В Боровске после реконструкции открыли Тюремный замок, который восстановила предприниматель Светлана Шорохова. И мы по воле случая оказались на его открытии.
* * * * * * * * * * * * * * * * *
«Теперь музей тут, что не так гнетёт, Как раньше. Здесь туристы, папарацци. Однако испытавший всё народ Усвоил, что не стоит зарекаться…» (Стихи поэтессы Эльвиры Николаевны Частиковой)
Тюремный замок построили в 60-х годах XIX века, и до начала века двадцатого он действительно был тюрьмой. А после революции превратился вначале в клуб, а затем в общежитие для рабочих местной мануфактурной фабрики «Красный Октябрь». Тогда его стали называть «домом ударника». Дом постепенно ветшал, и несколько лет назад его расселили. Использовали как «живописные развалины» — здесь, например, снимали сериал «Измена». Что бывает с пустыми историческими зданиями, предсказать несложно — пожар, а затем «спасать уже нечего, пришлось снести».
5
Тюремному замку удалось избежать этой участи благодаря коренной боровчанке Светлане Шороховой — власти сами предложили ей выкупить дом, и она согласилась. За два года реставрации в Замке создали культурно-туристический центр — экспозиция настенных картин боровского художника Владимира Овчинникова (того самого, что расписал своими «фресками» весь город) и выставка работ другого известного боровского художника — Александра Солдатенкова. Плюс воссозданные тюремные камеры, телескопы, кинозал, а также келья, посвященная боярыне Морозовой. Есть и железный трон из множества мечей и огромный дракон.
Замок — не просто место, куда интересно прийти на экскурсию один-два раза. Здесь будут проходить бесплатные занятия для любителей астрономии. К работе в замке привлекают молодых экскурсоводов, опытных и начинающих краеведов. А вскоре в Замке откроется свой отель, небольшой, буквально на три номера, но очень необычный — когда еще переночуешь в старинной тюремной камере.
Но, обо всём по порядку.
4
Официальна дата постройки тюрьмы — 1866 год. В одном флигеле находилась квартира начальника тюремного замка в которой он жил вместе с семьёй. А в другом флигеле были служебные помещения: баня, прачечная и конюшня. Замок имеет форму буквы Т и он овеян тайнами и легендами также как и все замки. И одна из легенд гласит, что в форме буквы Т его построили потому, что проект его был подготовлен во времена царствования Екатерины II и для формы замка взяли одну из букв её имени. Но на самом деле для тюрьмы такое расположение очень удобно, потому что всего два стражника могут контролировать всю тюрьму, все шесть не очень длинных коридоров — один стражник внизу и один стражник наверху. Это было очень удобно.
1 из 3
4
Существует легенда о том, что у тюремного замка была подземная часть. Но вход в неё на сегодняшний день не найден. Вот эта решётка с царских времён, которая была замурована в стену. Потом согласно архивным чертежам здесь продолбили стену и раскрыли-таки эту решётку, которая ведёт в карцер. Сюда кидают монетки, вспоминая поговорку — от тюрьмы и сумы не зарекаться.
3
Сейчас практически все камеры бывшей тюрьмы отреставрированы и наполнены какими-либо арт-объектами и историческими артефактами. Сразу хочу предупредить будущих посетителей о том, чтобы они также обратили внимание на двери камер и на светильники — они ни разу не повторяются. А в дореволюционные времена камеры освещались керосиновыми лампами, за которыми следили сами заключённые.
1 из 4
4
Начнём с исторического крыла.
При входе в историческое крыло Тюремного замка — знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Художник переносит нас на заснеженную улицу Москвы XVII века по которой на скользящих розвальнях везут боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову, которая за веру по своей доброй воле лишилась всего. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука — призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе. Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстаёт победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения.
4
В зале посвящённой боярыне Морозовой расположены картины с её изображением и событиями, связанными с тем периодом, в котором она жила. Изначально по замыслу владелицы замка эта комната должна была выглядеть по-другому. Но боровский художник Владимир Александрович Овчинников попросил в этом зале маленький кусочек стены, чтобы написать на ней картину, посвящённую боярыне Морозовой. Потом, когда он начал работать его воображение распространилось на все стены этого зала. С одной стороны изображена жизнь боярыни до ареста. Привечала у себя в доме бедных, юродивых, нищих, давала им кров и пропитание. В нише изображена лестница как в её боярском тереме на верхний этаж. На другой стене можно видеть, как приходил к ней протопоп Аввакум и она беседовала с ним о старой вере, которую она поддерживала всем своим сердцем и всей своей жизнью.
