Музей истории веры входит в состав Чердынского краеведческого музея. Музей открыт в августе 2000 года в бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1784 году.
Музей истории веры входит в состав Чердынского краеведческого музея. Музей открыт в августе 2000 года в бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1784 году.
Храм начали строить в 1757 году для монастыря, который в 1764 году был упразднен, а церковь стала приходской. В 1932 году церковь закрыли. С 1936 году в здании было общежитие педагогического техникума, а после 1940 года планировали сделать ресторан. Церковь утратила колокольню и головку, был уничтожен иконостас. В 1947 году благодаря директору краеведческого музея Лунегову Илье Алексеевичу (1900–1994) храм был передан краеведческому музею. Хотя Илья Алексеевич не дожил до открытия Музея истории православной веры, но благодаря его трудам сохранено здание и многие экспонаты музея. Лунегов родился в семье крестьянина -бедняка в деревне Лызова Чердынского района. В 20-е годы он организовал краеведческий кружок в Вильгорте, где работал в избе-читальне. В 1928 году его направили в музей в Чердыни, где с 1929 году он стал директором. С 1941 по 1945 Илья Алексеевич был на фронте, а потом вернулся в музей. Для музейной коллекции Лунегов сделал очень много, и в том числе собрал много церковных реликвий и предметов из закрывающихся церквей, понимая, что сохранить их можно только в музее. В здании бывшей Успенской церкви разместили библиотеку, архивы, иконы, деревянную скульптуру, на первом этаже был Выставочный зал.
В 2001 при ремонте в притворе церкви под краской обнаружили картину Страшного суда мастера Сафонова.
В единственном на Урале музее православной веры рассказывается о становлении христианства на этих землях, которое проходило с большими трудностями. В 1455 году епископ Питирим был убит вогулами (манси) за проповедование христианства. В 1462 году епископ Ионов основал Иоанно -Богословский мужской монастырь и заложил церковь Иоанна Богослова. На этом месте и сейчас с 2004 года, после многих перемен и трудностей, находится действующий мужской монастырь.
В 1472 году Пермь Великая присоединяется к Московскому княжеству, а с 1505 года назначен московский наместник и население становится русским. В 1751 году крещены последние язычники- манси.
Православная церковь появилась одновременно с католической после раскола христианства в 1054 году и центром ее стал византийский Константинополь, откуда православие пришло на Русь. Первой христианкой стала Великая княгиня Ольга (890–969), которая управляла Русью с 945 по 960 годы, являясь регентшей своего сына Святослава. Для принятия православия Ольга совершила путешествие в Константинополь. Ольга понимала, что пестрота верований мешала процессу объединения Руси, нужна была общегосударственная идеология. Поддержки у своего сына в этом вопросе Ольга не нашла, и только через 19 лет ее внук Владимир принес на Русь православную веру. Решающим стало то, что Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи, условием которого было принятие Русью Христианства. Российская православная церковь с 988 до 1448 года подчинялась Константинопольскому патриарху.
Экспозиция Музея истории православной веры начинается с одежды священнослужителей, традиции которой пошли еще от иудейских священников, которые носили хитон. Христос тоже носил хитон. Одежда псаломщиков, чтецов, пономарей и других низших чинов — это стихарь, он подобен хитону. На фотографии стихарь в центре.
Справа одежда дьячка, которая представляет собой стихарь и поверх орарь, широкую ленту, которая развевается при ходьбе и напоминает крылья ангела. Слева облачение священника высокого ранга, которое состоит из подрясника, епитрахили (широкая лента на шее) и фелони, накидки без рукавов. Эти одежды надевают только на службу.
Далее рассказывается о святых и сподвижниках веры.
Экспозиция знакомит с семью церковными таинствами, к которым относятся Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Таинство Священства, Таинство Брака и Елеосвящение.
Представлены церковные предметы, которые используются при таинствах.
При каждой приходской церкви имеются хоругви, которые носят во время крестного хода.
Во время богослужения Великой пятницы и Великой субботы употребляется плащаница- ткань в которую был завернут Иисус Христос перед погребением.
На стенах и потолке храма сохранились остатки росписей.
Карта знакомит с расположением церквей на Чердынской земле.
