Третьей посещённой мною экспозицией в музее Дмитрова за этот день стала выставка истории Дмитровского края с древнейших времён до славянского заселения.
Третьей посещённой мною экспозицией в музее Дмитрова за этот день стала выставка истории Дмитровского края с древнейших времён до славянского заселения.
Дмитровский район входит в Московскую область.
Часть черепа мамонта.
Появление человека на территории Дмитровского района относится к периоду позднего мезолита. В 1968—1969 гг. Сидоровым В. В. была исследована стоянка первобытного человека у деревни Давыдково на берегу реки Яхромы.
Это были представители племён, занимавшиеся охотой, рыболовством и собирательством. Археологические находки с этой стоянки датируются серединой VI тыс. до н. э.
Раскопки и исследования неолитических стоянок, относящихся к IV–III тыс. до н. э. — Николо-Перевоз на реке Дубне и Рыбаки у озера Круглого — дали разнообразный материал: изделия из кремня, кости и фрагменты характерных ямочно-гребенчатых сосудов из обожжённой глины «лояловского» типа.
В эпоху неолита люди постепенно переходят к производящему способу хозяйствования, используют для изготовления орудий труда диорит, а для изготовления сосудов — обожжённую глину.
Обратите внимание на карту расселения народов в интересующем нас регионе.
Как видите территорию нынешнего Дмитровского района заселяли племя «меря (мери)».
Одни исследователи считают мерю финно-угорским племенем, другие используют этноним «меря» для общего названия славянского и финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия нашей эры.
Меряне занимали промежуточное географическое положение между местами обитания прибалтийско-финских (весь), волжско-финских (мурома, мещера, мари) и урало-финских (пермь) народностей до славянской колонизации их земель в десятом — одинадцатом веках.
Меря впервые была упомянута в шестом веке летописцем Иорданом под названием меренс (merens) как данников короля готов Германариха.
Исследователи в меренс видят финно-угорское племя меря.
Позднее сведения о мере можно найти и в русских хрониках.
Согласно летописи «Повесть временных лет», меря располагалась в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»).
Анализ культуры рязанско-окских могильников и древностей Волго-Клязьминского междуречья второй половины I тыс. н. э. достаточно определённо демонстрирует невозможность их генезиса. Отличаются также погребальная обрядность, комплексы женских украшений и керамические материалы.
Согласно «Повести временных лет», в 859 году мерян обложили данью варяги.
В 882 году меря принимала участие в военных походах Олега на Смоленск, Любеч, Киев.
Последнее упоминание мери как отдельного народа имеется под 907 годом, когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград.
В житиях епископов и в «Повести о водворении христианства в Ростове» упоминается Чудской конец в Ростове Великом, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись местные язычники вплоть до начала XII века. Они неоднократно изгоняли присылаемых епископов и по некоторым сведениям даже убивали их.
В списках упоминается чудской язык, что может говорить, что под чудским языком здесь подразумевался именно мерянский.
Обратите внимание на размеры лодки-однодревки, долбёнки.
На таких лодках славянские племена проникали на территорию Дмитровского края.
Они теснили местных меря.
Посмотрите на размеры лодки.
Да, люди тысячу лет назад были невысоки и узки в костях таза.
Начало слияния меря с восточными славянами относится к X–XI векам.
Славянские женщины.
Эта территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества. Меря входила в состав населения, восстававшего в 1071 и 1088 годах против насаждения христианства и феодальных порядков.
Также на экспозиции Вы познакомитесь с древнейшей историей края, увидите доспехи и оружие русских воинов, фрагменты византийских тканей XII в. из «захоронения княжны», а также макет кремля Дмитрова XVI в.
Экспозиция рассказывает о периоде становления и расцвета города, о польско-литовском разорении, о реформах петровского времени.
Адрес: Историческая пл., д. 16, Археология.
Входные билеты: взрослый — 50 руб., льготный — 30 руб. Стоимость экскурсии (1 академический час) для группы до 20 человек — 1000 руб.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии и сайта музея.
Продолжение об экспозициях музея Дмитрова следует…