В первое воскресенье сентября ежегодно на Бородинском поле в рамках военно-исторического фестиваля «День Бородина» проводится реконструкция Бородинского сражения, состоявшегося 26 августа (7 сентября) 1812 года. В прошедшее воскресенье, 1 сентября 2024 года, она состоялась в очередной раз. Мы решили посетить это мероприятие, проходившее при большом скоплении как участников-реконструкторов, так и зрителей. Наши впечатления, так сказать, «по горячим следам», моя дочь Анна изложила в публикациях на своей странице в «Телеграм», которые я тоже перепостил на своём Телеграм-канале «Понемногу обо всём от Александра Широкова». Здесь покажу только один эпизод из реконструкции битвы за Батарею Раевского:
1
Реконструкция событий Бородинского сражения происходит возле возвышающегося Главного монумента Бородинского поля на «Батарее Раевского», то есть там, где развернулись основные бои во время атак французов на центральные оборонительные укрепления русских войск под командованием Михаила Илларионовича Кутузова. В начале битвы обороной высоты, которая во время Бородинского сражения называлась Красным холмом или Курганной высотой, осуществлял 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского. Поэтому в последствии курган и памятник на нём был переименован в «Батарею Раевского».
2
1
Защитников кургана атаковали войска 4-го корпуса Евгения Богарне. Русские артиллеристы и пехотинцы стойко оборонялись, проявляя чудеса храбрости, мужества и воинского искусства. Около 10 часов утра бригада генерала Бонами ворвалась в «фатальный редут». В этот критический момент начальник Главного штаба 1-й Западной армии Алексей Петрович Ермолов вместе с начальником артиллерии русской армии Александром Ивановичем Кутайсовым организовали контратаку и выбили противника с Курганной высоты. Раненый генерал Бонами был взят в плен. К сожалению, генерал Кутайсов, которому шёл двадцать восьмой год, погиб в этом бою.
Обескровленный корпус Раевского заменила 24-я пехотная дивизия, начальником которой был генерал-майор Пётр Гаврилович Лихачёв. Около трёх часов пополудни в атаку на батарею Раевского ринулась кавалерия генерала Огюста Жана-Габриеля де Коленкура. По батарее открыли огонь свыше 120 орудий наполеоновской артиллерии. В атаку двинулась итальянская и польская гвардейская пехота. Генерал Огюст Коленкур был убит у подножия русского укрепления, но комбинированная атака неприятеля всё-таки завершилась успехом. Израненный штыками начальник дивизии генерал П. Г. Лихачёв был взят в плен. Уцелевшие защитники отошли восточнее, за ручей Огник.
Английский живописец Джордж Доу, долгое время живший в России, написал галерею портретов русских генералов — участников Отечественной войны 1812 года, хранящихся сейчас в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. Приведу из этой галереи фотографии портретов Н. Н. Раевского, А. И. Кутайсова, А. П. Ермолова и П. Г. Лихачёва — участников обороны Курганной высоты в ходе Бородинского сражения.
1
1
1
1
Русский поэт Фёдор Николаевич Глинка, который был участником Бородинского сражения, так описывал свои впечатления: «Какие-то тусклые, неверные сумерки лежали над полем ужасов, над нивою смерти… Груды трупов человеческих и конских, множество распущенных по воле лошадей, множество действующих и подбитых пушек, размётанное оружие, лужи крови, тучи дыма — вот черты из общей картины поля Бородинского!».
Бородинское сражение, длившееся около 15 часов, стало крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 года, а бой за батарею Раевского — ярчайшим примером героизма и доблести русских солдат и офицеров. Неслучайно, когда российский император Николай I своим указом от 7 августа 1835 года повелел «воздвигнуть монументы на главнейших полях сражения вечно достопамятного 1812 года», Главный монумент на Бородинском поле было решено установить на Батарее Раевского, «на левой стороне дороги, едучи из Москвы в Смоленск». Его автором стал русский архитектор итало-швейцарского происхождения Антонио Адамини.
Основные сведения о Бородинском сражении приведены в текстах на восьмигранном монументе, установленном на месте батареи Раевского.
1
1
1
1
Закладка Бородинского монумента состоялась 9 мая 1837 года. Сразу же начались работы по изготовлению памятника, порученные Александровскому литейному заводу в Санкт-Петербурге. К 21 июля 1837 года все детали были отлиты, и через месяц части Бородинского памятника, весом 18710 пудов 12 фунтов, погрузили для отправки на Бородинское поле. Зимним транспортом отправлялись чугунные доски с надписями, капители и прочие вещи весом 2787 пудов, а также медный крест, рама и семь бронзовых медалей.
