаний адвоката, председателя Совета Присяжных Поверенных Карабчевского:
На концерте в честь сбора средст для военнопленных, в котором впервые появлялся перед Петроградской публикой незлобивый «анархист», престарелый князь Кропоткин, только что прибывший из Англии, я даже председательствовал. Я и рекомендовал его, при громах рукоплесканий переполнившей зал Мариинского театра публики. Добродушно-старческая, милая речь его, заключавшаяся в восхвалении дружного энтузиазма наших союзников, и в особенности англичан, порадовала многих, так как иные не представляли себе ранее «анархиста» иначе, как в образе зверином.
А. Ф. Керенский предложил Кропоткину в Правительстве любой министерский пост по его выбору, включая пост Председателя Правительства. Кропоткин решительно отказался от предложения — но принял участие в Государственном совещании в августе месяце.
К работе совещания были привлечены деятели «освободительного движения»: князь П. А. Кропоткин, Е. К. Брешкова-Брешковская, Г. А. Лопатин, Г. В. Плеханов и Н. А. Морозов.
Кропоткин высказался за мирное, эволюционное развитие.
Он искренне призывал всех к классовому миру во имя революции, звал «весь русский народ» продолжать войну «до победного конца».
Участие Кропоткина в работе Государственного совещания осудил украинский анархо-коммунист Нестор Махно, который очень уважал Петра Алексеевича и считал одним из столпов анархизма.
По воспоминаниям Махно, в 1918 году он встречался с Кропоткиным. Махно хотел просить советов у Кропоткина относительно революционной деятельности среди украинских крестьян, но последний категорически отказался давать советы, заявив: «Этот вопрос связан с большим риском … и только вы сами можете его разрешить». Также стоит отметить, что по некоторым данным именно Махно содержал семью Кропоткина до 1921 года (год смерти Петра Кропоткина и ухода Нестора Махно в Румынию).>
Большевики предложили П. А. Кропоткину квартиру в Кремле, кремлёвский паек, причем народный комиссар просвещения Луначарский написал жене Кропоткина Софье Григорьевне письмо, где просил воздействовать на Петра Алексеевича, чтобы тот не отвергал помощи, исходящей от государственной власти. Но Кропоткин от помощи твёрдо отказался.
Кропоткину трижды пришлось менять квартиру, поскольку дома «бывших буржуев», в которых он поселялся, реквизировали.
В июле 1918 года Кропоткин обосновался с женой в подмосковном городе Дмитрове, получив «охранное» удостоверение, подписанное Председателем Совнаркома В. И. Ульяновым-Лениным.
Друг Льва Толстого, граф Олсуфьев, прежде уездный предводитель дворянства, продал ему за символическую плату пустующий дом на бывшей Дворянской улице, переименованной в Советскую (ныне — Кропоткинская).
Теперь в этом доме музей, с экспонатами которого я Вас тут познакомил.
Несмотря на трудные условия жизни, Кропоткин продолжил активную общественную деятельность, тесно сотрудничал с Дмитровским союзом кооператоров, продолжал работу над новой книгой — «Этика».
Развитие дальнейших событий, красный террори диктатура партии большевиков заставили маститого старца критичнее отнестись к Октябрьской революции.
П. А. Кропоткин не менее двух раз лично встречался с Лениным, председателем Совета Народных комиссаров. Кропоткин обвинил Ульянова-Ленина в порождении класса новой бюрократии, развязывании Гражданской войны и «красного террора» по отношению к инакомыслящим.
П. А. Кропоткин написал несколько писем к В. И. Ульянову-Ленину с изложением своих гражданских и политических взглядов.
Письма Кропоткина к Ульянову-Ленину были спрятаны в государственных архивах без права доступа на протяжении всего существования СССР и обнаружены и опубликованы историками лишь в 1990-е годы.
