Здание Музейно-выставочного комплекса расположено в центральной исторической части города. Особняк, хотя и выглядит под старину, построен в 2004 году. Здесь разместились административные помещения, выставочные залы и хранилища фондов.
Здание Музейно-выставочного комплекса расположено в центральной исторической части города. Особняк, хотя и выглядит под старину, построен в 2004 году. Здесь разместились административные помещения, выставочные залы и хранилища фондов.
Покупаем в кассе билеты, отправляемся на осмотр. Объединённые залы 1 и 2 посвящены дворянским усадьбам Дмитровского края. Большая часть предметов из усадьбы Ольгово.
С 1740 по 1917 гг. её хозяевами являлись представители древнего дворянского рода — князья Апраксины.
В годы революции усадьба отошла к общественным землям и стала санаторием, музеем и сельскохозяйственной артелью. Зданием музея руководили художники, которые старались сохранить красоту стиля планировки и дизайн помещений.
Среди всех выставленных предметов особый интерес вызывают экспонаты крепостного театра.
Крепостной театр Апраксиных в усадьбе Ольгово существовал в XVIII—XIX вв. Кроме крепостных актеров в спектаклях часто принимали участие Василий Львович и Алексей Михайлович Пушкины, известный актер А. С. Яковлев и многие другие. Е. П. Янькова, жившая по соседству с Апраксиными, вспоминает:
«В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления… Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме.
Раза два или три случалось видеть на сцене и саму Апраксину; она никогда бывало своей роли хорошенько не запомнит; забудет что следует говорить, подойдет к суфлеру, тот ей подсказывает, а она не слышит, остановится и спрашивает его: «Comment?»
Костюмы, портупеи, маски, головные уборы и фигурки, попав в музей, обрели новую жизнь. Страшно подумать — если бы не появился музей, всё это сгорело бы в печках, валялось бы по чердакам, или попросту сгинуло в сараях.
Уникальным экспонатом экспозиции музея является хаммерклавир (молоточковое пианино). Он был изготовлен более 200 лет назад в Лондоне на фирме «Broadwood» мастерами Её Величества и принцесс.
В нём тонкие стальные струны одной толщины расположены по три в ряд, а различное звучание даёт разная длина струн. Над ним герб рода Апраксиных: под дворянской короной изображена турецкая сабля, под ней — скрещенные пушки, ядра, турецкие барабаны, знамёна.
К эмблеме прикреплена металлическая табличка с чеканкой «1788 году» — в память о взятии русскими войсками неприступной турецкой крепости Очаков, главного форпоста Османской империи на северном побережье Черного моря.
С. С. Апраксин принимал участие в осаде и штурме Очакова под командованием Светлейшего князя Потёмкина-Таврического, а его отец С. Ф. Апраксин брал Очаков в 1737 под командованием графа Миниха.
Ещё одна уникальная вещь — парадный костюм Степана Степановича Апраксина. Бархатный кафтан на шёлковой подкладке богато украшен вышивкой с цветочным рисунком. Под кафтаном — шёлковый кремовый камзол с шёлковой цветочной вышивкой в тон; бархатные брюки-кюлоты с застёжкой на пуговицы под коленом.
Интересен ломберный стол, получивший название от популярной в XVIII в. карточной игры «ломбер». Здесь же попона — элемент конского снаряжения работы Ольговских крепостных мастеров.
По всему периметру попоны проходит гобеленовая цветочная кайма, украшенная мишурной бахромой и тесьмой, в центральном гобеленовом цветочном овале вензель «С.А.« — Степан Апраксин.
Залы 3 и 4 рассказывают о крестьянской жизни.
Такие предметы как ступа,
лодка,
веретено — в прежние времена имели своих хозяев.
Думаю, когда создавался музей, ничем подобным здешнего обывателя было не удивить. Теперь же, по прошествии 100 лет, мы всё это изучаем с интересом.
Главным элементом экспозиции является курная изба Анисьи Ивановны Репиной из села Сысоево. Страшно подумать, она датируется 1882 г.
Изба, рубленная в 16 венцов из ели и сосны (самого ходового строительного материала нашей местности), имеет по фасаду два красных окна, украшенных наличниками и ставнями с типичными для дмитровского региона резными полусолнцами. Крыта изба соломой — самым распространенным кровельным материалом у крестьян.
