В историческом музее Южного Урала проходит уникальная выставка уральского духовного искусства «Уральское чудо. Святые лики», посвященная истории уральской иконописи.
В историческом музее Южного Урала проходит уникальная выставка уральского духовного искусства «Уральское чудо. Святые лики», посвященная истории уральской иконописи.
Уральская икона — наименее известная страница в истории развития художественной культуры 16–20 вв. Традиция восточно-христианской живописи зародилась ещё в Византийской империи, но неожиданно ярко проявила себя среди уральских гор и таёжных лесов, пережила много исторических событий и продолжает развиваться по сей день.
Поначалу иконы для строящихся при уральских заводах церквей писали московские и новгородские мастера, так что образцы были очень высокого уровня. Но приезжие иконописцы брали дорого, а на Урале были свои талантливые мастера, поэтому вскоре здесь зародился собственный иконописный стиль
В Челябинск привезли предметы из собраний музеев и частных коллекций со всего УрФО. Это уникальные Строгановские иконы, написанные в 17 веке, храмовая деревянная скульптура из Пермской художественной галереи
также произведения знаменитого иконописца Ивана Богатырева из Невьянска
, предметы из Свердловского областного краеведческого музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Курганского областного художественного музея, Собора Рождества Христова города Кыштыма. Немало экспонатов предоставили частные коллекционеры и современные меценаты. К работе над выставкой подключились сотрудники челябинского Музея истории православия Свято-Симеоновского кафедрального собора, а также Поморская старообрядческая община Челябинска.
Уральская икона так или иначе связана с горными заводами, городами и сёлами, построенными от Невьянска до самых северных мест. Для невьянской иконы характерен декоративизм, наличие природного пейзажа, утончённые лики, наличие золота.
Если вы видите золото в иконе, то нет сомнений- это невьянская школа. Часто иконописцы изображали именно уральский пейзаж. Невьянская школа связана с промышленниками, именно в Невьянске появляются иконописные мастерские. В последствии это Нижний Тагил и Кыштым.
Иконы создавались свободными от канонов, иконы были другими, домашними, в них больше света и цвета. В создании использовались яркие цветные уральские материалы.
Камушки растирали в порошок и вот готовая натуральная краска, которая с веками не теряет ни цвет ни блеск. У каждой иконы есть своя история- их изымали, уничтожали, отправляли на каторгу хозяев.
Сегодня невьянская школа иконописи переживает своё возрождение благодаря Петру Ивановичу Савкину, коллекционеру и идейному вдохновителю Дома Невьянской иконы. Он организовал иконописные мастерские.
Богоматерь «Знамение»
Богоматерь «Умиление» и Святой Архангел Михаил
Преподобный Сергий Радонежский и Святые старотерпцы Борис и Глеб
складень Богоматерь Казанская с избранными святыми
складень Спас нерукотворный с избранными святыми
Богоматерь Милующая
Новая невьянская икона 21 века хорошо известна в России и далеко за рубежом — современные образцы приобрели президент Владимир Путин, а также фонд Демидовых во Флоренции, английские герцоги, антиквары из Европы и США. Наравне с современным холодным украшенным оружием Златоуста невьянская икона создаёт и поддерживает туристический и культурный образ Урала, являясь востребованным брендом.
Из Музея горнозаводского Урала в Нижнем Тагиле привезли несколько икон 18–19 вв.
Также представлены иконы из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Свердловского областного краеведческого музея.
В выставке приняли участие и Южноуральские храмы. Это Свято-Семеоновский собор Челябинска, Собор Рождества Христова в Кыштыме.
А ещё в выставке принял участие молельный дом Старообрядческой общины Челябинска, предоставив несколько своих икон.
Богоматерь Одигитрия с предстоящими святыми на полях и Спас Вседержитель
икона домовой иконостас с пятью литыми вставками в киоте
складень Вход Господень в Иерусалим, Сретение Господне, Воскресенье Христово и Вознесение, Крест восьмиконечный
Канонник 19 века
Экспонаты из Кургана и Перми
Здесь можно увидеть народные иконы. Это памятники массового искусства, которые писали непрофессиональные иконописцы — их еще называют художниками-«богомазами».
Происходили они из среды сельского духовенства или крестьянства и изготавливали иконы для неискушенного сельского заказчика. Особенности народной иконы — тяготение к упрощению и лаконизму. Иконники-богомазы изготовляли иконы в большом количестве.
Очень необычные резные берёзовые иконы художника А. Л. Жижелева, изготовленные в 90-е годы прошлого века «Рождество Богородицы» и «Сошествие в ад»
Кроме икон на выставке показаны предметы медно-литой пластики, служебные книги, костюмы 17–19 веков.
Евангелие напрестольное в серебряном окладе 1779 года из Свято-Симеоновского собора г. Челябинска
Вериги грудные из Свердловского областного краеведческого музея
одежда
Экспозиция охватывает значительный период- от 17 века до начала 21 столентия. Эта выставка- совместный проект музеев УрФО и храмов Челябинска. Выставка будет работать до 12 мая 2024 г.
При подготовке материал использован сайт Министерства культуры Челябинской области и сайт Государственного исторического музея Южного Урала.