6
На другой стене авторское видение того момента когда её опускают в земляную яму, из которой она живой уже не выйдет. Она была заморена в ней голодом и жаждой. Это произошло на территории Боровского острога, который находился в самом центре города, на городище (там, где сейчас находится здание районной администрации и где стоит часовня боярыни Морозовой). Это самая известная узница города Боровска. Поэтому ей посвящён отдельный зал. Хотя она содержалась и не в этом замке, но эти экспозиции сделаны в память о ней.
6
Другая часть замка называется «царским залом». Здесь висят портреты царей, князей, императоров, которые в разное время посещали Боровск. Иван III. Стояние на Угре. Здесь в Боровске была ставка командования при Стоянии на Угре. Рядом — отец Ивана Грозного Василий III, который со своей супругой Еленой Глинской ездил в богомолье в Пафнутьев монастырь, чтобы молиться о наследнике. После этой поездки Елена Глинская вышила пелену. На которой изобразила всех святых, к мощам которых они ездили молиться и среди них есть Пафнутий Боровский. Одна из картин показывает, как выглядело их путешествие и каким образом тогда путешествовали цари, царицы и императоры.
1 из 2
5
В 1935 году тюрьма была расформирована и переоборудована в общежитие для рабочих местной мануфактурной фабрики «Красный Октябрь», созданной боровскими купцами-староверами. А до 1917 года — это была царская тюрьма. Она была создана из самых гуманных целей как не странно это слышать. Дело в том, что до 1861 года наказаниям в виде задержания и содержания в тюрьме люди подвергались редко, потому что они приговаривались к телесным наказаниям. Людей секли плетями на площадях, а потом отпускали на все четыре стороны, если они были в состоянии идти. Александр II решил это исправить и провёл реформу, в которой были отменены телесные наказания, и было предписано, чтобы каждому человеку, даже если он преступник, относились с уважением. И его помещали в тюремные камеры, чтобы он мог посидеть и подумать над своим поведением, не причиняя ему никакого физического увечья. И это здание как раз было построено в тот период.
Кирпичи для этой постройки брались на боровских фабриках. Тогда было несколько предприятий, на которых изготовлялись кирпичи. На многих сохранились штампы фабрик. Но, к сожалению, точно расшифровать эти штампы сейчас невозможно. Но в некоторых камерах эти кирпичи со штампами можно видеть прямо в стенах.
Сохранились фотографии фресковых росписей. Такими их можно было увидеть ещё в 2003 году. Потом они были утрачены из-за пожара. Была уничтожена кровля здания.
3
В этой комнате представлена единственная фотография Тюремного замка с царских времён (1912 г.), которая была найдена в Петербургском архиве боровским краеведом Виктором Ивановичем Осиповым. А также портрет самого Александра II, который провёл тюремную реформу.
Картину (триптих) написала современная художница Ольга Петрова. Таким она представила замок в то время, когда в нём содержались заключённые.
3
Когда человек отбывал срок здесь, который длился от месяца до трёх лет, то начальник тюрьмы делал запрос в общество — где этот человек раньше проживал, в город или село. Если общество соглашалось принять этого человека обратно, то этого человека отпускали на свободу. А если оно отказывалось его принять, тогда он оставался дальше в заключении. Его держали здесь до тех пор, пока не собирался этап, и человека ссылали в Сибирь.
Это копия страницы арестантского журнала. Если приглядеться — здесь можно прочитать: в первой графе фамилия имя отчество человека, его возраст. Потом — за что он содержался и на какой срок. Здесь написано — его срок был один год. В конце приписка — обществом не принят. И вот в следующей графе стоит отписка — в Сибирь. В арестантском журнале таких отписок было очень много. Таким образом, отсюда уходили в этап в Сибирь. Так Сибирь пополнялась жильцами, в том числе боровчанами.
1 из 2
3
В рамках стилизованных под боровские наличники фотографии купцов и их семей, которые, так или иначе, связаны с замком.
6
Николай Поликарпович Глухарёв. Один из самых известных краеведов в Боровске. Он составил и издал книгу о Боровске, состоящую из трёх томов. Третий том был издан уже после его смерти.
4
Род Полежаевых. Создатели боровской ткацкой фабрики, которая после революции стала называться «Красный Октябрь». Ударники этой фабрики селились в этом здании как в жилом доме, им давали отдельные комнаты. Брат Ивана Николай Петрович содержался в этом тюремном замке по сфабрикованным обвинениям, так как все купцы (в особенности верующие староверы) тогда с 1917 года стали преступниками. Сам Иван Петрович тоже был взят под арест, но потом отпущен, потому что без него фабрика не могла функционировать так, как должно. Дело в том, что эти купцы не просто были владельцами фабрики, они были ещё и работниками. И вот благодаря Ивану Петровичу Полежаеву во время 1-ой мировой войны, в революцию и в гражданскую войну, не смотря на то, что были очень тяжёлые условия, фабрика всё равно функционировала и не была остановлена при его жизни не на один день. Но её остановили в день его похорон, потому что все работники вышли проводить его в последний путь и несли его тело на руках от фабрики до кладбища.
