Храм Сергия Радонежского в Чапаевске как и в случае с сочинским собором получил имя в честь святого покровителя одного из Великих князей дома Романовых. Но если Михаил Николаевич в Сочи был вдохновителем строительства, то здешний храм был назван по формальным признакам.
Великий князь Сергей Михайлович (1869 -1918) — пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I, в 1905 году занял пост генерал-инспектора артиллерии в чине генерал-лейтенанта и должность начальника Главного артиллерийского управления.
По долгу службы Сергей Михайлович присутствовал 15 сентября 1911 года на освящении завода по производству взрывчатых веществ. Завод получил название Сергиевского, а когда при нём стали стоить церковь, то её название было предопределено.
Судьба храма могла прекратиться, не успев начаться. Строительство было начато в 1916 году, а завершено в 1919 году, причём освятили храм в 1918 году. Это одна из немногих культовых построек России, завершенных после революции.
Зодчим храма стал Дмитрий Александрович Вернер, который работал на посту городского архитектора Самары с 1910 по 1914 год. В 1915 году он переехал в Иващенково, так тогда Чапаевск назывался.
В Самаре сохранилось много его работ в стиле «модерн"и «неоклассицизм». Заслуженный архитектор РСФСР Ваган Гайкович Каркарьян в своей книге «Модерн в архитектуре Самары» писал о храме Сергий Радонежского, что он стал «лебединой песней, последним вздохом умирающего — не только самарского, но и русского модерна».
Вернер не дождался завершения строительства храма и уехал в мае 1918 года в Омск. Дмитрий Александрович заведовал строительством в Омской управе при Колчаке, а затем дорожно строительным подотделом отдела коммунального хозяйства Омска. В начале 20-х исполнял обязанности Омского губернского архитектора. Затем го следы теряются…
Недолог был церковный век. В 1926 году храм был закрыт. Как в таких случаях бывало церковь была изувечена. Была разрушена колокольня, а здание занял Дом обороны. Внутри церкви был организован тир. В годы Великой Отечественной Войны на месте колокольни установили зенитные пушки, а здание храма служило хранилищем снарядов для пушек и овощехранилищем.
Легенда гласит, что снятые в 1929 году колокола использовали для отливки памятника Василию Ивановичу Чапаеву, вот только сей памятник отправился прямым ходом в областной центр Самару, мол для Чапаевска и более простой памятник сойдёт. В 1952 году здание было передано городскому Дому пионеров, пионеры пользовались зданием вплоть до его возвращения в лоно церкви в 1990 году. Автором реставрации стала самарский архитектор Надежда Иосифовна Басс.
Несмотря на все тяготы военного времени, Вернеру удалось подобрать для отделки храма огромное количество различных видов плитки, майолики и изразцов, а гранит и самоцветы для оформления интерьеров были выписаны с Урала.