Для установки памятника управляющий заводом Матвей Егорович Кларк в сентябре 1838 года командировал на Бородинское поле мастера со слесарями. Окончательная отделка памятника с решёткой вокруг него завершилась к 9 июля 1839 года. А открытие памятника на Бородинском поле состоялось 26 августа 1839 года в присутствии царской семьи, придворной свиты, министров, генералитета, более двухсот участников Бородинской битвы, 150-тысячного войска, духовенства и иностранных гостей. Это было первое празднование годовщины Бородинского сражения на государственном уровне, с освящением памятника и военными манёврами.
По этому случаю был даже выпущен памятный серебряный рубль с изображением памятника на оборотной стороне. Его аверс, вопреки существовавшему правилу, украшал не лик действующего императора Николая I, а портрет императора Александра Первого, правившего Россией во время Бородинского сражения.
1
История Главного монумента неразрывно связана с появлением на Бородинском поле могилы главнокомандующего 2-й Западной армией генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона. В его армию входил корпус генерала Раевского.
В ходе Бородинского сражения 26 августа 1812 года полководец Багратион был тяжело ранен: осколок гранаты раздробил ему берцовую кость. Он был перевезён в имение его друга, князя Бориса Голицына в село Сима Владимирской губернии. После безуспешной борьбы с гангреной Пётр Иванович 12 сентября умер и был похоронен в селе Сима на территории церкви Димитрия Солунского.
1
В прошлом году мы ездили во Владимирскую область и по пути из Владимира в Юрьев Польской специально заезжали в село Сима, где сохранились и дом Бориса Голицына, в котором сейчас расположена библиотека, и церковь Димитрия Солунского, и памятник на месте первоначального захоронения Петра Ивановича Багратиона.
2
1
1
1
1
Перезахоронить останки полководца на Бородинском поле предложил его бывший адъютант Денис Васильевич Давыдов.
1
Директор инспекторского департамента военного министерства граф П. А. Клейнмихель 15 марта 1839 года сообщил Д. В. Давыдову, «что государь император, соизволяя на перенесение праха покойного генерала князя Багратиона на Бородинское поле, высочайше повелел: перевести туда его в сопровождении Вашем, под конвоем одного из кавалерийских полков, во Владимирской губернии расположенных, к 22 июля сего года, и погребсти подле Бородинского памятника, положив на этом месте мраморную или чугунную доску, с приличной надписью». Денису Васильевичу, к сожалению, не суждено было выполнить эту почётную миссию, поскольку 22 апреля 1839 года, он скоропостижно скончался.
Командование почётным эскортом было поручено командующему Киевского 9-го гусарского полка полковнику Захару Ивановичу Кенскому. Траурный кортеж, сопровождаемый личным составом полка, представителями губернской и центральной администрации, высшим духовенством и многочисленным людским потоком, 5 июля 1839 года вышел из села Сима в 17-дневный поход. Митрополитом Московским Филаретом «со старшим духовенством в присутствии военных и гражданских чиновников и при стечении народа» 24 июля 1839 года прах Петра Ивановича Багратиона был погребён на Бородинском поле «близ устроенного памятника, при военной церемонии».
К 100-летнему юбилею Бородинского сражения в 1912 году могила князя Петра Ивановича Багратиона на Бородинском поле была благоустроена, вокруг неё появилась чугунная ограда с гербом рода Багратионов и щитами, на которых отмечены основные военные успехи полководца П. И. Багратиона. Известны фотографии могилы, сделанные в 1911 и в 1912 годах, на которых видно, как поменялась ограда вокруг захоронения праха П. И. Багратиона на Бородинском поле:
1
1
К сожалению, после революции 1917 года, когда массово уничтожались храмы, монастыри и памятники прошлых лет, в 1932 году был уничтожен и Главный монумент на Бородинском поле, а также разрушена могила П. И. Багратиона. Разрушались и другие памятники, установленные на Бородинском поле. Потом, когда уже свершилось непоправимое, спохватились, и 10 августа 1933 года Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных депутатов РСФСР приняли постановление об охране исторических памятников.
Для реставрации и благоустройства всех памятников Бородинского поля требовалась довольно крупная сумма денег — 30000 рублей. Такой суммы у Московского областного отдела народного образования, в ведении которого находился Бородинский музей, не было. В июне 1936 года заведующему военно-историческим Бородинским музеем П. В. Абросимову для реставрации монументальных памятников выделили всего 3000 рублей. В перечне реставрационных работ первым пунктом значилось: «Приведение в порядок и благоустройство места бывшего памятника и могилы П. И. Багратиона».
Ответственным исполнителем работ был назначен архитектор Николай Алексеевич Пустоханов. Судя по фотографиям, сделанным корреспондентом газеты «Правда» С. Н. Струнниковым, Пустоханову удалось благоустроить могилу и поставить на ней «потерявшее значение» надгробие из Спасо-Бородинского монастыря.
Однако в июне 1937 года архитектора Пустоханова арестовали и в ноябре того же года расстреляли за «антисоветскую агитацию». Возможно, сразу после его ареста надгробие с могилы Багратиона убрали, оставив просто холм.
