Порой бывает необходимо перед рассказом о какой-либо достопримечательности сделать небольшое вступление для более полного раскрытия образа.
Про российское купечество много написано негативного, в первую очередь иностранными авторами. Британец Дональд Маккензи Уоллес (Donald Mackenzie Wallace, 1841 — 1919) в 1870 году приехал в Россию, где жил попеременно в Петербурге, Москве и Ярославле, неоднократно предпринимал путешествия по стране и в течение шести лет наблюдал учреждения, социальный и политический строй России, для чего изучил русский язык, знакомился с русской литературой и даже имел терпение прочесть всю многотомную историю Соловьева. В 1876 году вернулся в Англию и написал двухтомный труд «Russia», выдержавшей в Великобритании 10 изданий. Британская энциклопедия до сих пор считает этот труд классическим.
Вот что рассказал миру писатель о российском купечестве: «Двумя большими недостатками в характере русских купцов, как класса, согласно общему мнению, являются их невежество и бесчестность. Относительно первого разных мнений быть не может. Что же касается бесчестности, которая, как говорят, столь обычна у русского торгового класса, то здесь составить точное мнение трудно. В том, что происходит огромное количество бесчестных сделок, нет сомнения, но нужно считать, что в этом деле иностранец является излишне строгим и забывает, что торговля в России только выходит из примитивного состояния, в котором твердые цены и умеренный заработок были неизвестны."
Такую же безотрадную картину купеческой бесчестности и плутоватости дает в общем и русская литература.
Но существовали и другие точки зрения. Предприниматель, издатель, общественный и государственный деятель Павел Афанасьевич Бурышкин (1887–1953) не принял Октябрьской революции 1917 года и покинул Россию. В эмиграции им был красочный очерк «Москва купеческая». Бурышкин считал: «Если бы торговое сословие и в прежней Московии, и в недавней России — в годы пребывания в ней Макензи Уоллеса — было бы на самом деле сборищем плутов и мошенников, не имеющих ни чести, ни совести, то как объяснить те огромные успехи, которые сопровождали развитие русского народного хозяйства и поднятие производительных сил страны. Русская промышленность создавалась не казенными усилиями и, за редкими исключениями, не руками лиц дворянского сословия. Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность в России вышла из торговли. Нельзя строить здоровое дело на нездоровом основании. И… результаты говорят сами за себя: торговое сословие было в своей массе здоровым, а не таким порочным, как его представляли легенды иностранных путешественников».
Такое длинное предисловие к материалу обусловлено тем, что я встречал много храмов на Руси, построенных на купеческие деньги. Не был исключением храм Николая Чудотворца в Раненбурге, ныне Чаплыгине, построенный по инициативе и на деньги Игнатия Леонтьевича Калашникова.
12 августа 1848 года крупнейший раненбургский торговец, купец 2-й гильдии Игнатий Леонтьевич Калашников (его торговые обороты составляли до 150 тысяч рублей в год) обратился к Преосвященному епископу Рязанскому с прошением о дозволении построить «новую каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николы». На благое дело Игнатий Леонтьевич готов был пожертвовать 35 тысяч рублей серебром.
После долгих согласований — за это время Игнатий Леонтьевич успел преставиться — в октябре 1850 года проект был утверждён, разрешение выдано. Церковь строилась при участии сына — Леонтия Калашникова. В 1855 году храм освятили в честь Чудотворца Николая с двумя приделами Игнатия и Леонтия. Сила купеческой династии, семьи в том и состояла, что сын всегда отвечал за отца, продолжал его дело, выплачивал его долги, и наоборот.
Этот храм мне повстречался первым в Чаплыгине.