4
Род купцов Ждановых. Василий Николаевич Жданов тоже был взят и заключён в Тюремном замке по сфабрикованному обвинению. С этим человеком произошёл редкий случай. Боровские купцы, будучи староверами, делали очень много благодеяний боровчанам. Когда советские власти заключили его в тюрьму, боровчане пошли к властям требовать чтобы его отпустили. Такого напора власти не смогли выдержать, и Василий Николаевич был отпущен на свободу. Но, к сожалению, он не смог приспособиться к новым порядкам и в скором времени умер от злоупотребления алкоголем.
3
Род Копыриных, которые занимались заготовкой леса. Здесь в тюрьме было печное отопление, они поставляли дрова для отапливания тюремного замка. Также купцы Копырины и Ждановы были жертвователями на постройку собора, который был построен на собственной земле Ждановых. Мария Павловна Копырина была руководительницей и попечительницей этого собора при его постройке. Сейчас он восстанавливается.
3
Эта комната во времена царской тюрьмы служила тюремной церковью. Не заштукатуренными части стен оставлены потому, что в них были фресковые росписи. К сожалению, в связи с тем, что здание долго стояло без крыши, остатки фресковых росписей долгое время находились под воздействием дождя и снега и к моменту реставрации они не сохранились. Сейчас здесь представлены коллекция картин Боровского художника Игоря Алексеевича Солдатенкова, теперь уже скончавшегося.
4
В следующем зале расположены картины боровских художников. Здесь в основном пейзажи. Боровск называли городом храмов, потому что из любого окошка была видна церковь. Некоторые сюжеты уже стали историческими — храмы восстанавливаются, и такими как они запечатлены на картинах их уже не увидеть.
Здесь расположены работы современных художников, на которых запечатлён сам город Боровск и его окрестности. На двух картинах как раз запечатлён замок. Сейчас после реставрации он уже немного изменился. Все эти картины можно приобрести. В центре комнаты скульптура в жанре современного искусства, в которую каждый может вложить свой смысл и своё виденье.
1 из 2
6
На верхней фотографии в углу — внутреннее устройство печи. Весь замок отапливался 24-мя печами. И их трубы возвышались над крышами замка и поэтому боровчане говорили: « — Смотри не угоди под две дюжины». В смысле — не попади в тюрьму. Дымоходы печей проходили внутри стен, которые имели толщину около метра.
Следующая экспозиция посвящена персонажам славянской мифологии, которые тоже являются частью нашей истории. Насколько много было приверженцев поклонения этим персонажам до 988 года (Крещение Руси) достоверно неизвестно. Может быть суеверные люди в деревнях были более приверженными к подобному, а городские были менее. Но есть люди и в современном мире, которые позиционируют себя как неоязычники. Для них эта экспозиция.
4
Создана экспозиция, которая посвящена такому понятию как «101-й километр». Боровск как раз стоит за 100 километров от Москвы, а в советское время был такой период, когда заключённым после освобождения было запрещено селиться ближе, чем за сто километров от Москвы и Петербурга. Также сюда выселялись женщины лёгкого поведения. Художник Игорь Солдатенков с них написал эти картины в память об этом периоде.
1 из 3
3
Переходя из одной камеры в другую, я пришёл к выводу, что одиночные камеры были, скорее всего, на первом этаже. На втором в камерах размещалось по двое-трое.
3
Зал металлических скульптур в жанре стимпанк, киберпанк и дизельпанк. Честно говоря, плаваю в этих понятиях и не совсем понимаю, чем одно отличается от другого. Погуглил:
«Если стимпанк построен вокруг пара и парового двигателя, то дизельпанк — вокруг двигателя внутреннего сгорания и бензина. Про него говорят, что это „стимпанк для тех, кому недостаточно грязи“. Действительно, сложно представить дизельпанковскую вселенную не задымленную и не перепачканную в бензине, саже и машинном масле. Жанр появился чуть позднее стимпанка. Кто-то выделяет его как подвид стимпанка, кто-то считают, что жанры автономны.»
