Чеховская усадьба — песня для души любителей Чехова, и просто — незабываемая поездка из Москвы для всех. Чехов не нуждается в особом представлении, мы знаем его с детства и он сопровождает нас всю жизнь. Так вот Антон Павлович, когда ему было 32 года, а ответственность за семью была как никогда высокой, задумал купить имение. Суетность и дороговизна московской жизни были тому причиной. А усадьба по замыслу Антона Павловича должна была быть такой, чтобы и от Москвы недалеко, и воздух был свежий, и друзей можно было бы пригласить.
И в начале 1892 года на глаза молодому литератору и врачу Антону Чехову попалась газета «Курьер», где он увидел объявление о продаже имения в селе Мелихово. Желание купить появилось сразу, и Чехов даже поделился своими планами с драматургом Иваном Билибиным: «Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10 — 20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом». Мелихово подходило по всем параметрам. И Антон Павлович решился — отдал за имение 13000 рублей и переехал.
И знаете ли вы, что именно благодаря Мелихово родилась у Чехова та самая фраза, которую часто мы употребляем и по сей день — «не было печали — купила баба порося.». Эту фразу написал Чехов в письме к владельцу имения Бабкино Алексею Киселеву: «А вот Вам подробности. Не было хлопот, так купила баба порося! Купили и мы порося — большое, громоздкое имение».
Эти тополя-великаны были посажены еще при Чехове. Отец Чехова Павел Егорович сам лично посадил их за несколько дней до своей смерти. Тополя сорта «Берлинские зимостойкие» были выписаны из Риги, и сейчас являются живыми свидетелями чеховских времен. Сам Чехов назовет усадьбу в Мелихово домом своей мечты. Здесь он напишет более 40 произведений: знаменитые пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», а также «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Страх», «Черный монах», «Бабье царство», «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Три года», «Моя жизнь», «Душечка», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Мужики», «По делам службы», «Остров Сахалин» и другие. Этот период считается одним из самых плодотворных в жизни и творчестве писателя.
В усадьбе было все, что необходимо для того, чтобы творить: кабинет с прекрасным видом из окнам, тенистые деревья, в том числе сиреневая аллея, пруды, в которых можно было ловить рыбу, мелкие речушки.
1
Близкий друг чеховской семьи Татьяна Щепкина-Куперник вспоминала о том, что жизнь в Мелихове шла мирно и тихо, а все свободное от работы и занятий время Антон Павлович проводил в саду.
«Он сам сажал, высеивал, обмазывал яблони чем-то белым, подрезал розы и гордился своим садом», — писала Татьяна Щепкина-Куперник. И сам Чехов писал, что питал слабость к фруктовым деревьям, что «посадил в саду около сотни тюльпанов, лилий, нарциссов, гиацинтов…», — писала Щепкина-Куперник.
Пруд, который был непосредственно у барского дома, был самым любимым для писателя. Его называли прудом — «аквариумом». В пруду водились караси, и часто можно было слышать чеховские шутки, что рыбу ловить сможет каждый прямо из окна. И на самом деле писатель часто сидел у пруда, обдумывая свои произведения. А «карась в сметане» был любимым блюдом писателя.
В усадьбе Мелихово Чехов прожил 7 лет — до того момента, когда по состоянию здоровья нужно будет переехать в Ялту.
Усадьбу Мелихова часто посещают не только москвичи, но и гости столицы, многочисленные гости из-за рубежа. Здесь царит сам дух Чехова, который был очень гостеприимным хозяином. Всегда зазывал в свое имение гостей, а друзья с удовольствием принимали приглашения. «Пора бы и честь знать.», — часто ворчал отец писателя Павел Егорович и записывал в свою записную книгу — кто и сколько гостил. Иногда друзья задерживались надолго — на недели и даже на месяцы. Остается только удивляться, как Антон Павлович в таких условиях мог так много творить.
Всего 70 км на юг Москвы — и вы в Мелихово. Приезжайте, и это место останется в вашей душе навсегда. И вам точно захочется открыть томик с рассказами Чехова.