Да, я знаю, что до Нового года еще почти 2 месяца, но готвить сани нужно летом осенью. Поэтому мы съездили на уникальную по своей сути старейшую в России фабрику ёлочных игрушек. Находится она в 20-ти километрах от Павловского Посада, все экскурсии групповые и бронировать их нужно заранее. На новогодние даты места разлетаются еще летом, и когда мы «очухались» в сентябре — места бвли только на ноябрь; а декабрь и январь были давно раскуплены.
Фабрика «Иней» — старейшее предприятие, специализирующееся на производстве стеклянных ёлочных украшений ручной работы. Она была основана в 1937 году и с тех пор выпускает уникальные изделия, разрисованные в народных и современных мотивах. В ассортименте фабрики представлены шары разного диаметра, формовые выдувные фигурки (более 40 видов), шишки и подвески. Каждый год выпускается не более 500 шаров одного рисунка, а ассортимент постоянно обновляется.
2
Наша экскурсия включала в себя несколько этапов: музей ёлочной игрушки, где мы подробно узнали об истории игрушек, визит на производство, экскурсию в русскую избу, чаепитие и мастеркласс.
Музей ёлочной игрушки
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года, а иногда совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год — 20 декабря 1699 года — царь издал новый указ, теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями.
1
История фабрики началась еще в дореволюционной России с кустарных производств и артелей, которые изготавливали игрушки из картона, мишуру, гирлянды и бусы из стекла. Однако жизнь ремесленников была нарушена запретом на празднование Нового года.
Отношение к новогодним и рождественским праздникам в России и СССР было неоднозначным: их то разрешали, то запрещали. Но обычные граждане любили зимние праздники и отмечали их, часто тайно. Вступив в Первую мировую войну в 1914 году, Россия начала борьбу с германским засильем внутри страны. В итоге празднование Нового года как традиции, пришедшей из Западной Европы, назвали вражеской и тоже запретили. Между 1917 и 1935 праздник то запрещали, то разрешали. но чаще всё же запрещали. Ёлка считалась символом религиозным, что не красит облик советского человека. Однако, с момента возвращения праздника людям, то есть с 1935 года, естественным образом возрастает интерес к производству ёлочных украшений. Причиной возвращения стала маленькая заметка в газете «Правда» от 28 декабря. Три абзаца, подписанные П. Постышев были озаглавлены так: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!»
5
Игрушек было мало, необходимо наверстывать упущенное. В 1937 году на основе одной такой артели объединяются мастера, стеклодувы и художники. В Москве создается фабрика «Спортигрушка», которая разместилась по адресу Спартаковская площадь д.10. Основные цеха производства размещались недалеко от станции метро «Семеновская» . После войны создается еще один филиал фабрики в Павлово-Посадском районе, в поселке Чисто-Перхурово, а затем и второй цех филиала в деревне Данилово (где сейчас и расположена фабрика, о которой я пишу). Изначально за художественную основу брались дореволюционные игрушки. Но довольно в скором времени появляются многочисленные новые проекты и идеи. Первые шары фабрики отвечают всем модным тенденциям и веяниям времени. Уже через год после начала работы продукция фабрики пользуется большим спросом и приобретает весомую известность.
5
Очень интересно, что игрушки полностью отображают веянья эпохи. В 50-х годах игрушки в виде кукурузы, в 60-х в на космическую тематику, в 80-х олимпиада.
4
В начале 50-х годов фабрику «Спортигрушка» переименовали в «Бауманскую». Расцветом фабрики можно смело назвать 1950–1960-е годы. Именно в это время (с 1948 по 1963 год) на производстве работала Мария Николаевна Бартрам, дочь известного коллекционера, художника и исследователя игрушки Николая Дмитриевича Бартрама. Изделия этих лет отличает особая теплота, мягкость цветовых решений, геометрия рисунка. Игрушки такие «детские», праздничные, теплые и домашние.
3
5
Следующие десятилетия для Фабрики, как и для большинства других традиционных промыслов, стали временем тяжелых испытаний, связанных с ослаблением творческого развития устойчивого художественного образа, но и в эти непростые годы наша фабрика сумела сохранить потенциал и костяк коллектива творческих работников.
4
1
Название «Иней» фабрика получила в 1990 году. После акционирования, директор фабрики создал при производстве магазин «Страна детства» с широким ассортиментом отечественной, не только новогодней, игрушки. Эта фабрика, одно из немногих производств, уцелевшее в 90-е, и благополучно функционирующее и по сей день.
