В центре Читы, но вдали от шума и суеты, среди высоких пахучих сосен расположен Читинский дацан. Его название на тибетском языке звучит как «Дамба Брайбунлинг», что в переводе означает «Место, где собран рис учения Будды». В облике дацана много ярких красок, которые создают радостное настроение и привлекают людей различных конфессий и национальностей. Именно здесь они могут обрести душевное равновесие и спокойствие.
5
3
Дацанами у российских бурят называются буддийские монастыри-университеты: в этих учреждениях не только проводятся службы, но и ведется обучение монахов. На территории современной России дацанов насчитывается около трех десятков. Читинский — один из самых молодых.
5
Появление в Чите буддийского дацана не случайно и не веяние наших дней, когда повсюду строятся церкви разных конфессий. Буряты — второй по численности народ Забайкалья. А если вспомнить историю, то ко времени появления русских, бо́льшую часть Забайкалья занимали буряты, исповедующие преимущественно буддизм. Небольшой буддийский дацан-музей был построен в Чите в 1899 году на территории городского сада имени Жуковского, ныне парк культуры и отдыха Дома офицеров Забайкальского края. Он не был действующим, культовые обряды в нём никогда не исполнялись и официально он считался выставочным павильоном, возведенным в рамках Сельскохозяйственной и промышленной выставки.
1
Инициатором создания музея-дацана был видный общественный и политический деятель Забайкалья Алексей Кириллович Кузнецов. В строительстве дацана-музея он видел воплощение просветительских и научных целей: установление среди русского населения верных понятий о буддизме, сближение западной и восточной культур. Разрешение на строительство дацана было подписано лично императором Николаем II. В возведённом в кротчайшие сроки дацане-музее разместили предметы буддийского культа. В коллекции было 1625 предметов, и она считалась не только лучшей в России, но и в мире. Это были дорогие для верующих предметы: редкие фолианты книг на тибетском языке, обернутые шелковой тканью в деревянном окладе, украшенные драгоценностями (кораллами и уральским малахитом), инструменты и лекарства тибетской медицины, культовые предметы, музыкальные инструменты, применявшиеся во время хуралов и чтения молитв, маски для мистерии Цам, одежды лам различных рангов и т. д. Здание дацана-музея, своей яркой окраской и необычной архитектурой притягивало посетителей и вызывало у них большой интерес. Каждый, кто бывал на выставке, посещал дацан-музей и с любопытством знакомился с экспонатами, представляющими этнографическую ценность, миром буддийской культуры. В 1914 году модель дацана сгорела при невыясненных обстоятельствах. И лишь спустя много лет после этого события, в 90-х годах прошлого века заговорили о необходимости строительства дацана в Чите. Получить согласие и поддержку местных властей на постройку удалось только в 2001 году. Долго выбиралось место для возведения святыни. Наконец-то, в мае 2001 года было выбрано и освящено место для строительства дацана. Летом 2002 года был заложен первый камень строительства, и только в августе 2010 года состоялось открытие дацана. Его освятил Хамбо Лама — глава буддизма в России.
3
Архитектурный комплекс Читинского дацана представляет собой многомерную Мандалу — буддийский символ, олицетворяющий мироздание, модель Вселенной, роль главного стержня в которой выполняет само здание храма — Дуган. Территорию дацана формирует идеальный квадрат 108 на 108 метров. Это число несет сакральный смысл: к примеру, буддийские четки имеют 108 бусин. В центре ансамбля стоит квадратное здание молитвенного храма. Это место прославления и проповедования учения Будды.
7
Главный храм «Дамба Брайбунлинг» построен по образцу сгоревшего в прошлом веке дацана-музея. Он также имеет три яруса, символизирующие три сущности Будды: Ум, Слово и Тело, резные элементы, черепичную крышу. Центральный вход в дацан обращен на юг, символизирующий в буддизме просветление, а алтарная часть со статуей Будды находится в северной стороне, которая символизирует нирвану.
4
Здание выстроено по всем канонам буддийской архитектуры: беленые стены венчает многоуровневая черепичная крыша с «загнутыми» краями. На ней — защитники от злых сил: изготовленные из латуни львы и позолоченные драконы.
3
На кровле над центральными дверями храма по традиции установлена Дхармачакра — колесо Учения с восьмью спицами, символизирующими Восьмеричный Благородный Путь, ведущий к просветлению. Стоящие справа и слева коленопреклоненные лани, подняв головы, смотрят на Колесо Учения. Трехярусную крышу здания венчают золоченый ганжир и джалцаны в форме цилиндров, символизирующие полноту учения.
1
На территории храмового комплекса можно увидеть все типы архитектурных строений, характерные для Северного буддизма. Помимо главного здания храма, здесь возведены восемь домиков, предназначенных для проживания лам и приема посетителей. В одном из них — кафе, где можно отведать блюда национальной бурятской кухни.
