Кратово — тихое, спокойное дачное местечко, где очень хорошо провести летнее время в тёплую, солнечную погоду. Масса дачников проводит здесь свои летние дни. Свежий воздух, озеро, красивые пейзажи кругом — всё способствует отдыхновению души и тела.
Кратово — тихое, спокойное дачное местечко, где очень хорошо провести летнее время в тёплую, солнечную погоду. Масса дачников проводит здесь свои летние дни. Свежий воздух, озеро, красивые пейзажи кругом — всё способствует отдыхновению души и тела.
А совсем рядом, в Быково, находятся два интереснейших объекта, которые просто необходимо посетить и увидеть своими глазами.
Когда видишь впервые быковскую церковь, удивляешься, как такое сооружение могло появиться в рядовом подмосковном поселении, на обычной деревенской улице.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В. И. Баженову, по другим — М. Ф. Казакову или А. Н. Бокареву.
Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М. М. Измайлова, которому и было в 1762 г. пожаловано подмосковное село.
В селе Быково деревянная церковь была известна с начала XVII века, а в 1789 году новый хозяин имения, Михаил Михайлович Измайлов, поставил в селе новую церковь.
Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма — верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете — Христорождественский. Основной объем храма — овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.
Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.
Мы были в Быково в период, когда в церкви проводились реставрационные работы, поэтому в фотографиях пришлось ограничиться доступными в то время кадрами.
Вытянутость Владимирской церкви в Быково очень сильно напоминает корабль, который еще в древнем христианстве олицетворял образ храма. Удивительно другое — сочетание множества элементов, каждый из которых уже сам по себе был новшеством, а обилие их в одном месте и в одном здании поражало что тогда, что сейчас.
Для православного храма, начиная с конца семнадцатого века, подходило любое здание, лишь бы в нем сохранялось два принципа — ориентация на восток и наличие алтаря. Все остальное допускалось и зависело только от воображения архитектора.
Отсюда такое разнообразие стилей в храмовой архитектуре: шатровый, византийский, греческий, барокко, нарышкинский, готика, псевдоготика, русское узорочье…. Отсюда же такие удивительные храмы, как храм Покрова в Филях, храм в Путинках, храм Знамения в Дубровицах, храм Святого Духа в Никитниках или Владимирская церковь в Быково.
Владимирская церковь в Быково поражает русского человека, прежде всего, архитектурой. Она кажется здесь чужестранкой, случайно перемещенной из центра Парижа в Подмосковье, в глухое село Быково, которое и сегодня-то не так легко отыскать, если не знать точного маршрута. Она гораздо больше похожа на Нотр-Дам или польский костел, чем на русский храм.
Все здание Владимирской церкви в Быково состоит из двух частей — овального храма и прямоугольной трапезной, пристроенной с западной стороны архитектором Ф. Н. Малиновским в начале XIX века. Западная сторона трапезной — фасад храма — особенно красива и выглядит скорее как вход в усадьбу, нежели в храм, что уже само по себе необычно.
Необычное впечатление создает дивная белая двухвсходная лестница с баллюстрадой и очень грациозными и необычными изгибами, словно крыльями обнимающими все здание церкви. Она ведет к входу в верхний летний храм. Под лестницей находится вход в зимний храм, обозначенный особым архитектурным элементом по центру — гирькой.
Церковь построена в 1789 году в псевдоготическом стиле на территории усадьбы М. М. Измайлова. По стилистическим особенностям проект приписывается В. И. Баженову. Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.
Причудливое сочетание барочных и готических форм напоминает работы чеха Яна Сантини. В 1830-е гг. рядом с церковью построена отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и сам храм.
В 1930-е гг. церковь была закрыта. В здании храма разместилась швейная фабрика, а позднее склад. Лишь в 1989 году церковь была возвращена верующим.
Интересно, что в здании церкви расположено два храма — на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери и в подклете — Христорождественский.
Церковь в Быково имеет необычную историю, в которой переплелись царские интриги, личные мотивы, любовная история, история государства Российского, масонство и многое другое. Ее называют северным Тадж-Махалом, т. к. построена она в честь горячо любимой женщины — Марии Александровны Измайловой, урожденной Нарышкиной. Горельефы супругов украшают стены храма.
Но, к сожалению, не все они сохранились, многие сбиты и вместо них видна только красная кладка кирпичей. А те горельефы, что сохранились, принадлежат не только хозяевам усадьбы, но и благотворителям, на чьи деньги возводилась церковь.
А неподалёку в том же Быково, в глубине старинного парка, расположена усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.
В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова.
Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.
Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.