С некоторыми храмами можно познакомится по моделям.
Церковь в Ныробе мы увидели в этот же день.
Иконы собраны из разных храмов, когда их закрывали, многие иконы сохранены благодаря директору музея Лунегову И.А.
Поклонный крест стоял на высоком берегу Камы в селе Бондюг Чердынского уезда.
В 1939 году члены союза «Воинствующий безбожник» спилили крест и доставили его в музей. На кресте надпись «Лета 7127 (1619) мая в 30 день. Поставлен сей крест при благоверном царе нашем, князе Михаиле Федоровиче всея Руси и при великом господине Вологодском архиепископе Макарии».
Союз воинствующих безбожников- добровольная общественная организация в СССР, существовавшая с 1925 по 1947 год. В Союзе было 3 млн членов, уплачивающих членские взносы, проводились съезды, выпускалась газета «Безбожник». Организатором, председателем и вдохновителем Союза до 1943 года был Миней Израилевич Губельман (1878–1943), он же Емельян Ярославский. Миней Израилевич родился в Чите, где окончил 3-х классное училище и экстерном сдал экзамены за 4 класса гимназии. Больше Губельман нигде не учился, при этом был Академиком АН СССР по истории и руководил кафедрой истории в Высшей партийной школе.
В 1932 году Союз воинствующих безбожников объявил Безбожную пятилетку, во время которой было закрыто 70 епархий, арестовано 40 архиереев, закрыто 95% церквей. Было взорвано большое количество храмов. Всего за годы советской власти разрушено 47281 храм.
Емельян Ярославский, когда жил в Якутске, некоторой время был директором краеведческого музея, который в настоящее время носит его имя. Занимался краеведением, участвовал в экспедициях, писал исторические материалы. Интересно сравнить деятельность двух директоров краеведческих музеев — Емельяна Ярославского и чердынца Ильи Алексеевича Лунегова. Лунегов тоже был членом партии и атеистом, но понимал историческую и художественную ценность церковных предметов, икон, книг и храмов, и спасал как мог это народное достояние.
Поднимаемся на второй этаж музея.
Здесь представлены иконы Федосеевской иконописной мастерской в селе Покча.
Какие выразительные глаза!
На втором этаже восстановлен иконостас Успенской церкви, который был изготовлен по заказу купца I гильдии Василия Николаевича Алина (1830–1914). Успенскую церковь в народе часто называли Алинской, т. к. купец много жертвовал на храм и его содержание, похоронен Федосеев возле стен Успенской церкви. Исполнителем работ по изготовлению иконостаса был Алиний Васильевич Федосеев (1854–1919). Иконостас был освящен в 1883 году.
Несколько икон из этого иконостаса.
В музее представлена фотография усадьбы купца Федосеева А. В. в Покче.
Этот дом мы увидели по дороге в Ныроб.
Село Покча, расположенное в 5 км от Чердыни, одно из древнейших в Верхнем Прикамье, первое упоминание о селе есть в летописи 1472 года. В XVII- XIX веках Покча была центром баржестроения, здесь собирали суда для вывоза соликамской соли. В селе было 214 дворов, школа, библиотека. В середине XIX века местный крестьянин Василий Иванович Федосеев открывает иконописную мастерскую. Не установлено где и у кого Василий Иванович научился иконописи, но его работы стали пользоваться спросом. Его сын Алиний расширяет мастерскую и приглашает настоящих умельцев. В мастерской работало 25 человек, кроме иконописцев были резчики, позолотчики, плотники, маляры.
Музей православной веры интересен и верующим и неверующим, это наша история и наследие. Автор художественного проекта музея В.п. Смирнов. Росписи расчищали студенты строительного факультета г. Златоуст. В 2005 году восстановлена главка, а в 2006 году на ней установлен крест. Если вы будете в Чердыни этот музей надо посетить обязательно. Музей работает в среду, четверг, пятницу с 9–30 до 18 -00, в субботу с 10 до 19, в воскресение с 9 до 17. Понедельник, вторник- выходные дни.
Экскурсия стоит 1000 рублей на любую группу. Билет без экскурсии- 130 рублей, льготный-100 рублей. Музей расположен по адресу: Пермский край, город Чердынь, ул. Успенская. дом 59.