1
Лишь к 1939 году на Батарее Раевского был установлен «временный» памятник.
1
А осенью 1941 года Бородинское поле стало местом начала Московской битвы. Здесь были построены полевые укрепления передового рубежа Можайской линии обороны. Артиллерийские и пулемётные железобетонные доты с окопами и ходами сообщений, проволочные заграждения, минные поля и противотанковые рвы вновь сделали Батарею Раевского опорным пунктом в центре поля.
После Великой Отечественной войны на Бородинском поле вновь возродилась мирная жизнь. Доты у Батареи Раевского стали памятниками. Из-за скопления людей я не смог сделать фотографию дота, сохранившегося недалеко от Главного памятника на Батарее Раевского. Для иллюстрации воспользуюсь фотографией Дмитрия Леонова, взятой из интернета:
2
В канун 150-летия Отечественной войны 1812 года, в 1961 году, указом правительства РСФСР поле Бородинского сражения было объявлено музеем-заповедником «с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея». Было разрешено «Министерству культуры РСФСР и Московскому облисполкому восстановить к 1 июля 1962 года на Бородинском поле (на Батарее Раевского) памятник-монумент в честь русских солдат, героически сражавшихся в 1812 году на Бородинском поле».
Но к юбилею лишь заменили «временный памятник», установив по проекту архитектора Б. М. Шехуры серую гранитную стелу с надписью «Вечная слава доблестным защитникам Родины» и чёрную гранитную плиту на могиле Петра Ивановича Багратиона. Торжества в честь 150-летия Бородинского сражения были приурочены к годовщине выхода наполеоновской армии из Москвы и прошли 18 октября 1962 года.
1
Памятный монумент и могилу П. И. Багратиона в том виде, который мы видим сейчас, удалось восстановить лишь в 1987 году — к 175-летию Бородинского сражения. Проектные работы по воссозданию Главного монумента велись архитектурно-реставрационной мастерской № 5 института «Спецпроектреставрация» при участии ведущего архитектора Ю. П. Мосунова и научного руководителя Н. И. Иванова. Восстановить монумент удалось благодаря настойчивости и энергии директора Бородинского музея-заповедника Алисы Дмитриевны Качаловой, заведующего отделом реставрации Александра Александровича Суханова, дружной совместной работе реставраторов и сотрудников музея, а также поддержке Советского фонда культуры.
К октябрю 1985 года удалось найти подрядчиков, которые взялись выполнить памятник в металле. Стальная опорная конструкция монумента — так называемая «ёлочка» — была изготовлена в апреле—мае 1987 года в Тульской области на Киреевском заводе лёгких металлоконструкций. Для этого даже пришлось переоборудовать один из цехов завода. Нижняя часть опорной конструкции на грузовом автотранспорте 19 мая была доставлена в Бородино, и с 1 июля монумент начали монтировать на уже устроенном фундаменте. Облицовочные детали из чугуна отливались в цехах Каширского литейного завода «Центролит» в июле. Сложные архитектурно-декоративные детали воссоздавались реставраторами Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской постепенно, начиная с 1984 года.
Сборка памятника подходила к завершению. Перезахоронение праха П. И. Багратиона в отремонтированный склеп у подножия Главного монумента состоялось 18 августа 1987 года в торжественной обстановке, но при небольшом количестве присутствующих. В церемониале приняли участие почётный караул, военный оркестр, офицеры и солдаты воинской части, расположенной неподалёку от Бородинского поля. Были отданы все воинские почести. В глубину склепа заложили капсулу с актом, в котором перечислялись все остеологические останки покойного, найденные при разборе руин склепа и вложенные в новый саркофаг. К часу дня гроб с прахом П. И. Багратиона поместили в склеп на специальные подставки, вход заложили кирпичом и засыпали песком. Могилу накрыли плитой с надписью. А через три недели все работы по воссозданию монумента были завершены.
Торжественное празднование 175-летия Бородинского сражения, в котором приняли участие 30 тысяч посетителей, прошло 6 сентября 1987 года. Только почётных гостей собралось около 7 тысяч. В полдень у Батареи Раевского состоялся торжественный митинг, в ходе которого возложили цветы к подножию Главного монумента и могиле П. И. Багратиона. У Батареи Раевского и Багратионовских флешей были организованы театрализованные героико-патриотические представления. По окончании основной программы состоялся большой праздничный концерт мастеров искусств СССР и художественных коллективов Подмосковья.
В таком виде Главный памятник и могила П. И. Багратиона сохраняются до сих пор. В этом мы убедились, посетив 1 сентября сего года военно-исторический фестиваль «День Бородина»:
1
1
В заключение приведу цитату из обращения Михаила Илларионовича Кутузова к русским солдатам в декабре 1812 года: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём дела и подвиги ваши». Слова эти через сто лет были увековечены на юбилейном рубле и на наградной медали, отчеканенных к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
О Главном монументе Бородинского поля на Батарее Раевского