Когда я попал в город Чаплыгин, то удивился. В городе проживает менее 12 тысяч жителей, но в нём имеется шесть музеев. Не всякий большой город может похвастаться таким изобилием.
Жернова истории неумолимы, ей безразличны вопли и стенания стран и народов, а тем более отдельных людей и населенных пунктов, камни перетирают в труху великие государства, что уж тут говорить об небольших городах.
Для торговых городов всегда было важно географическое расположение, наличие торных торговых путей, чтобы везти товар из одних мест в другие. Город Раненбург, так тогда назывался современный город Чаплыгин, в середине XIX века сполна пользовался своими географическими преимуществами, располагаясь на торговых путях между западной частью Российской империи и восточной. Во второй половине XIX века Раненбург занимал среди городов Рязанской губернии одно из видных мест по торговому обороту. Главным предметом торговли было зерно. Здешние «хлебные короли» закупали почти двести тысяч четвертей хлеба в своём и в соседних уездах, а зимой отправляли его в столицу. Если в 1856 году здесь проживало около 6 500 жителей, то более 300 из них было купцами, содержавших 135 торговых лавок.
Часть купеческих домов сохранились до наших дней Музей воинской славы, в одном из них, принадлежавшему семейству купцов Григорьевых ныне располагается дом-музей купечества, который открылся 28 июля 2016 года.
Само здание спряталось за деревьями и парадный фасад сфотографировать возможно было лишь подойдя к зданию практически вплотную.
1
Я прошёл во двор бывшей купеческой усадьбы,
2
а уже оттуда поднялся по ступенькам в музей.
2
Планировка здания сохранилась со старых времён.
Зайдя в музей сразу попадаешь в просторный холл, на стенах этой комнаты- прихожей развешаны многочисленные фотографии. Среди них интересны фотокопии подлинных документов, начиная отпрошения на постройку дома, которые были обнаружены работниками музея в рязанских архивах.
1
Дело в том, что до революции. Раненбург входил в состав Рязанской губернии, сейчас же находится в составе Липецкой области.
Вот так выглядела базарная площадь перед домом и на этой же фотографии виден сам дом.
1
Построил его в 1860 году купец третьей гильдии Евграф Петрович Григорьев. Состояние своё купец нажил на продаже крупы и скобяных изделий. У купца было шестеро детей, часть из которых стала впоследствии купцами первой и второй гильдий. После революции некоторые из потомков благополучно эмигрировали и уже их потомки живут за границей, но связи с ними установить музею не удалось. Также не увенчались успехом поиски фотографий Евграфа Петровича, а фотографии в музее принадлежат другим представителях славного купечества Раненбурга.
Налево из прихожей дверь ведёт в контору купца, где располагаются помимо прочей мебели письменный стол и скамья для посетителей, на сейфе старинные часы. На столе видим счёты, раскрытую амбарную книгу и перо.
1 из 3
2
Такое впечатление, что купец на минуточку вышел и вскоре зайдёт и продолжит скрупулезные подсчеты прибыли, а может задумается над планами новых торговых предприятий.
Направо из прихожей дверь ведёт в кухню, судя по тому, что там находится печь. Доходы купцов позволяли им держать кухарку, горничную, кучера и дворника. В комнате мы видим старинную кровать и различный инвентарь.
1 из 3
2
Прямо по ходу осмотра находится купеческая лавка.
Посередине её располагался большой стол с 40-литровым самоваром.
2
К слову сказать, чаевничать купцы в Раненбурге любили, что подтверждает старая фотография.
2
Лавка огромная, с обеих сторон её прилавки.
1 из 2
2
Тот, что слева сейчас заодно используется как сувенирная лавка.
Я обратил внимание на весы и мешочки с гречкой.
1
Это не случайность. Раненбургский уезд славился посевами гречихи и крупа местного производства даже удостоилась чести быть представленной на Всемирной выставке в Париже под брендом «раненбургская гречиха». Да и в Российской империи здешняя гречка славилась на всю страну. Сваренная с мясом, заправленная обжаренным луком и рубленым яйцом, гречневая каша стала любимым блюдом местных купцов и получила название «раненбургская купеческая». А когда в 1896 году через Раненбург прошла железная дорога, которая соединила город с Москвой, то ежегодно через железнодорожную станцию стали отгружать до одного миллиона пудов груза — в основном это были зерно, гречиха и мясо.
Обращает на себя внимание сундук, который изнутри обклеен облигациями 1919 года и газетой выпуска 1906 года.
2
Продукты хранились в подвале, что располагается под зданием. Температура там всегда была около 12 градусов, что позволяло не портиться крупам, орехам, салу различным соленьям и вареньям.
