Чуть более года назад, 2 мая 2022 года, мы с дочерью Аней и внучкой Машей совершили однодневную поездку из Мурома (сюда было наше основное путешествие на майские праздники) в Дивеево для посещения расположенной в этом селе главной его достопримечательности — Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря.
С историей этого монастыря, а также преподобного Серафима Саровского мы были знакомы заочно, и нам захотелось воочию увидеть сооружения этого намоленного места, поруганного в советские годы и с достоинством восстановленного к настоящему времени.
1
Согласно монастырскому преданию, Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь стал четвёртым земным уделом Пресвятой Богородицы. Первыми тремя были Иверия (в Грузии), Афон (в Греции) и Киев (на Украине). Дивеевский монастырь был основан по повелению Богородицы на указанном Ею месте. Согласно преданию, произошло это так.
Больше двухсот лет назад, в XVIII веке, жила в России богатая помещица Агафья Семёновна Мегульнова. Она счастливо вышла замуж и родила дочку. Но вскоре муж умер. Агафья забрала дочку и отправилась в Киев, решив посвятить себя Богу. Дочка вскоре тоже умерла, и Агафья Семёновна в одной из киевских обителей приняла монашеский постриг под именем Александра.
Она усиленно молилась, и однажды после ночной молитвы монашка увидела Пресвятую Богородицу, которая повелела ей идти на север, обойти все святые места в той стороне, после чего Она укажет ей, где нужно основать обитель в честь Божией Матери. И вот, когда Александра на пути в Саровскую обитель остановилась на ночлег в церкви расположенного неподалёку села Дивеево, Пресвятая Богородица явилась ей вновь и сказала, что именно здесь должен быть основан четвёртый земной удел Божией Матери.
В 1788 году Александра построила на свои средства церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а рядом с ней три кельи, положив тем самым начало женской обители. В наши дни в отреставрированном к 2003 году виде Казанская церковь выглядит таким образом:
1
После её смерти, исполняя волю матери Александры, попечение об обители принял на себя преподобный Серафим Саровский. А в 1827 году преподобный Серафим, также получив указание явившейся ему Божией Матери, в 100 саженях от Казанской обители устроил особую отдельную от неё общину на участке земли, пожертвованном госпожой Постниковой. Здесь была построена мельница, и община получила название Мельничной. На этой мельнице и жили восемь сестёр, пока не построили себе кельи. Сейчас в этом месте расположена деревянная часовня Серафима Саровского:
1
В 1829 году сёстры по указанию Божьей Матери начали рыть вокруг мельницы Святую Канавку в три аршина глубиной. Сейчас Святая Канавка Царицы Небесной восстановлена, облагорожена и является особым местом для поклонения паломников, приезжающих в монастырь. По словам преподобного Серафима Саровского, это место указала ему сама Богородица: «Канавка эта — Стопочки Божией Матери. Тут обошла её Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель».
Протяжённость канавки — 800 метров. Фотографировать её во время обхода по проложенной вдоль неё дорожке запрещено. Поэтому я могу показать только фотографии, сделанные со стороны через внешнее ограждение монастырской территории.
1
1
1
Одновременно на паперти Казанской церкви шло строительство храма во имя Рождества Христова и Богородицы. Строительством церкви заведовал преданный ученик и друг отца Серафима Михаил Васильевич Мантуров, которого батюшка исцелил от тяжёлой болезни. В благодарность Богу и по благословению отца Серафима Мантуров продал своё имение, все средства употребив на устроение Дивеевской обители, сам же при этом жил в нищете.
Отец Серафим никуда не выходил из монастыря или из устроенных им по соседству лесных пустынек. Поэтому всё, что касалось управления девичьей общиной, он поручил своему Мишеньке. А материальная и юридическая поддержка была поручена Николаю Александровичу Мотовилову, ставшему в 1831 году доверенным батюшки после своего исцеления.
В монастыре возле алтаря Казанской церкви сохранилась восстановленная сейчас могила Николая Александровича Мотовилова и его сыновей:
1
После кончины в начале 1833 года преподобного Серафима обе общины были соединены в одну, с наименованием её Серафимо-Дивеевской. В 1861 году Серафимо-Дивеевская община была преобразована в монастырь. Первой игуменьей стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова).
В 1848 — 1875 годах был построен величественный соборный храм во имя Живоначальной Троицы. В нём хранится драгоценная святыня — икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался преподобный Серафим Саровский.
1
1
В 1885 году было завершено строительство игуменского корпуса, в восточной части которого в 1902 году построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
1
Начало постройки колокольни по проекту епархиального архитектора А. К. Никитина относится к 1893 году, а завершена она была в 1903 году незадолго до прославления преподобного Серафима Саровского и перенесения его мощей в Дивеевский монастырь. Колокольня пятиярусная, её высота с кровлей и крестом составляет 70,3 метра.
1
1
После смерти игуменьи Марии в 1904 году сёстрами в игуменьи была выбрана казначея монастыря монахиня Александра (Траковская).
Ещё один, Преображенский собор построили по проекту архитектора А. Е. Антонова. Закладка собора состоялась в 1907 году, и строительство было в основном завершено к 1916 году, но до Октябрьской революции освятить его не успели. Это было сделано много лет спустя, в 1998 году, уже после возращения монастыря Церкви и его возрождения в постсоветские годы.