У входа в дацан установлена огромная 800-килограмовая чугунная курильница — Байпур, в которой возжигаются благовония для защиты храма от злых духов.
4
4
Вокруг храма идет молитвенная дорожка, по которой посетители совершают обряд обхода — Гороо. Храм можно обойти также и по ярусу второго этажа, поднявшись туда по специальной лестнице, расположенной с северо-восточной стороны.
3
2
5
2
На территории храмового комплекса есть четыре ступы — Субурганы, являющиеся хранилищем священных реликвий и символизирующими Нирвану, Вселенную, а также Тело, Речь и Сознание Будды.
2
1
А теперь войдём в сам храм. Помещение сравнительно небольшое по размеру, полутёмное, с яркими деталями, каждая из которых имеет строго определенный сакральный смысл.
2
1
Алтарь украшает почти двухметровая золочёная статуя Будды весом в 200 килограммов, а перед ней — портрет Далай-ламы XIV. У Будды кедровый постамент, на котором он сидит в позе лотоса. Сам алтарь со статуей Будды Шакьямуни символизирует собой золотую гору Меру, являющуюся центром мироздания.
3
2
В храме имеются жертвенный сосуд-курильница, молитвенный барабан, которые является важной атрибутикой в буддийских религиозных обрядах.
1
1
В дацане каждый день проходят ритуалы, посвященные сахюсанам — мифическим защитникам буддийской философии и службы в память о важнейших событиях в истории буддизма. Интерес представляет ежегодная церемония разрушения песочной Мандалы. В переводе с санскрита «мандала» означает «круглый, круг, колесо, сфера, страна, собрание, общество». Песочная Мандала — тибетское сакральное искусство создания сложных работ из цветного песка. Прежде чем монахи смогут сделать свой первый мандал, они проходят годы тренировок. Так как этот ритуал считается очень священным, то монахи изучают философию и искусство, достигают определенного уровня понимания и только после этого допускаются к созданию мандалы. Чтобы создать мандалы, на плоскую платформу с помощью специальных металлических конусов выкладывается сложнейший многоцветный орнамент из миллионов зерен песка. Мандала — графическое изображение дворца того или иного просветленного Божества, передающая его суть на языке символов. Типичная песочная мандала состоит из внешнего кольца, внутри которого находится меньший по размерам квадрат, он же представляет собой «небесный дворец, жилище Божества». У квадрата четверо ворот, которые представляют каждое из четырех направлений.
2
Песочная мандала (фото из интернета)
Традиционно над рисунком работает 4 монаха, каждому отведен свой квадрант. У монахов есть помощники, которые подносят им песок для заполнения. Все монахи начинают работу от центра, двигаясь наружу. Для поддержания баланса в работе, монахи ждут друг друга, прежде чем начать выкладывать следующую секцию. Самое уникальное и необычное в этом ритуале то, что все мандалы разрушаются после завершения. Песок сбивается в кучу и смывается в ближайшем водоеме. Этот акт выполняется для того, чтобы научить нас не привязываться к земным объектам, и символизирует непостоянство всех материальных вещей. Всё в этом мире может разрушиться. Определённой даты этого события нет, она устанавливается ламами по лунному календарю. В этом году церемония прошла 25 апреля и была посвящена Будде медицины, который помогает обрести здоровье и благополучие. Конечно же, я узнала об этом событии лишь постфактум из новостей Читинского сайта. На церемонии присутствовал губернатор края, поэтому не думаю, что даже при желании, я смогла бы попасть туда. Чтобы приблизительно понять, как происходит разрушение мандалы, прилагаю фото с того же сайта.
Песочная Мандала в Читинском дацане (фото из интернета)
Читинские монахи строили песочную мандалу в течение десяти дней, с искусной точностью нанося двухмерный рисунок. Для этого использовался специально приготовленный песок из минералов и драгоценных камней, в их числе жемчуг, золото, камни из озера Байкал (так написано было на сайте). После разрушения мандалы песок разделили на две части: одну раздали всем прихожанам, а вторую развеяли над рекой Читинкой.
1
Церемония разрушения песочной Мандалы в Читинском дацане (фото из интернета)
Для забайкальских буддистов дацан — важное место паломничества: сюда приходят, чтобы помолиться о здоровье и благополучии семьи, получить консультацию тибетского лекаря или просто посидеть в тишине. Люди самых разных национальностей и вероисповеданий находят здесь поддержку и помощь, обретают душевное равновесие и спокойствие. Посетить дацан и спокойно фотографировать там могут и простые туристы. Служащие монастыря крайне доброжелательны и с удовольствием отвечают на вопросы об истории места и его главных реликвиях.
2
Читинский дацан расположен по адресу: ул. Богомягкого, 72. Вход бесплатный.