Этот жанр представляет собой то, как воображали своё будущее жители XIX века, когда ещё не было изобретено электричество и двигатель внутреннего сгорания, и поэтому представление о будущем у тех людей — это мир паровых двигателей и огромных шестерёнок. Фигурки изображают различные сцены из жизни. Это коллекция владелицы замка.
1 из 4
5
В противовес этому создана скульптурная композиция, посвящённая Константину Эдуардовичу Циолковскому, который жил в то время, когда не было интернета, люди не смотрели телевизор, не слушали радио, не пользовались телефоном. Кроме того Циолковский с рождения был практически полностью глухим. Он был выгнан из гимназии, потому что из-за глухоты не мог в ней учиться. Но тем не менее он развивал свой разум, имел стремление к развитию своей мечты, стремление к воображению. Благодаря всему этому всё человечество получило возможность полёта в космос.
8
Никакой замок не обходится без трона. Этот трон — «тысяча мечей». Экспозиция этого зала навеяна впечатлениями от сериала «Игра престолов». По сути дела — это фотозона для туристов.
1 из 5
6
Зал истории инквизиции. Здесь представлены орудия пыток. Это воссозданные экспонаты кроме кандалов (они были найдены в этой тюрьме). Возле каждого экспоната есть подробное описание в табличке на стене.
6
На фотографии ниже два приспособления. Ближнее предназначено для перелома костей рук — изобретение христианских священников XVвека. С его помощью священники ломали руки учёным, художникам и скульпторам, погрязшим в ереси. Дьявольская машина, которую в XV веке католическая церковь использовала для наказания воров и взяточников — людей с «жадными руками». Дальнее приспособление — дробилка головы. Голова несчастного зажималась под этим «колпаком». Палач медленно закручивал винты, и верхняя часть «дробилки» давила на череп.
2
Кресло дознаний. С его помощью инквизиторы вытягивали из преступников информацию. Приговорённого раздевали и усаживали на кресло, усеянное множеством острых шипов, которые вонзались глубоко в кожу. Часто, когда пытку было необходимо ужесточить, её сопровождали разведением костра под сиденьем трона.
4
Железный паук. Паук был орудием пыток, применявшимся к женщинам, обычно обвиняемым во множестве негативных качеств, определяемых инквизиторами-мужчинами. Инструмент предназначался для отрывания груди у женщин и был сделан из железа, которое обычно нагревали.
3
Трусы совести. В XIX веке в Англии изобрели мужской пояс верности для подростков. Их надевали для того, чтобы удержать детей от самоудовлетворения — занятие вполне свойственное подростку с бушующими гормонами. Благочестивые родители юношей защищали своих чад от искушения путём надевания поясов целомудрия на ночь.
Пояс верности. Историки утверждают, что многие мужчины перед тем, как отправиться на войну, сомневались в верности своих избранниц. Поэтому, одевали на них пояса добродетели, а ключи забирали с собой. В итоге если мужчина не возвращался из военного похода, его супруга была вынуждена всю жизнь носить пояс верности. Некоторые историки утверждают (их слова подтверждают многочисленные средневековые гравюры), что предприимчивые ювелиры изготавливали несколько ключей. Один отдавали мужу, а второй, по завышенной цене, продавали его жене или её любовнику. В музее Гренобля хранится гобелен, изображающий трио: девушку в башне, рыцаря, уезжающего от неё, с ключом на шее, а также другого рыцаря в кустах с ключом в руках.
3
Маски стыда и позора. Маски позора — металлические конструкции, которые надевались на голову провинившегося (чаще провинившейся) и надёжно закреплялись. Такие маски использовались в XVI веке в Британии и Германии.
3
Маски в виде животных имели свой смысл. Любителям выпить надевали маску свиньи. Женщинам перепадало чаще. Они надевали маску по гораздо большему спектру причин. Скажешь грубое слово при свидетелях — носи исправительную маску сквернослова. Распространяла сплетни — надевай конструкцию. Ещё один вид изощрений заключался в том, чтобы закрепить на маске источник постоянного звука. Например, колокольчик. Наорала на мужа — носи маску, которая звенит при каждом шаге. Обладатель такой маски был не только объектом злых насмешек. Часто людей с запятнанной репутацией забрасывали на улицах камнями. А некоторых и вовсе приковывали на городской площади, чтобы любой желающий мог излить на них свой гнев.
1 из 3
3
«Медаль за пьянство». Это уже наше российское. В 1714 году Пётр Первый устав бороться за трезвость, принял решение о введении особой награды — «медали за пьянство». Согласно указу виновный должен её в течение недели не снимать, спать с ней, ходить так на работу и проводить время дома. Сама медаль за пьянство вешалась на шею человеку, который был замечен к пристрастию к зелёному змею. И тут-то гордиться было нечем. Вес металлической медали, которая была выполнена в форме своеобразной звезды, составлял 7кг. А если учесть, что ещё цепи и ошейник, то на себе горемыка носил более 8 килограмм. Цель такого позорного ритуала была придумана не случайно — пьяница должен был почувствовать гнев народа и его смех над его пагубной привычкой.