В одном из писем к Председателю Совета народных комиссаров Кропоткин писал:
Бросаться в красный террор, а тем более брать заложников <…> недостойно социалистической революционной партии и позорно для её руководителей <…> Открыть эру красного террора — значит признать бессилие революции, идти далее по намеченному его [террора] пути, значит признать свою скорую кончину <…> Полиция не может быть строительницей новой жизни. А между тем, она [полиция] становится теперь верховной властью в каждом городе и деревушке. Куда это ведёт Россию? К самой злостной реакции!
Своими хлопотами П. А. Кропоткин спас от расстрелов и тюремного заключения много невиновных людей, среди которых были известный историк Мельгунов и юрист Пальчинский.
Ульянов-Ленин лично отдал распоряжение органам ВЧК-ГПУ, чтобы «старика не трогали», однако последние годы своей жизни в Дмитрове П. А. Кропоткин находился под неусыпным наблюдением чекистов.
В начале 1921 года Кропоткин тяжело заболел воспалением лёгких.
Как сказал экскурсовод, Кропоткин отдавал продукты и дрова нуждающимся кооператорам, от того и мёрз в плохо отапливаемом доме.
Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с народным комиссаром здравоохранения Семашко.
Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаёк. Но Пётр Алексеевич не признавал никаких привилегий и от пайка отказался. Он умирал незаметно, «скромно», стараясь никому не доставить хлопот этой своей «процедурой».
Пётр Алексеевич Кропоткин скончался в ночь на 8 февраля 1821 г. в возрасте 78 лет. На следующий день, 9 февраля, центральные газеты на первых полосах поместили траурное объявление Президиума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, извещавшее о смерти «старого закаленного борца революционной России против самодержавия и власти буржуазии».
10 февраля в Дмитров прибыл специальный траурный поезд, на котором гроб с телом был доставлен в Москву и установлен для прощания в Колонном зале Дома союзов (бывшем здании московского Дворянского собрания) на Большой Дмитровке. Это положило начало многолетней советской традиции.
С Кропоткиным прощались в течение двух дней — пришли сотни делегаций от заводов, фабрик и учреждений Москвы, тысячи простых людей.
Около гроба в почётном карауле стояли и анархисты, в том числе и арестанты, выпущенные под честное слово из тюрьмы на похороны того, кого они считали своим вождём.
13 февраля состоялись похороны П. А. Кропоткина на Новодевичьем кладбище.
Будучи пытливым учёным и высокообразованным человеком, П. А. Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументированно показать его необходимость.
Для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. А это двигатели прогресса.
Кропоткин исследовал взаимопомощь среди племён бушменов, эскимосов, выявил её роль в создании таких форм человеческого общежития, как род и община; в период Средневековья — цехи, гильдии, вольные города; в новое время — страховый общества, кооперативы, объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества).
В таких человеческих организациях отсутствуют начальники, отсутствует какая-либо принудительная власть, как мы сейчас понимаем это слово, а всё основано на необходимости, понимании, увлечённости людей своим делом.
Нередко возникает такая ситуация, что человек не может развить свои способности и склонности либо вообще не имеет представления о том, что ему даётся лучше всего. Всё это происходит оттого, что государство ориентировано скорее на интересы некой идеальной, несуществующей в реальности личности, а не на людей, способности которых различны, что естественно.
В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории.
— Кропоткин П. А. Государство и его роль в истории (изд. 1921).
По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре.
Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.
Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность.
Ну скажите какой после этого Кропоткин «анархист»?
Он скорее социалист.
А может первый антиглобалист?
Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.
Поскольку сегодня (на майские праздники)одновременное количество посетителей музея оказалось аж семь человек, то нам был показан короткий документальный фильм.
Второй этаж музея посвящён деятельности кооперативного движения Дмитрова под руководством Кропоткина.
Выставку «Минералы» на 2 этаже нужно осматривать и оплачивать отдельно.
Однако после музея Минералов в Шуше в Карабахе «Пещера Али-Бабы, сокровищница Арцаха», я не был сильно впечатлён данной коллекцией.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии