Храм построен на месте прежней деревянной церкви в Казачьей слободе на средства прихожан при участии штабс-капитанши Александры Уздевской.
Автор проекта не известен.
Храм построен на месте прежней деревянной церкви в Казачьей слободе на средства прихожан при участии штабс-капитанши Александры Уздевской.
Автор проекта не известен.
Объемно-пространственная композиция памятника складывается из четверика, поддерживающего массивный восьмигранный световой барабан и примыкающих к нему: с востока — полукружия апсиды, с запада — широкой трапезной и трехъярусной колокольни с пристройками.
Храм завершен тремя маковицами, увенчивающими центральный купол, колокольню и среднюю часть трапезной.
Средняя часть симметричных трехчастных фасадов трапезной акцентирована тройным арочным окном и небольшим полукруглым аттиком.
Оконные проемы и открытые проемы звонов колокольни обработаны архивольтами.
Углы восьмигранных ярусов колокольни и барабана выделены пилястрами.
Храм оштукатурен и окрашен с выделением цветом архитектурных деталей.
Очень интересна послереволюционая история храма.
В 1935 г. власти решили таки закрыть и разрушить храм.
Однако священник церкви поднял горожан на бунт.
Храм на какое-то время отстояли.
Затем церковь власти решили передать так называемой церкви "обновленцев".
Обновленчество - движение в русском православии, возникшее официально после Февральской революции 1917 г.
Декларировало цель «обновления церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.
Идейно ядро будущего движения оформилось скорее всего в период первой русской революции, так в 1905 году в Санкт-Петербурге сложился «кружок 32-х священников», опиравшийся на викарного епископа Нарвского Антонина (Грановского), просуществовавший до 1908 года, когда его деятельность была прекращена, а сам епископ Антонин отправлен на покой.
Одним из организаторов и секретарём Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 г. в Петрограде, был священник Александр Введенский — ведущий идеолог и вождь движения во все последующие годы.
На Поместном Соборе 1917-1918 г.г. сторонники «обновления» оказались в меньшинстве и поэтому перешли к полуподпольной деятельности.
До 1922 года обновленцы в большинстве своем воздерживались от размежевания с существовавшей в то время церковной организацией.
Ночью 12 мая 1922 года прибывшие из Петрограда протоиерей Александр Введенский с двумя своими единомышленниками священниками в сопровождении сотрудников ГПУ прибыл в Троицкое подворье, где тогда находился под домашним арестом Патриарх Тихон.
Обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, Введенский потребовал, чтобы Тихон на время ареста отказался от своих полномочий. По некотором размышлении Тихон подписал резолюцию о временной передаче церковной власти с 16 мая митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому).
При подготовке к изъятию церковных ценностей большевистские лидеры (прежде всего Троцкий) решили срочно «мобилизовать» обновленцев, довести их до полного разрыва с высшей церковной властью и создать их руками полностью подконтрольные режиму марионеточные церковные управления в центре и на местах.
Для совершения «церковного переворота» в Москве были намечены три представителя петроградского духовенства, хорошо известные советским спецслужбам.
Обновленческое движение 1920-х годов следует рассматривать также в русле большевистских идей «модернизации быта» и попытки модернизации русского православия.
В период наибольшего влияния — в 1922—1923 годах — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.
С 1922 по 1926 год это движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.
Обновленчество в начальный период своего существования не было строго структурированным движением; между собою обновленческие структуры нередко находились в прямой конфронтации.
С 1923 по 1935 год существовал Священный синод Православной российской церкви, во главе которого стоял председатель. Председателями Синода последовательно были: Евдоким (Мещерский), Вениамин (Муратовский), Виталий (Введенский).
После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию Введенскому, а в 1941 году — к Александру (Введенскому).
Обновленчество сильно пострадало в результате большого террора 1937-1938 г.г.
Сущетвует несколько причин почему советское руководство сделало ставку на патриаршую церковь, а не на обновленцев:
отсутствие поддержки обновленчества среди широких слоёв населения внутри страны и за её пределами,
непризнание обновленческой Церкви большинством Поместных Православных Церквей, патриаршая Церковь являлась в большей степени носительницей национальных традиций.
Осенью 1943 года государство взяло курс на ликвидацию обновленческих структур, после чего обновленцы начали массово переходить в легализованный московский Патриархат.
Смерть Александра Введенского в 1946 году принято считать концом обновленчества, хотя последний нераскаявшийся обновленческий иерарх, Филарет (Яценко), умер в 1951 году.
Но вернёмся к истории храма.
Батюшка храма обновленцев в церковь не пустил.
Поскольку храм находился в центре города, то он мозолил глаза властям.
В печально знаменитом 1937 году мятёжного батюшку и церковного старосту наконец-то арестовали и осудили.
Храм закрыли, колокольню разобрали.
Вновь открыли храм в 1945 году.
Как видите часть храма до сих пор находится на реставрации.
Иконостас.
В храме иконы достаточно старого письма.
Пора теперь рассказать о том в честь кого воздвигнут храм.
Георгий Победоносец — христианский святой, великомученник и один из наиболее известных святых в христианском мире.
Существует множество вариантов его жития, как канонические, так и апокрифические. Согласно каноническому житию, пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане и после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Одним из самых известных сказаний о его чудесах является "Чудо о змие".
Поступив на военную службу, Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана.
Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство.
Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.
Георгий перенёс все эти мучения и не отрёкся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти.
Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия.
А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом.
Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!»
И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.
Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).
Источники:
Википедия, рассказы гида Руслана из одноимённой липецкой турфирмы и официальный приходской сайт.