Многие ли железнодорожные станции могут похвастаться своим собственным музеем? Ну, вот так, чтобы сразу в здании вокзала? Одна из немногих — станция «Жданка», расположенная в городе Богородицк Тульской области.
Многие ли железнодорожные станции могут похвастаться своим собственным музеем? Ну, вот так, чтобы сразу в здании вокзала? Одна из немногих — станция «Жданка», расположенная в городе Богородицк Тульской области.
На первый взгляд название станции может быть связано с ожиданием. Но это не так. Хотя и существует красивая, но до смешного неправдоподобная легенда — якобы Екатерина Великая после своего визита в Богородицкий дворец долго ждала своего поезда на вокзале, в связи с чем станция получила название «Жданка». Но, как все мы знаем, во времена Екатерины II никаких железных дорог в России не было. И это не всё.
Ранее станция называлась «Богородицк», но в то же самое время железнодорожная станция в нынешнем подмосковном Ногинске называлась «Богородск». И среди пассажиров схожесть этих двух названий часто вызывала путаницу — путники приезжали вместо Богородицка в Богородск и наоборот. Приняв во внимание эти конфузы, станцию в Богородицке было решено переименовать в Жданку — в честь населённого пункта, расположенного неподалёку.
Город Богородицк обычно связывают с первым представителем рода Бобринских и владельцем богородицкого дворца: внебрачным сыном Екатерины II и Григория Орлова — Алексеем Григорьевичем. И отчасти это верно. Но среди членов этой семьи было несколько выдающихся государственных и общественных деятелей. Трое представителей фамилии Бобринских были связаны и оказали огромное влияние на с развитие железной дороги в России.
Граф Алексей Алексеевич Бобринский, внук Екатерины II, крупнейший деятель сельского хозяйства, зачинатель сахарной промышленности в Российской империи, как ни странно тесно связан с появлением первой в Российской Империи железной дорогой.
Когда в 1833 году в Петербург приехал австрийский подданный, инженер Герстнер, с предложением своих услуг для постройки железной дороги в России, граф Бобринский заинтересовался предложением Герстнера и даже помог делу денежными средствами, создав для этого в 1835 году Акционерное общество. Так появилась Царскосельская железная дорога.
Младший сын Алексея Алексеевича — Владимир Алексеевич служил министром путей сообщения в период с 1869 по 1871 годы.
Но наиболее значимыми достижениями железные дороги вообще и станция «Жданка» в частности обязаны другому правнуку Великой Императрицы — Алексею Павловичу Бобринскому.
Алексей Павлович, человек высокообразованный и интеллектуальный, всегда стремился мобилизовать все достижения науки и техники. В 1869 году Бобринский становится членом совета Министерства путей сообщения и активно включается в создание сети российских железных дорог. Этот вид транспорта уже давно его интересовал, и с полученным назначением Алексей Павлович получил возможность побывать в Англии и ознакомиться с постановкой дела.
Домой он вернулся ещё большим сторонником широкого строительства стальных магистралей. Работал в комитете по сооружению узкоколейных дорог, возглавлял временное управление строительства узкоколейки от Ливны до Орловско-Грязской магистрали, был товарищем (заместителем) министра путей сообщения, управляющим министерства, а в сентябре 1872 года Александр II назначил его министром. Бобринский пробыл в этой должности два года.
Строительство Ряжско-Вяземской дороги и Скопино-Тульской на Ефремов и Елец началось по настоянию Алексея Павловича. Изначально проект развития железных дорог России не учитывал создание линии в Тульской губернии.
На строительстве железных дорог сколачивались в те времена громадные состояния. Бобринский же был противником частного железнодорожного строительства и решительно выступал за прокладку новых магистралей казной, что позволяло строго контролировать качество работ и обеспечивать приличные условия труда и быта строителям. Но разработанный им проект реорганизации железнодорожного хозяйства вызывал бешенное сопротивление Министерства финансов. Министр финансов Рейтерн постоянно пытался «копать» под Бобринского, но ничего не получалось — Алексей Павлович работал честно, мздоимством не занимался, как и казнокрадством.
Показательный пример с будущим Председателем Совета министров России Сергеем Юльевичем Витте. Знавший его дядю — генерала Ростислава Фадеева — Бобринский пригласил энергичного молодого человека из провинции (Витте учился в Одесском университете) в свой петербургский дом и предложил: «Вам, Сергей Юльевич, будет интересно поработать на железной дороге. Это дело сейчас бурно развивается». По протекции министра Витте стал… кассиром. Моральная щепетильность Бобринского не позволяла назначить своего протеже на более высокую должность, право на карьерный рост предстояло доказать работой. Понимая это, Сергей Юльевич относился к Алексею Павловичу с большим уважением. «Это был благороднейший и честнейший человек», — писал Витте впоследствии.
По большому счету эта его честность и вышла ему боком.
Торжественное открытие станции «Богородицк» состоялось 15 декабря 1874 года уже после отставки Бобринского с поста министра. А благодарные Скопинское и Богородицкое городские общества избрали Алексей Павловича почётным гражданином своих городов.
Уже в наше время у станции был установлен бронзовый бюст, выполненный по проекту тульского скульптора Арнольда Ивановича Чернопятова. Скульптор взял за образец парадный портрет Министра путей сообщения. А станцию часто называют «Станцией третьего министра».
Первое здание вокзала было деревянным, но оно не сохранилось — было уничтожено немцами при отступлении во время Великой Отечественной войны. Нынешний вокзал был выстроен уже в послевоенные годы, а в 2012 году была произведена масштабная реконструкция здания и открыт музей.
То, как выглядело историческое здание станции, мы можем увидеть на сохранившихся архивных материалах и макете, представленном в музее.
Здесь же представлены модели паровозов,
Железнодорожные фонари, которыми пользовались станционные работники во второй половине XIX века,
В углу, между стпринным чемоданом и саквояжем, примостился огромный самовар из буфета станции. Он был изготовлен в 1924 году на Тульском патронном заводе.
Большую часть музейного зала занимает экспозиция импровизированного интерьера кабинета министра.
Копии, выполненные по образцам конца XIX столетия — кресло, диван, книжный шкаф, письменный стол, напольные часы.
Остальные предметы — подлинники 1870–1880-х годов.
Изразцовая плитка, украшающая имитацию каминной печи, также подлинная и имеет отношение к истории станции «Жданка».
Территории вокруг вокзала ухожена, организован очень приятный сквер.
Тульская область, г. Богородицк, уд. Привокзальная, 1Б
Режим работы:
Со вторника по воскресенье 10,00 — 18.00
понедельник — выходной