Cамое старое строение Читы и одна из главных достопримечательностей города — Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь.
Cамое старое строение Читы и одна из главных достопримечательностей города — Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь.
Сейчас это музей Церковь декабристов. Сохраняя атмосферу прошлой эпохи, это уютное деревянное здание уже не одно столетие хранит в себе историю города и жизни декабристов в Сибири.
Расположена церковь в старой части Читы. Её не сразу увидишь, она как бы спряталась во дворе современных жилых домов.
Михайло-Архангельская церковь
В 1776 году на месте сгоревшей Старо-Читинской церкви на пожертвования прихожан был возведён двухпрестольный храм. Он выполнен без единого гвоздя из толстых лиственничных бревен в стиле корабля.
Уникальность Михайло-Архангельской церкви в том, что это единственная во всей Восточной Сибири деревянная церковь с двумя престолами: нижний этаж освящён во имя Святого Николая Чудотворца, а верхний — в честь Архангела Михаила.
Архитектурный стиль — традиционный, типичный для русской церкви: сам храм, апсида, трапезная и двухъярусная колокольня с притвором.
В этом храме 22 октября 1851 г. был зачитан Указ императора Николая I от 11.7.1851 г. об образовании Забайкальской области и присвоении статуса областного города селению Чита.
Декабристы в Чите
26 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, которое было разгромлено. Многих участников восстания и членов тайных обществ отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.
В январе 1827 году в Читинский острог прибыли 85 декабристов. Здесь они прожили три с половиной года.
Среди них — братья Никита и Алексей Муравьевы, Иван Анненков, Константин Торсон, Николай Бестужев, Дмитрий Завалишин, Сергей Волконский и другие.
Вслед за некоторыми из осужденных следовали их жены и невесты. Одиннадцать женщин решились разделить участь своих избранников. Их поселили в остроге, который находился неподалёку от Михайло-Архангельской церкви. Декабристы и их жёны часто приходили в церковь помолиться, и она была непосредственным свидетелем их жизни.
В церкви проходило и венчание декабристов. Весной 1828 года здесь соединили свои сердца Иван Анненков и дочь французского офицера Полина Гёбль. Как здесь не вспомнить, что романтическая история замужества Полины Гёбль вдохновила Александра Дюма написать роман «Учитель фехтования», а режиссёр Александр Ивановский сделал историю их отношений одной из важнейших сюжетных линий в кинофильме «Декабристы».
Осенью 1839 года в этом же храме обвенчалась ещё одна пара — декабрист Дмитрий Завалишин и Аполлинария Смольянинова — совсем молоденькая дочь управителя Читинской волостью.
К сожалению, она скончалась через шесть лет после этого события и была похоронена у стен церкви, в которой венчалась. Памятная плита жене декабриста и сейчас находится у стен церкви. Также рядом с храмом была захоронена дочь Сергея и Марии Волконских Софья. Она появилась на свет и умерла 10 июля 1830 года.
Как им удавалось жить и выжить в суровом сибирском краю? Ими нельзя не восхищаться. Уверена, многие смотрели фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», который во многом посвящён жёнам декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями.
Уже на момент прибытия в Читу декабристов, Михайло-Архангельская церковь была довольно ветхой и требовала ремонта. Декабристы обратились к своим друзьям с просьбой пожертвовать деньги на поддержание церкви. Друзья откликнулись, а самую большую сумму внесла Марии Федоровна Муравьёва — мать декабристов Муравьевых. В 1846 году была перестроена колокольня и выполнена обшивка фасадов. Собранных средств хватило также на восстановление интерьера церкви.
К началу 1870-х годов здание сильно обветшало. В нем произвели капитальный ремонт и подвели каменный фундамент.
Как церковь стала музеем
Прошлое столетие стало самым нелёгким в судьбе церкви. Несмотря на безбожное революционное время, она продолжала действовать до 20-х годов.
В марте 1923 г. церковь и всё ее имущество было конфисковано государством. Здание неоднократно меняло владельцев, в 1933 году оно было признано аварийным. Несмотря на это, в нём какое-то время размещалось общежитие, а потом целых 30 лет здание церкви использовалось под соляной склад. Обычный, увы, удел церквей тех времён. Заброшенная, полуразрушенная, никому не нужная, так бы и сгинула Старо-Читинская церковь.
Спасением для неё стала связь с декабристами. В 60-е годы появилась идея создать музей декабристов и разместить его в Михайло-Архангельской церкви. Обратились к Епархии с предложением отдать здание управлению культуры. После передачи, в здании провели косметический ремонт и открыли музей.
В 1974 году церковь включили в перечень памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения. После этого началась уже масштабная реконструкция, затянувшаяся на одиннадцать лет.
Торжественное открытие нового музея, посвящённого декабристам, состоялось в 1985 году. Специально, к открытию этого музея несколько художников из Петербурга написали картины, посвящённые декабристскому восстанию и жизни декабристов в Читинском остроге.