Такую избу можно было поставить за несколько дней, без использования гвоздей. Свое название изба получила по типу печи, устроенной в ней — черной или курной. Такая глинобитная печь не имеет трубы, вместе с теплом она отдавала копоть, гарь и едкий дым. Помещение проветривали, приоткрывая дверь и волоковые окошки.
Заглядывая внутрь, получаешь лёгкую порцию адреналина от соприкосновения с реальностью.
Сто лет назад большая часть крестьян жила примерно в таких домах.
По утверждению экскурсовода, в Дмитровском крае вплоть до революции сохранялись языческие верования. Резной деревянный божок её слова подтверждает.
В Дмитровском уезде было два основных центра изготовления бытовой керамики: в с. Прокошево и в с. Куликово с соседними деревнями. Куликовцы работали на более древнем гончарном круге-скамейке и выкладывали сосуды из глиняных жгутов-заготовок по спирали (техника известная еще в эпоху неолита как спирально-жгутовая).
Более совершенным орудием труда считается ножной гончарный круг, при работе на котором работали одним куском, определяющим размер будущего сосуда.
Следующие экспонаты рассказывают о жизни мещанства и купечества. Благодаря торговле хлебом местные купцы сколотили хорошие капиталы.
В Дмитрове делали печатные пряники: тесто с начинкой в сыром виде накладывалось на доску с вырезанным рисунком, который и сохранялся на готовом изделии.
В залах 5 и 6 разместилась экспозиция, посвященная истории края в XIX — ½ ХХ вв.
В конце позапрошлого века в город пришла железная дорога. Об этом событии напоминают железнодорожные фонари.
Началось промышленное развитие. Мы видим: ткацкий станок, посуду, бижутерию.
К сожалению в жизнь простых людей, как гром среди ясного неба, вмешалась Первая мировая война.
Я с интересом изучил модель первого российского танка.
В годы Первой мировой войны в России была построена гигантская колесная боевая машина, которую предполагалось использовать для прорыва германского фронта. Замысел создания такой машины принадлежал Н. Н. Лебеденко.
Постройка машины проводилась в тайне, работы велись на артиллерийском полигоне около деревни Очево, близ города Дмитрова. Машина была построена и подверглась испытанию. Однако при испытании колесо машины увязло в грунте. Срочно потребовалось увеличить диаметр заднего катка, чтобы уменьшить удельное давление на грунт.
Однако техническая комиссия, наблюдавшая за постройкой машины, денег на продолжение работ не отпустила. Машина осталась стоять в лесу. В 1923 г. она была сдана на слом.
Вместе с Революцией пришло государственное распределение,
повседневностью стали всевозможные карточки и талоны.
Интересно посмотреть на плакаты, посвящённые коллективизации.
Советская власть предложила гражданам новые облигации и новые заёмы.
Особое место в жизни Дмитрова сыграл знаменитый Дмитлаг.
В 1931 г. было принято решение об обводнении Москвы-реки путем соединения с Волгой.
Строительство канала должно было открыть путь кораблям и решить задачу водоснабжения Москвы.
Для строительства канала Главным управлением лагерей — ГУЛАГом ОГПУ (затем НКВД) СССР был создан Дмитлаг ГУЛАГа ОГПУ СССР, Управление которого в июле 1932 г. разместилось в Дмитрове, в зданиях Борисоглебского монастыря, выселив оттуда размещавшийся там с 1926 г. Музей Дмитровского края.
Основной контингент рабочих составляли заключенные.
На первое января 1936 г. численность заключенных Дмитлага составляла около 193 тысяч человек.
Помимо заключенных работало около 25 тысяч вольнонаемных, из них — 3500 инженеров и техников.
Всего с 1932 по 1937 г. на канале работало около 1,2 миллиона человек.
Канал дал новое развитие городу.
Осенью 1941 канал остановил немецкие танки.
К 1938 году Дмитровский край был повсеместно электрофицирован.
Такие игрушки я по своему детству не помню, но видеть их приходилось. Машинки выпускали в Дмитрове.
На сегодняшний день фонд музея составляет почти 40 тысяч экспонатов. Из всего этого выставлена лишь малая часть.
Второй этаж, по моему скромному мнению, не столь интересен. Экспозиция, где будет рассказываться о Великой Отечественной войне, пока только формируется.
Периодически проходят выставки. В момент нашего визита свои работы представлял Сергей Серёжин.
Насколько я понял, художник не придерживается определённого стиля.
Работ у него много и они все разноплановые.
Эта композиция, кое-что напоминающая, так и называется — жизнь.
Вот таким мне запомнился Краеведческий музей города Дмитрова.