Музей братьев Ткачёвых занимает старинный особняк стиля модерн.
Музей братьев Ткачёвых занимает старинный особняк стиля модерн.
Когда в 1995 г. музей открылся, художники безвозмездно подарили 250 картин.
(Ветреный день. 1966 г.)
Символичен тот факт, что музей в Бежицком районе. В довоенное время Бежицк был отдельным городом, куда переехала большая семья Ткачёвых.
(Новая жизнь. 1994 г.)
Сергей и Алексей рисовать начали именно в Бежицке — в изокружке Дома пионеров.
За те 40 минут, что я ходил по залам, я был единственный посетитель.
Сперва изучил картины, после автобиографические фотографии.
Хочешь понять художника — посмотри биографию.
(В древнем Вщиже. 1975—1980 гг.)
С неё и начнём.
Ткачевы родились в большой крестьянской семье.
(Портрет матери и отца художников. 2000 г.)
Сергей Петрович — в 1922 г.
Алексей Петрович — в 1925 г.
В 1938 году Сергей поступает в Витебское художественное училище. Алексей в 1939 году после победы на конкурсе детского рисунка получает приглашение в Московскую среднюю художественную школу.
(С. П. Ткачёв. Вова, Люба и Лёнька. Дети Пакетовых 1964 г.)
В первые дни войны Сергей уходит добровольцем на фронт.
Алексей эвакуируется в Свердловск вместе с художественной школой.
(А. П. Ткачёв. Весенний тополь 1975 г.)
В годы ВОВ Алексей работал разметчиком танковых моторов на Уралмаше. В 1945 году вернулся в Москву, где начал учиться в институте имени Сурикова. На следующий год в этот же институт поступил Сергей.
(У калитки (Оля). 1975 г.)
Их преподавателями были Игорь Грабарь, Георгий Ряжский и Дмитрий Мочальский.
(Судьба ветерана. 1994 г.)
Алексей Ткачёв был любимым учеником Сергея Герасимова. Также, одним из своих наставников Ткачёвы считают известного советского художника Аркадия Пластова.
Совместную творческую деятельность Ткачёвы начали в начале 1950-х годов, когда однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Это был этюд к их первой картине.
В студенческие годы Ткачевы много и напряженно работают.
Большое значение для формирования их как художников имели летние поездки по стране. Они побывали на Урале, в Белоруссии, на Волге.
(Подруги. 1955 г.)
Один из залов демонстрирует зарисовки, сделанные в те годы.
В конце 50-х в начале 60-х Ткачёвы создали целый ряд картин, где передали на полотне наблюдения, страдания, переживания.
(Первые шаги. 1966—1967 гг.)
(У колодца. 1960 г.)
Начав рисовать вместе, братья стали неотъемлемой парой.
Творческий тандем просуществовал более 70 лет.
(Вщиж. Лесные дали. 1998 г.)
Персональные выставки художников проходили в Белграде (1961), Москве (1961, 1975, 1979, 1992, 2002, 2005, 2011, 2013), Ленинграде (1961), Куйбышеве, Саратове, Волгограде, Свердловске, Гомеле (2019).
(Липа вековая. Вщиж. 2002 г.)
Ткачёвы имеют статус почётных граждан города Брянска.
(Дочери. 1976—1977 гг.)
Сергей Петрович с 1976 по 1987 гг. занимал должность председателя правления Союза художников РСФСР. 1980 — 1985 гг. — депутат Верховного Совета РСФСР. Действительный член Академии художеств СССР. Народный художник СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии СССР им. И. Е. Репина.
(Деревенская свадьба. 1988—1989 гг.)
Алексей Петрович — член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный художник СССР. Художественный руководитель творческой мастерской в Академии художеств. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии СССР им. И. Е. Репина.
(Воспоминания о матери. 1988 г.)
22 марта 2022 г. Сергей Петрович Ткачёв ушёл из жизни.
(С. П. Ткачёв. Озеро Мстино. Острова Куинджи. 1990 г.)
На данный момент Алексею Петровичу 97 лет, живёт в Москве, в Брянск приезжает периодически.
(В годы коллективизации. 1972 г.)
По словам сотрудников музея, Алексей Петрович, не смотря на возраст, сохраняет бодрость духа и вполне нормально общается.
(На древнем Вщиже. 1984 г.)
В этом году Алексей Петрович музей посещал.
(А. П. Ткачёв за работой. 1968 г.)
«Между боями» — первая картина, попавшая в Третьяковскую галерею. После был Русский музей и в другие галереи. Сюжетом послужили воспоминания отца, а также рассказ учительницы пенсионерки о своей работе в школе во время Гражданской войны.
Ткачёвы над картиной трудились долго. Было создано множество этюдов и эскизов. Отец художников позировал для образа пожилого солдата. По замыслу авторов, молодая учительница должна была стать смысловым центром картины.
Вторым действующим лицом является молодой красноармеец в будёновке. Его прототипом стал старый большевик, с которым братья познакомились.
(Между боями. 1958—1960 гг.)
(Между боями. Вариант. 1980 г.)
В период работы над «Детворой» Ткачёвы создали картины «Нянька» (1958–1959), «На огороде» (1959), «Весна наступает» (1959), «В баню» (1959), «На полянке» (1959). Герои этих картин, как и «Детворы», — деревенские жители, занятые повседневными делами: убирают капусту в огороде, ухаживают за ребёнком, идут в баню.
(Прачки. 1957 г.)
Внешне непритязательные сценки, изображаемые художниками, покоряли зрителей этого времени искренностью, простотой и поэтичностью
(Детвора. 1957—1960 гг.)
Как уже понял читатель, основная тема творчества художников это деревня.
(На завалинке. 1966 г.)
Иллюзорность настоящего Ткачёвы понимали и передали потомкам образ уходящей эпохи.
(Последние жители деревни Новые Котище. 2008—2009 гг.)
(Лето в деревне. 1978 г.)
Родной Чугуновки, где Ткачёвы родились, более не существует.
(Наш двор в Чугуновке. 2000 г.)
Герои картин — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи.
(Память народная. 1980 г.)
Вместе с тем художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер.
(Война пришла. Солдатки. 1980 г.)
«Русское поле. Лихолетье» братья впервые представили на выставке в Брянске в 1990 г., посвятив 45-летию Победы. Ткачёвы изобразили женщин, тянущих плуг вместо лошадей. Женщинам помогает инвалид.
(Русское поле. Лихолетье. 1990 г.)
Сотрудники музея дополнили картину стендом, где рассказывается, как она создавалась. Рядом фотографии натурщиц.
Сергей Ткачёв на фронте был ранен, вступил в ВКП(б), награждён орденами и медалями.
(Май 1945 г. Первоначальный вариант. 1980 г.)
В годы Великой Отечественной Брянщина сделалась местом ожесточённых боёв, одним из центров партизанского сопротивления. Тема Великой Отечественной не могла пройти мимо творчества Ткачёвых.
(Родная земля. Победители. 1967—1968 гг.)
(В партизанском крае. 1975 г.)
Самое удивительное, в России Ткачёвых особо не знают. Ткачёвы популярны за границей.
(У партизанской землянки. 2010 г.)
Произведения художника в собраниях ГТГ, ГРМ, десятков областных и республиканских галерей, а также в частных коллекциях Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Китая, Нидерландов, США, Тайваня, Франции, Южной Кореи, Японии.
Что касается меня, рассказать о каждой картине, я целью себе не ставил. В большей степени хотелось сказать — есть такой музей, есть такие художники!