5
Следующая экспозиция имеет философское направление. Фигуры, собранные здесь, напоминают нам различные ситуации из нашей жизни, когда каждый человек куда-то стремится или когда падает. Смысл изречений говорит нам о том, что все трудности, которые мы переживаем, если мы преодолеваем их достойно, делают нас сильнее. Скульптуры напоминают нам о скоротечности человеческой жизни, о стремлении человека к свободе, в особенности если он находится в тюремной камере.
1 из 6
5
Скульптуры в этой части зала призывают нас следить и учиться владеть своими эмоциями. Потому что все они уйдут, а нам оставят свои последствия.
1 из 3
4
Стоит осмотреть фрески и с наружной стороны здания. Все три длинных стены Тюремного замка оформлены в трёх разных стилях, что можно видеть на следующей «карусельке».
1 из 3
6
На фресках изображены самые известные жители и самые значимые объекты Боровска. Протопоп Аввакум и Пафнутьев монастырь, в котором он содержался, боярыня Морозова и городище. На другой части стены расписаны сцены, посвящённые советскому периоду в том виде, в котором их видит автор — Владимир Овчинников. В верхней части изображены жертвы так называемого Медынского восстания 1918 года в Калужской области. Епископ Житецкий содержался в замке за то, что был против изъятия церковных ценностей. Другая иллюстрация посвящена заточению Циолковского в Лубянской тюрьме. Циолковский содержался на Лубянке около трёх месяцев, но это отложило на его душе такой отпечаток, что он потом вспоминал об этом и говорил, что настолько сильное было впечатление от этого заточения, что после этого он долгое время ничего не мог изобрести.
1 из 2
5
Другая часть стены рассказывает о стремлении заключённого вырваться из тюрьмы. Аллегория побега — уйду, уплыву туда, где вас нет. А в нижней части изображены сцены из истории — исповедь, которая была неотъемлемой части заключённого во времена царской тюрьмы, и иллюстрация, которая рассказывает насколько тяжело заключённому выбрать между добром и злом.
1 из 2
3
Аллегория благотворительности помещена здесь потому, что боровчане, которые в основном были староверами и очень верующими людьми, считали своим долгом принести в тюрьму какие-то пожертвования, чем-то облагодетельствовать заключённых. Как говорит Господь в Евангелии: «был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Евангелие от Матфея 25:36. синодальный перевод).
4
С этой иллюстрацией связан эпизод, который произошёл во время реставрации, когда здание тюрьмы постепенно принимало свой исторический облик. К владелице замка Светлане Петровне Шороховой (её предки староборовские староверы) подошёл очень пожилой человек, который попросил пустить его в бывшую тюрьму. У него с замком связана история. Его отец будучи маленьким мальчиком получил от матери узелок с варёнными яйцами, чтобы он отнёс его в тюремный замок одному из заключённых. Это было в большой церковный праздник. А мальчик по дороге съел их сам. И после этого он так корил себя за этот поступок, что в течение семидесяти лет не ел варёных яиц, вспоминая о том, что лишил этого в праздник одного из заключённых. Эту историю я слышал уже не в первый раз. Наверное, это правильно, что у этого здания появилась легенда…
6
Для Боровска долгожданное открытие Тюремного замка — это очень значимое событие. Совершенно очевидно, что этот туристический объект наряду со Свято-Пафнутьевым монастырём станет точкой притяжения для жителей и гостей Боровска. В день открытия было очень много посетителей. Знаю точно, что были люди, которые жили в этом здании будучи маленькими детьми. Одновременно работали семь экскурсоводов. Пройти вовнутрь можно было только в составе группы. Группы были небольшие, так как развернуться в тесных камерах бывшей тюрьмы не очень-то просто. Нашим гидом была молодая боровчанка. Очевидно, что она из староверов — она перед экскурсией попросила, чтобы мы, фотографируя, не брали её в кадр. Но я всё-таки после экскурсии во дворе Тюремного замка попросил гида Юрия Круглова (историка, уроженца Ростова-на-Дону, живого свидетеля последних известных событий) сказать пару слов для читателей Туристера.
Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Берникова, д.66.
График работы: 10:00 — 18:00. Ежедневно.
Сборные группы с гидом. Длительность экскурсии — 1 час. Стоимость — 500 рублей.