Две, на мой взгляд, очень интересные и необычные выставки в нашем краеведческом музее заслуживают внимание. Одна из них уже прошла, другая будет работать до 17 ноября.
Гравюры Дюрера
В холле между основными залами музея совсем недавно можно было увидеть «Избранные работы Дюрера».
1
Это авторский проект экс-директора музея В. И. Богдановского. Атмосфера таинственной эпохи Северного Возрождения. Вот уже более пятисот лет гравюры Дюрера будоражат человеческие умы. Можно сломать голову над смыслами, переполняющими творения Мастера.
2
Мастер-копии работ Дюрера музей получил из европейских, американских и российских музеев. Коллеги предоставили эксклюзивные электронные файлы, каждый из которых размером около гигабайта (это очень много). Это отснятые с помощью супер-сканеров в гигантском разрешении авторские оригинальные произведения. А с них уже напечатаны работы Дюрера, увеличенные в 50 раз — причем со всеми мельчайшими деталями. Сами подлинники совсем небольшого размера, меньше листа формата А4. Современные технологии позволяют увеличить их без потери качества.
Адам и Ева. 1504 г.
2
В начале 16 в. Дюрер познакомился с итальянским художником Якопо Барбари. «Он показал мне мужчину и женщину, сделанных им посредством измерения»- писал впоследствии художник. С этого времени он стал изучать пропорции человеческого тела. Результатом этой работы стала гравюра «Адам и Ева». А религиозный сюжет в данном случае стал лишь поводом для изображения обнажённых мужчины и женщины.
Немезида (большая удача), около 1500 г.
1
Сюжет гравюры интерпретирует поэму итальянского поэта Анжело Полициано, опубликованную в 1498 году. Немезида- греческая богиня возмездия, судьбы и справедливости. В руках богини уздечка для обуздания высокомерных и кубок для награждения достойных.
Правосудие, около 1499 г.
1
Гравюра Дюрера соединила в себе языческие, астрологические и библейские символы. Центральная фигура, сидящая на льве,- это Христос, однако в образе сочетаются атрибуты римской богини Юстиции: весы правосудия и обоюдоострый меч. Огненные глаза как символ опаляющей славы Божией присутствует и на других гравюрах художника.
Большой конь, 1505 год.
2
Альбрехт Дюрер считается основоположником анималистики как самостоятельного жанра в европейском изобразительном искусстве. Работы с изображением животных не только служили утилитарным целям постижения гармонии живого тела, законов изображения живого существа. С конца 15 века среди гуманистов широко распространяется интерес к тварному миру. Гравюра «Большой конь»- это своего рода высококлассная проба пера уже знаменитого мастера, демонстрация возможностей гравюры в реалистической передаче живого объекта.
Мадонна, коронуемая двумя ангелами, 1518 год.
3
Коронование Девы Марии Царицей Небесной. Образ Девы Марии в эпоху возрождения аккумулировал в себе всё наследие женских божеств античной и европейской языческой традиции, превратившись в некотором роде в женскую ипостась Бога. Количество произведений различных мастеров, изображающих коронацию Девы Марии, исчисляется многими десятками.
Работы из серии «Страсти», 1512 год
1 из 4
1
Взятие Христа под стражу, 1509 г. из серии «Малые страсти»
2
Серия «Малые страсти», к работе над которой художник приступил после второй поездки в Италию, (1505—1507 гг.) состоит из 36 гравюр на дереве и титульного листа. Это наиболее подробное изложение рассказа о мученической смерти. Серия включала ряд сюжетов из Книги Бытия, связанной с искупительной жертвой Спасителя, из легенд о юности Христа. Все доски, исключая титульный лист, хранятся в Британском музее Лондона.
Обучение Марии, около 1504 г. из серии «Жизнь Марии»
2
Серия состоит из 19 гравюр на дереве и титульного листа. Серия «Жизнь Марии» более, чем какое-либо произведение Дюрера, обращает зрителя к реальной немецкой жизни начала 16 века. Переносить библейские события в обстановку современной жизни было частой практикой в искусстве Италии, особенно в 15 веке. Дюрер был знаком с подобным подходом к изображению библейских сцен и следовал этим рекомендациям.
Гравюры Дюрера в историческом музее Челябинска.
2
Поющие маски
Ещё одна необычная выставка, уже в западной башне Государственного исторического музея Челябинской области- это выставочный проект «Искусство Пекинской оперы. Международная биеннале плаката»
1
будет работать до середины ноября.
Этот проект — итог международного конкурса в формате плакатной биеннале, состоявшегося в 2022 году. Из 1194 работ, присланных на конкурс, члены жюри отобрали 253 плаката.
1 из 2
2
Все они представлены на выставке «Искусство Пекинской оперы», которая уже побывала в Сербии, Польше, Китае, Мексике, Японии, США и Сингапуре. Теперь она доступна и челябинцам. Челябинск — первый российский город, где представлены лучшие работы участников международной биеннале «Пекинская опера». Вдохновителем и собирателем выставки на Южном Урале стал челябинец Павел Писклаков, один из вице-президентов Союза дизайнеров России. На выставке присутствует и его плакатная трактовка Пекинской оперы.
Для понимания визуального языка выставки важно знать особенности Пекинской оперы. Это классический национальный театр, сформировавшийся в середине XIX века. Его отличает минималистичная эстетика: почти полное отсутствие декораций; маски для отображения эмоций и символический реквизит, отсылающий к действиям героя.
1
2
Аутентичность Пекинской оперы оценили в ЮНЕСКО: ее включили в список нематериального культурного наследия человечества.
Опера Пекинская от нашей привычной европейской столь же далека, как далека китайская панда от белого медведя с русского Севера. Что-то общее имеется, но….
Китайский национальный театр привлекает внимание своей эстетикой. Яркие, детализированные костюмы и необычные маски притягивают взор и дают огромный простор для творчества.
2
2
2
Жители Китая очень бережно относятся к своей культуре и традициям, и Пекинская опера является ярким тому примером, ведь она почти не изменилась с момента своего зарождения в XIX веке. Каждая маска, каждое движение и жест, каждая мелодия имеет многовековую историю и глубокий смысл.
Современные художники Востока и Запада, авторы плакатов, интерпретировали в афишах древнее искусство.
1
2
Им не нужно было создавать афиши к конкретным произведениям — требовалось переосмыслить сам феномен, и каждый подошел к этому по-своему. Это была непростая задача. Художники старательно погружались в контекст, изучали материалы, смотрели видео и фотографии, чтобы понять, как Пекинская опера выглядит в движении и в статике, как звучит и какой смысл несёт.
3
1 из 2
1
Кто-то наполнял свои картины образами, цветами и символами, другие пользовались художественным языком абстракции, а кто-то создавал целые серии работ, которые лишь вместе складывались в общую картину.
Выставка продлится до середины ноября.
При подготовке материала использованы: сайт Государственного исторического музея Южного Урала и сайт Министерства культуры Челябинской области.