В Государственный исторический музей Южного Урала приехал мамонтёнок Люба. Челябинск — 17-й по счету российский город, где детёныш-мамонтёнок представляет себя на выставке «Время мамонтов»
В Государственный исторический музей Южного Урала приехал мамонтёнок Люба. Челябинск — 17-й по счету российский город, где детёныш-мамонтёнок представляет себя на выставке «Время мамонтов»
Главным экспонатом выставки «Время мамонтов», её изюминкой, стала одна из немногих сохранившихся целиком мумифицированная туша мамонтёнка возрастом 42 тысячи лет.
Детёныш был найден в вечной мерзлоте полуострова Ямал в 2007 году.
На момент гибели мамонтёнку был всего месяц.
Поначалу мамонтенок оказался заложником болота, где кисломолочные бактерии сохраняли его первозданный вид. А дальше — вечная мерзлота. И несколько тысяч лет спустя Юрий Худи, оленевод с Ямала, обнаружил тушу неизвестного животного на берегу реки Юрибей.
Тогда на «краю Земли» вокруг неопознанного объекта собрались местные жители, а уличные собаки успели попробовать незнакомца на вкус — отгрызли часть хвоста и правое ухо. Юрий Худи сутки ехал до ближайшего населенного пункта, чтобы сообщить о находке в музей. Мамонтёнка назвали Любой в честь жены Юрия Худи.
Учёные выяснили, что биологический возраст мамонтёнка около месяца, и он ещё питался молоком матери. Благодаря найденному детёнышу было сделано открытие, что мамонтятя, как и современный слонята, употребляли в пищу помёт матери для создания бактериальной среды в пищеварительной системе. Учёными были произведены компьютерная томография, изотопный анализ, микробиологическое изучение тканей. Впервые была получена древняя микрофлора. После тщательного изучения удалось определить, что он утонул и задохнулся в глинистой массе. Анализ ДНК показал, что Люба принадлежит к той ветви мамонтов, которые мигрировали в Северную Америку и затем вернулись на историческую родину.
Этот экспонат действительно уникальный, потому что это единственная в мире находка детёныша мамонта с практически стопроцентной сохранностью.
При обнаружении у мамонта на ногах и животе имелись несколько прядей рыжеватой шерсти (после консервации её не осталось), хорошо сохранились веки глаз, уши и хобот. Среди других данных в «паспорте путешественника» значатся: возраст — около 1–3 месяцев, длина — 130 см, высота — 90 см, вес — около 50 килограммов.
По представлениям коренного населения Ямала, существует три мира — средний, в котором живут люди, верхний и нижний.
Мамонты, по их верованиям, живут в нижнем мире, вместе с духами. И когда люди что-то берут из нижнего мира — бивни мамонтов, которые идут на поделки, как раз самый наглядный пример — то полагается вернуть что-то взамен. После обнаружения мамонтенка Любы на месте, где это произошло, потом был принесен в жертву олень.
Сегодня маленького посланника прошлого из тундры знают во всём мире. Ему посвящён фильм «Мамонтёнок: застывший во времени», созданный кинокомпанией National Geographic, о нём написаны статьи, сказки, стихи. Люба путешествует по миру уже 17 лет-
Гонконг, Япония, США, Австралия, Великобритания, рассказывая не только о ледниковом периоде, но и о Ямале, о народах, издревле населяющих эту землю. Грандиозный ажиотаж случился в Гонконге — у экспоната собирались толпы зрителей, газетные статьи выходили с названием «Мы любим Любу!».
Мамонтенок Люба — экспонат с уникальной ценностью в историческом и научном планах, да и финансовом тоже, ведь страховка исчисляется в миллионах долларов. И, знакомство с ним — это погружение, как на машине времени, в далекие-далекие века.
Мамонт тесно вплетён в сакральный мир народов Севера и до сих пор является священным животным у ненцев. Традиционный промысел
— искусная резьба по кости и дереву — связан с почитанием мамонтов, и изображает мир, в котором они жили.
Ненцы, селькупы и ханты верили, что мамонты держат земную твердь, и вообще — это подземное животное, которое изредка выбирается на поверхность. И целый раздел выставки- это картины бывшего омича, ныне жителя Салехарда художника Сергея Баранова, посвящённые мифам о мамонтах.
Мифические мамонты предстают и птицами, и рыбами, и китами, и земляными быками, прокладывающими русла рек, роющими глубокие норы и сотрясающими землю.
Картина «Держащие землю»
По легендам селькупов земля плоская, её удерживают мамонты и рыба. Земля неподвижна, а солнце движется вокруг неё.
«Подо льдом»
Все летние месяцы мамонт укрывается в земле, в зимнее время, когда вода под толстым людом, мамонт находится в воде.
«Следы»
В представлении ненцев, обских угров, коми- мамонт жил в первые дни творения. Он был так тяжел, что оставлял глубокие следы, ставшие в последствии озёрами и руслами рек.
Картина «Встреча»
Самые почтенные звери лось и медведь, достигая старости, не умирают, как все, а уходят под землю. Там они в мух-хора (мамонта) превращаются и так живут ещё век.
«Крылатый»
Представление о мамонте, как исполинской птице, отмечено у обских угров, селькупов и эвенков.
«Мамонт-щука»
По поверьям обских народов мамонт бывает двух родов: «сури-козар» (зверь-мамонт) и «кволи-козар» (рыба-мамонт). Зверь-мамонт происходит от достигшего совершенной старости лося, а рыба-мамонт -из огромной щуки. Щука, прожившая больше 100 лет, принимает гигантские размеры, обзаводится рогами-бивнями, обрастает мхом и во время разлива рек переселяется в какое-нибудь глубоководное озеро без истоков.
Под землёй же, как в это верят ненцы, быков пасут маленькие светлоглазые человечки — сихиртя. Картина «Сихиртя. Прятки»
Сихиртя отличаются не только малым ростом, светлыми (белыми) глазами и похожей на заикание речью. Они также известны своей хитростью, умением неожиданно появляться и исчезать. Картина «Сихиртя. Обряд»
Женщины сихиртя очень красивы. Как и их наряды, обильно украшенные металлическими подвесками. Встреча с сихитря считается знаком удачи.
Следы гигантов до сих пор регулярно находят и на Южном Урале.
Большой раздел выставки посвящён этнографии- фрагменты обуви, сакральные предметы из святилищ, статуэтки мамонтов.
Это находки 14–18 веков с раскопок знаменитого поселения Мангазея (первый город за Полярным Кругом — легенда и символ Ямала) и Надымского городища.
Верования древних предков современного населения Земли Мамонтов можно по сей день найти в культуре, искусстве и традиционных бытовых вещах — украшениях, куклах и игрушках, домашних оберегах, фигурках семейных духов-покровителей.
Ритуальные предметы
На экспозиции также видим ненецкую национальную одежду
женская (ягушка, шапка-капор, кисы, пояс), мужская (малица, маличная рубаха, пояс, кисы), детская (ягушка, кисы).
Макет зимнего чума, жилище коренных народов севера
На экспозиции Все эти экспонаты — из этнографической коллекции Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского.
Это совместный проект Государственного исторического музея Южного Урала с Ямало-Ненецким окружным музейно-выставочным комплексом имени Ивана Шемановского города Салехарда. Выставка в западной башне музея будет работать до 23 июня.
Познакомиться с Любой можно в Государственном историческом музее Южного Урала, по адресу г. Челябинск, ул. Труда, 100