1
21 сентября 1927 года монастырь был закрыт, сёстры рассеялись по округе. Игуменья Александра (Траковская) и часть сестёр переселились в Муром, где жили вблизи Благовещенского монастыря.
Возрождение Дивеевской обители началось в 1988 году и к настоящему времени практически завершено. Сейчас помимо монастырских построек на территории монастыря восстановлены и действуют 13 церквей и часовен, восстановлена Святая канавка Царицы Небесной, построен Паломнический центр, существует музей в бывшей келье святой блаженной Параскевы (Паши Саровской). Далее я покажу ещё ряд фотографий, сделанных во время посещения обители, снабдив их подрисуночными надписями.
1
Это вновь построенный Благовещенский собор:
1
1
1
1
1
1
1
1
Несколько слов скажу о двух корпусах, стоящих рядом друг с другом недалеко от Паломнического центра. Они были построены благотворителями монастыря на рубеже XIX — ХХ веков.
1
Оба они названы по именам их владельцев: «Дом Галактионовых» и «Дом Долгинцевой». Сохранившиеся сведения о владельцах более чем скудные. Вот что мне удалось про них узнать на просторах интернета.
ДОМ ГАЛАКТИОНОВЫХ в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре был построен в конце XIX — начале ХХ века и принадлежал сёстрам Галактионовым, которые были благотворителями монастыря. Младшую звали Екатериной Ивановной, а старшая стала монахиней Серафимо-Дивеевской женской обители под именем Михаила. Дом примечателен тем, что сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Сейчас в нём проживают послушницы.
ДОМ ДОЛГИНЦЕВОЙ был построен в начале ХХ века. В нём жила схимонахиня Серафима (в миру — Софья Фёдоровна Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестёр и принимала их в монашеском постриге. Её очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители.
Её отец — Фёдор Васильевич Долгинцев — был почётным гражданином Москвы. Долгие годы он был благотворителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Приехав в Дивеево, он поселился в этом доме со своей дочерью Софьей, впоследствии ставшей послушницей монастыря под именем Серафима.
Судьба схимонахини Серафимы сложилась трагически. После закрытия монастыря в 1927 году она переехала в Муром, а в апреле 1932 года была арестована советскими властями за монашескую деятельность и приговорена к трём годам ссылки в Казахстан. Как сложилась дальнейшая судьба Софьи Фёдоровны Долгинцевой, неизвестно.
И, конечно, нужно упомянуть об ещё одной почитаемой в монастыре и за его пределами старице — о святой Блаженной схимонахине Параскеве (о Паше Саровской). В восстановленном монастырском некрополе среди других захоронений находится и её могила:
1
Схимонахиня Параскева (в миру Прасковья Ивановна) жила в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре с конца XIX века. Она пришла в монастырь в 1884 году, будучи уже 90-летней старицей, и скончалась в 1915 году в возрасте 121 года. В 2004 году она была прославлена в лике святых, и её святые мощи покоятся в раке в Казанской церкви Дивеевского монастыря. На территории монастыря есть небольшой музей Паши Саровской, расположенный в домике, в котором она жила.
1
Паша Саровская интересна своими предсказаниями, многие из которых сбылись. В частности, известны предсказания, о которых она поведала последнему русскому императору Николаю II и его супруге в 1903 году. Во время торжеств по перенесению в монастырь мощей Серафима Саровского, в которых принимала участие царская семья, царя Николая Второго и царицу Александру Фёдоровну привели к блаженной Паше Саровской, оставили с ней наедине, а после беседы, по свидетельству очевидцев, те вышли от блаженной побелевшими. Вот как написано об этом в «Житиях Дивеевских блаженных Пелагее, Параскевы и Марии»:
«…Когда вошла Августейшая Чета — император Николай Александрович и императрица Александра Фёдоровна, все вышли, оставив Царственных гостей и блаженную одних. Но Государь и Государыня не могли понять, что говорит Прасковья Ивановна (блаженные часто выражаются иносказательно, так что с первого раза не каждый поймёт смысл), и вскоре Государь вышел и сказал:
— Старшая при ней, войдите.
И беседа состоялась при келейнице.
Прасковья Ивановна предсказала царской чете всё: войну, революцию, падение престола и всей династии, море крови. Императрица была близка к обмороку и сказала, что не верит в это. Блаженная протянула ей кусок красного кумача, сказав при этом: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь…»
И через год пророчество блаженной сбылось. В царской семье, имевшей уже четырёх дочерей, родился долгожданный наследник, цесаревич Алексей.
В Дивееве помнят, что через год после рождения сына Николай II вместе с монахинями в память об этом событии посадили лиственницу за Святой монастырской Канавкой, которая со временем получила название «Царственной лиственницы». Про неё я уже делал отдельную публикацию, а здесь просто приведу одну из опубликованных ранее её фотографий:
1
И в заключение покажу ещё фотографии Памятника семье Николая II, причисленной к лику страстотерпцев.
1
1
Автором памятника, открытого в 2017 году на Соборной площади Дивеевского монастыря, стала скульптор Ирина Макарова, преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Установка памятника в Дивееве обусловлена тем, что семья Романовых имела прямое отношение к канонизации Серафима Саровского…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"