Самое раннее наше знакомство с пещерными монастырями состоялось уже давно, летом 2010 года, когда мы, будучи на собачьей выставке в Старом Осколе, съездили из него с экскурсионными целями в Свято-Троицкий Холковский Монастырь, расположенный в 65 километрах от Старого Оскола возле деревни Холки Чернянского района Белгородской области. Это была заранее запланированная поездка, которая кроме расширения нашего кругозора преследовала удовлетворение ещё и геокешерского интереса, чем наша Аня в то время сильно увлекалась, а мы ей в этом старались помогать, чем могли. У нас имелся журнал из серии «Православные монастыри», выпущенный издательским домом «Де Агостини», в котором были описаны история и основные достопримечательности этого монастыря. Так что приехали мы монастырь, будучи подготовленными туристами.
Монастырь располагается на правом берегу реки Оскол при впадении в нее реки Холок. Это место находится примерно в 15 километрах к северо-западу от города Новый Оскол, который был основан на Осколе как крепость под названием Царёв-Алексеев. Именно поэтому ранее монастырь называли также Царёвым. Сейчас это единственный в Белгородской области пещерный монастырь.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча Новгород-Северского князя Игоря Святославича и его брата Всеволода пероед их походом на половцев в 1185 году. Игорь Святославич — князь, который является героем «Слова о полку Игореве» и оперы А. П. Бородина, написанной на сюжет «Слова».
Когда он был основан, в точности неизвестно. Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры.
Холков-Царёв мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 года монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители — инок Геласий.
В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. И, действительно, если смотреть с горы, то открываются, такие дали, что пыль, поднятая татарскими всадниками, могла быть замечена задолго до их приближения, и было время на приведение сторожевых дружин в полную боевую готовность.
В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.
В 1830-х годах один из представителей дворянского рода, князь Александр Борисович Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 года службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не был построен заново.
В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890 — 1899 годы настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как об истории монастыря, так и о жизни прихода.
Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890–1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.
В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, прибыл Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.
Необъяснимым феноменом Холковских пещер является система вентиляции в них. Дело в том, что для того, чтобы циркулировал воздух, необходимо, кроме входа, наличие хотя бы одного вентиляционного отверстия наружу. А в Холковских пещерах есть только вход в пещеры, а вентиляционные отверстия, сколько их не искали, так и не нашли. Тем не менее в пещерах воздух не застаивается, а иногда даже дует ветерок. Говорят, особенно это заметно во время богослужений в пещерном Троицком храме. От горящих свечей воздух нагревается, и на смену ему по пещерному коридору начинает тянуть «холодком». Каким-то непостижимым образом срабатывает «функция самопроветривания».
Интересно, зачем в этой келье оставлена срезанная веточка с цветком пиона? Оказывается, это было сделано для демонстрации одной из особенностей Холковских пещер. Уже давно было замечено, что внутри них срезанные цветы неделями сохраняются незавядшими, даже будучи непоставленными в воду. А в воде стоят еще дольше. Объяснить этот феномен толком никто не может. Видимо, этому способствует какой-то особый микроклимат внутри пещер.
Совершенно непонятно, каким образом древние монахи, вырывшие под землей помещение для церкви, с точностью до долей градуса угадали, где тут восток, чтобы разместить алтарь. Но это так, алтарь в Троицком пещерном храме расположен строго на востоке. Как это они определили? Это вопрос, на который никто не может ответить. Ведь в здешних местах даже компас дает неправильные показания ввиду находящейся поблизости «магнитной аномалии». Видимо, и впрямь «с Божией помощью».
Ещё один феномен пещерного храма — это потрясающая акустика, причём избирательного действия. Замечено, что когда в Троицком храме молитвы читают мужчины или даже мальчики-подростки, то звуковые волны вибрируют так, что речь слышна практически во всех пещерных коридорах и кельях, кроме кельи затворника. Но если это делают женщины или девочки, то их нигде не слышно, кроме самого храма. Просто поразительно, почему так выходит? Каким образом меловые стены могут различать голоса, так сказать, «по половому признаку»?…
14 октября 1990 года, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.
Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
Считается, что Владимирский храм возведен на том месте, где, по преданию, состоялась встреча Новгород-Северского князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.
Андрей Владимирович РОДЫГИН — московский архитектор, по проектам которого в Холковском монастыре были построены все наземные храмы. Он не дожил до их открытия, скончавшись 11 апреля 1998 года в 42-летнем возрасте. После смерти был похоронен на местном кладбище. Над его могилой была сооружена эта часовенка.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.
Когда мы приехали в монастырь, один из монахов провёл для нас небольшую экскурсию, рассказав об истории монастыря и даже сводив в часть пещер, в которых находятся раскопанные и очищенные от завалов пещерные монашеские кельи и подземный храм. В кельях сейчас, конечно, никто не живет и не уединяется для молитв. А вот в подземном храме сооружен очень красивый керамический иконостас, изготовленный Гжельскими мастерами, и проводятся богослужения в честь больших церковных праздников.
Вообще эти места исторически связаны с деяниями князей из династии Рюриковичей.
В память об одном из них 15 ноября 2005 года по случаю 1040-летия победоносного окончания похода князя Святослава против Хазарского каганата, в результате которого князь Святослав освободил Русь от хазарского ига и укрепил союз славянских племён, рядом с монастырем была открыта монументальная скульптура Великого князя киевского Святослава верхом на коне работы скульптора Вячеслава Клыкова.
На этом памятнике Великий князь киевский Святослав изображён восседающим на боевом коне, над поверженным хазарином, пытающимся защититься щитом. В правой руке князя — занесённый меч. Одет он в боевые доспехи, с бритой головой, украшенной клоком волос, признаком знатности рода. Высота памятника составляет 13 метров. Вид князя иллюстрирует его решимость и жизнь, практически всю проведённую в военных походах.
И в заключение ещё несколько фотографий, сделанных во время посещения Холковского монастыря и поиска геокешерского тайника в его окрестностях.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"