Экспозиция музея, насчитывающая почти 900 экспонатов, посвящённых декабристам — одна из лучших в России. В неё включены предметы быта декабристов, находившихся в Читинском остроге: книги той эпохи, предметы дворянского быта и атрибуты каторги (кандалы, посуда, мебель), документы и письма декабристов и их жён, награды и оружие, уникальные подлинные вещи: столик и часы Н. А. Бестужева, шкатулка М. Н. Волконской и многое другое.
Первый этаж представляет историю России XIX века, то, какие события повлияли на формирование мировоззрения декабристов.
Тематика экспозиций: «Предпосылки возникновения создания тайных обществ», «Восстание в Петербурге», «Восстание Черниговского полка», «Следствие, суд, приговор, отправка на каторжный работы».
Завершает экспозицию картина художника Мельникова «Восстание декабристов на Сенатской площади», которая была специально написана для стен музея декабристов.
Старинная деревянная лестница ведёт на второй этаж.
На втором этаже представлены экспозиции, показывающие жизнь декабристов на каторге в Чите и Забайкалье. Экспозиции первого зала «Путь в Сибирь», «Декабристы на каторге», «Декабристы на поселении в Забайкальской области» смонтированы на фоне частокола. Подобным частоколом были обнесены все тюрьмы Нерчинской каторги. В музее высота частокола не достигает и трёх метров, а настоящий был высотой 7, 5 метров.
Здесь мы видим караульную будку для солдат, в которой они стояли в сырую ненастную погоду, подлинные кремневые ружья, которыми они были вооружены, подлинный колокол, звук которого будил декабристов на каторжные работы.
Над этим залом находится купол церкви. Его свод совершенно простой, выкрашен синей краской. Сейчас его украшает только люстра.
Здесь же мы видим второй этаж, где когда-то было место для церковного хора.
Пройдя эти два зала, посетители попадают в очаровательный и элегантный, так называемый «женский зал» с экспозицией «Жены декабристов в Сибири». Перед входом в этот зал — выполненная из керамики книга венчания.
Сразу привлекают внимание портреты жён декабристов.
В этом зале выставлены подлинные предметы эпохи XIX века: посуда, столик для цветов, стол-бюро, стол для рукоделия, стулья того времени.
А это — подлинная вышивка бисером по канве «Сцена охоты», выполнена Марией Волконской. найденная в доме Волконских.
Как декабристы превратили Читу из деревни в столицу Забайкалья
Можно много говорить и дискутировать на тему о роли декабристов в истории государства Российского. Но их роль в жизни далёкого сибирского города, куда они были сосланы, неоспорима.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье, …
— писал А. С. Пушкин в поддержку своих друзей — декабристов, сосланных в Сибирь.
Основная часть декабристов содержалась в ими же достроенном тюремном здании — четыре комнаты с маленькими окнами, где было тесно, душно и шумно, в том числе от звона кандалов.
Кандалы узникам разрешили снять в августе 1828 года по особому распоряжению императора Николая I. Позже им позволили за собственный счет построить на тюремном дворе еще семь маленьких бревенчатых домиков. Буквально через дорогу от церкви сохранился дом Нарышкиных. Сейчас в нем размещается Библиотека № 9 им. М.М. и Е. П. Нарышкиных.
В тюремном дворе Читинского острога, каторжники построили здание наподобие клуба, беседку, развели огород.
Когда декабристы только прибыли в Читу, это была всего лишь маленькая деревушка заводского ведомства: 75 деревянных домов, 393 жителя. Декабристы дали толчок развитию этого поселения.
Во время пребывания в тюремном остроге Читы, они добились негласного права на занятия наукой и просветительством. Свое научное собрание они назвали «Каторжной академией», в которой заслушивались доклады по точным, естественным и гуманитарным наукам, практиковалось взаимное обучение иностранным языкам, математике и ремеслам.
Декабристы приобщили местное население к огородничеству, садоводству и цветоводству.
Взрослые и дети из тюремной округи Читы участвовали в организованных ими концертах и коллективных пениях. Узники устраивали в остроге литературные чтения, проводили шахматные турниры. В целом можно сказать, что жизнь и деятельность декабристов в Чите во многом способствовали культурному развитию этого сибирского края.
В последнее время, то затихая, то вспыхивая вновь, идут споры о судьбе старейшего здания Читы. Епархия не раз обращалась к властям с просьбой вернуть Старо-Читинскую Михайло-Архангельскую церковь в собственность Русской православной церкви.
На Читинском сайте даже проводился опрос: вернуть церковь Епархии или оставить в ней музей. Я проголосовала за музей, как и большинство горожан.
На мой взгляд, церквей и часовен в Чите сейчас построено достаточно. Музей декабристов в городе один. Именно размещение в старейшем здании Читы придаёт ему ауру и атмосферу той эпохи, которой он и посвящён и делает его привлекательным и значимым не только для читинцев, но и для туристов, которые специально едут по местам пребывания декабристов.