История исправительно-трудовой колонии ВС 389/36 началась в 1946 году, когда в деревне Кучино Пермского Края были выстроены деревянные бараки для заключенных, в которых содержали обычных уголовников. После смерти Сталина назначение колонии меняется и в 1972 году она принимает первых политических заключенных.
2
Сейчас на месте бывшей колонии находится Музей политических репрессий Пермь-36. Место достаточно глухое, ближайший город, Чусовой, находится в 30 км. МЧС настояло чтобы у музея обязательно была связь и установило спутниковый телефон. В музее говорят что рабочий, хотя и не пользуются им, у всех мобильники.
1
Пройдя в дверь с надписью «следовать инструкциям охраны» мы попадаем в административное здание. В годы функционирования колонии в нём размещались КПП и специальный шлюз для въезда автомобилей. Каждую машину сканировали, даже мышь бы не проскочила. Сейчас здесь тоже администрация, но музея.
2
В мансардном этаже этого здания штаба нёс службу дежурный оператор технических средств охраны. В его обязанности входил контроль периметра охраны с помощью специального оборудования.
2
На нижнем этаже находились комнаты свиданий. Как краткосрочных, до 3 часов, так и длительных, до 3 суток. Конечно, заслужить право на такое свидание было непросто.
1 из 3
1
Колонию окружало несколько рубежей охраны, включавших различные сигнализационные системы, контрольно-следовые полосы, тропы наряда, коридоры для сторожевых собак.
1 из 3
1
Территория участка строго режима колонии была поделена на две неравные части. Слева — жилая зона, справа — рабочая.
1
Первые 8 лет заключенные занимались исключительно рубкой леса. В Прикамье много лесов, рабочей силы не хватало, а в годы Великой Отечественной потребность в ней резко возросла. Труд по валке леса был чудовищно тяжёлым. Кругом тайга, вековые деревья, а из инструментов — обычные топоры.
1 из 4
1
И без того каторжный труд усугублялся недостатком подходящей одежды и обуви. Посуда — ржавые консервные банки, найденные на территории. И без того скудные рационы пищи разворовывались как администрацией, так и поварами из числа самих уголовников. В результате до рядового заключённого доходила примерно половины нормы.
1 из 4
2
Рабочую и жилые части разделял забор с вот такими воротами. Накануне моего посещения музея был сильный ветер и забор повалило.
2
Каждый заключенный, проходя с жилой зоны на рабочую и обратно обязательно проходил через КПП. Или, как его называли сами зеки, «шмоналовку». Здесь их строжайше досматривали, стояли рамки металлоискателей. Сейчас здесь вместо них — муляжи.
1 из 3
2
Мы тоже пройдём через «шмоналовку» и ворота, после чего окажемся в жилой зоне. На фото ниже — один из типичных жилых бараков, рассчитанный на 200–250 человек.
2
Внутри мы увидим условия, в которых жили заключенные. Деревянные нары, печка «буржуйка», греющая не дальше метра.
1 из 3
1
Особо провинившихся помещали в ШИЗО — штрафной изолятор.
2
Это каменная постройка, внутри — камеры. В каждой — бетонный стол, бетонные тумбы, откидные нары.
1 из 5
2
Стены камер покрыты специальной «шубой», исключающей возможность перестукивания и оставления надписей.
1 из 2
1
Может показаться что целью содержания заключенных было замучить их до смерти. Это, разумеется, не так. Не замучить, а перевоспитать — вот какая была цель. Любой прошедший колонию, будь то простой уголовник или политический, настроенный против советской власти, должен был выйти отсюда новым человеком с изменившимся мировоззрением. Поэтому в колонии обязательно присутствовал красный уголок. Здесь находилась библиотека с газетами и идеологически правильной литературой, висели портреты Ленина, Сталина и членов Политбюро.
1 из 4
2
Не меньшее внимание уделялось и состоянию здоровья заключенных. Они должны были работать на пределе человеческих возможностей, но не дохнуть как мухи. На фото ниже — медсанчасть. Построенная в 1940-е годы она неоднократно перестраивалась.
2
Сейчас на заборе бывшего ГУЛАГа находится арт-объект под названием «колючий гимн» наглядно демонстрирующий как именно сияло солнце свободы.
1 из 2
3
Колонию закрыли в 1988 году, через несколько лет началась музеефикация. Сейчас Пермь-36 — это уникальный музей, аналогов которому нет. Добраться сюда можно из Чусового на рейсовом автобусе. Либо из Перми на автобусе Пермь-Лысьва, выйдя на остановке «Отворот на Кучино».