Значит мне туда дорога. Со стороны музея при входе в подвал меня встречает темный зев, но внутри подвал достаточно просторен и симпатичен.
Подвал был не только хранилищем для провизии, в жаркое время купцы здесь отдыхали и даже обедали.
2
Большие весы использовались для взвешивания мешков, бочек и кулей с товаром.
1
Подвал состоит из нескольких секций. Обхожу подвал против часовой стрелки.
Справа — две условных секции. В первой — бочки с соленьями.
1
Интересно предназначение ниш, в которых устанавливались светильники.
1
Дальше — место для корзин.
1
Поворачиваю налево и прохожу мимо стола в центральной части.
2
Здесь в настоящее время хранятся банки с помидорами, но за ними со стороны базарной площади находился вход в подвал, что было удобно для доставки продуктов.
1
Сейчас этот ход заделан и лишь при близком рассмотрении видны какие-то следы за стеллажом.
Последняя боковая четвертинка выглядит так.
1
Холодильников в старые времена не существовало и в подвале устраивался ледник для хранения мяса, рыбы, молочных и других скоропортящихся продуктов. Лёд кололи на реке, привозили на санях, выстилали опилками.
В некоторых местах сохранились подлинные кованные гвозди. для подвешивания копченых продуктов.
1
Чтобы окончательно не замерзнуть в подвале — поднимаюсь на второй этаж.
2
Деревянные перила восстановили по старинным образцам.
2
Если шагать прямо, то попадаю в переходы над сараями и каретной.
1
За каменным зданием каретной находились деревянные конюшни, которые до наших дней не сохранились.
Я же свернул налево и попал в жилые покои купеческой семьи.
1
Анфилада комнат соединена дверными проёмами, задрапированными материей. Раньше повсюду стояли двери, но их сняли для удобства посетителей.
Первой слева находится кабинет хозяина дома.
2
У стены стоит уютная софа, а на столе мирно уживаются перо и перьевая ручка.
1
Напротив кабинета — ученическая комната.
1 из 3
2
С полным набором примет школы, этажерка с книгами, грифельная доска, парта. Счёт аж двое, одни на стене, другие на парте. Несколько непривычно выглядит еще одна этажерка со старинными книгами и иконой. По словам смотрительницы музея, икона старинная и подарена местными жителями.
Кстати, иконы имеются практически во всех жилых комнатах.
Далее находится второй коридор-холл, где слева располагается детская комната, с несколькими кроватями,
1 из 2
3
шкафом и различными игрушками.
1 из 2
1
На полу лежит половик ручной работы.
2
Когда в музей приезжали голландские туристы, то они долго охали и ахали, не понимая почему такая драгоценность по их мнению не спрятана под стеклом, а просто валяется на полу и по нему могут ходить посетители. Разные у нас понятия о драгоценностях.
Напротив детской комнаты находится спальная. Строгая и функциональная.
1 из 2
2
Интересно выглядят столик ручной работы, сделанный мастером конца XIX века, и угловое кресло для рукоделия.
2
В последнем коридоре этой анфилады — клавесин с нотами.
2
Когда мне разрешили перевернуть их, то я обрадовался как встрече с хорошим знакомым.
2
Надеюсь читатель помнит замечательную певицу Варю Панину, про которую рассказывал в материале Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!
Справа от комнаты с клавесином находится столовая с большим столом.
2
А слева расположена гостиная — самая шикарная комната купеческого особняка.
1 из 2
2
Здесь всё достойно внимания.
Зеркало ручной работы, великолепный черный рояль, граммофон, стулья и столик. Всё высшего качества.
В шкафу — великолепный подбор старинной посуды.
1 из 2
2
Фарфор самых известных заводов, о чем свидетельствуют клейма. На самой красивой тарелке стоит клеймо фабрики Гарднера, которая была основана в 1766 году и была первой в России частной фабрикой по производству фарфора.
2
В 1829 году фабрика получила золотую медаль на Первой промышленной выставке, а в 1855 году — особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла. В Российской империи это был эквивалент знака качества. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
1 из 2
2
На молочнике клеймо «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», одного из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX веков.
1 из 2
1
Было основано в 1889 году российским промышленником и предпринимателем из рода Кузнецовых Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и просуществовало до 1917 года.
Еще на одной тарелке — клеймо бельгийской фарфоровой фабрики.
1 из 2
2
В процессе посещения музея погружаешься в старинный быт и значит музей был создан не зря. Спасибо его создателям и нынешним хранителям. Ведь большая часть экспонатов — подлинные свидетели той эпохи. Многие из них попали в музей в плачевном виде, но были с любовью и добросовестностью отреставрированы.
Адрес: Липецкая область, г. Чаплыгин, ул. Советская, 78