4
3
В свое время повезло найти акционеров, заинтересованных в развитии производства. Более того, фабрика работает всё по тому же профилю и до сих пор весьма успешно занимается производством чудесных, не потерявших своего шарма и особой изюминки, ёлочных игрушек.
3
В настоящее время наша фабрика выпускает более 250 наименований елочных украшений ручной работы из стекла. Это высокохудожественная, традиционная для России елочная игрушка: персонажи народных сказок, изделия связанные по тематике с фольклором, русским пейзажем, бытом города и деревни, московская символика.
4
4
Продукция фабрики украшает в новогодние дни не только домашние елки, но интерьеры помещений, витрины и уличные елки. Многообразие ассортимента, красота и изысканность росписи, высокое качество при доступных ценах изделий определили широкую популярность.
5
3
Это всё нам рассказала экскурсовод. В музее представлено огромное количество экземпляров игрушек — всё. что выпускалось на фабрике за все эти годы.
4
2
Экскурсия на производство.
Первым этапом было посещение стеклодувного цеха, здесь установлена газовая кружка-горелка, она работает на газе и сжатом воздухе. Температура там 700–800 градусов.
2
3
Все игрушки делаются из специальных стеклянных трудок разного диаметра и толщины стекла, они называются стеклодроты. Дальше стеклодрот нагревают над горелкой и трубка становится мягкой и оттягивается в «пульку». Если это свободный выдув — получится шарик. Диаметры шаров строго регламентированы, делаются на глаз самыми рпыными мастерами и проверяются на калибраторе — деревяннаядощечка с отверстиями внутри. Есть еще формовой выдув — когда «пулька» выдувается в определенную форму.
2
За каждым стеклодувом закреплен определенный ассортимент. Кто-то дует шары, кто-то отвечает за фигурки, причем, у кого-то лучше получаются зайчики, у кого-то грибочки. Свеже-выдутая игрушка-стекляшка называется «гольё».
2
3
Дальше идет цех металлизации. Металлизация — это процесс нанесения на стекло тонкого слоя алюминия. Вот в такую машину прямо в барабан закладывают игрушки, потом в этой камере откачивается воздух, и в вакууме на вольфрамовые испарители (такие как в обычной лампочке накаливания), обернутые в кусочки фольги, подается большое напряжение. Фольга превращается в пыль, которая и оседает на стекле.
3
После такого процесса шарик или шишка получается блестящим. Это занимает примерно час.
После металлизации игрушку отправляют в цех окунки. Смешное название — от слова окунать) Тут серебристая металлизированная заготовка окунается в ведро с краской (на фабрике около 20 различных колеров).
2
Краски бывают матовые и глянцевые. После этого заготовка ставится в специальную сушильную камеру на круги с песком, куда стекает избыток краски, и фигурки сушатся.
1
Завершается посещение производства в художественной мастерской. Все игрушки расписываются вручную, акриловыми красками и кисточками.
2
За смену мастерица художница разрисовывает примерно 200–250 фигурок, если это простой рисунок- снежинки например, а если это рисунок природы или еще чего-то, то может быть и десяток всего.
4
После разрисовки игрушки отправляются в упаковочный цех, где их фасуют для отправки в магазины.
Русская изба.
В этой части экскурсии представлена изба XIX века, принадлежавшая семье крестьян, которая была перевезена из Павловского Посада и собрана на территории фабрики. Совершенно чудесная экскурсовод познакомила нас с внутренним убранством крестьянской избы и бытом.
Прежде всего мы узнали о значении слова «изба» и о том, что во многих языках есть схожие этимологически слова — старофранцузское «эстофа́« — «баня», немецкое «шту́бе» — «комната», — все они связаны с тем же древним источником, что и «изба». Первоначально слова этого корня, означали «отапливаемое помещение». Потом о том, что каждая вещь в избе имела своё предназначение. Детям показывали разные предметы быта и спрашивали для чего это могло бы использоваться.
2
Показали настоящую Русскую печь и какое «место» в доме она занимала, кто на печи спал, как в печи мылись.
2
Попробовали вытащить горшок из печи ухватом, попробовали сколько света даёт лучина.
2
В общем я лишний раз поблагодарила вселенную за то, что я живу в 21 м веке, а не в 19 м.
3
Мастеркласс.
В мастерклассе можно участвовать как детям, так и взрослым. Выдают заготовку, цвет можно выбрать, дальше баночка с клеем и блёстки. Т. е. рисовать можно было в самой простой технике обсыпки.
3
У Давида получилась вот такая снежинка)))
4
При фабрике есть магазин, цены высокие, но учитывая, что это ручная работа — оправданные. Мы купили набор шаров скорее на память, чем по необходимости.
В общем, там уже все готово к празднику. С наступающим!