Крупнейший конский завод Российской Империи.
В Бобровском уезде Воронежской губернии у графа Алексея Орлова было два конезавода. На Чесменском разводили лошадей английской породы, на Хреновском — рысаков. Но если про первый мало кто знает, и он вообще не раскручен, то Хреновской — это жемчужина Воронежской области. Он оказался на слуху не случайно.
Это не просто памятник промышленной архитектуры XVIII века. Это один из старейших и крупнейших конезаводов Российской Империи. По прибытии сюда ощущается финансовая мощь графа, масштаб полёта мысли, дух старины, вкус дизайнера и продуманность планировки. Пересекая периметр, попадаешь в город в городе. Часа едва ли хватит, чтобы пройти с экскурсией территорию завода.
Чтобы лошади комфортно себя чувствовали в своих покоях, строить завод прислали одного из лучших архитекторов России того времени. Речь про швейцарского зодчего итальянского происхождения Доменико Жилярди. Не путать с остальными зодчими семейства Жилярди, которых насчитывалось 7 человек! Чтобы вы понимали уровень, скажу о нём два слова.
Этот человек проектировал и руководил строительством самых значимых общественных зданий Империи на территории Москвы. Таких как Императорский московский университет, Воспитательный дом для мальчиков-сирот (сейчас там Технический университет им. Баумана), Московский Екатерининский институт благородных девиц, Вдовий дом, Опекунский совет. Грубо говоря, человек отвечал за формирование парадного облика Москвы. В свободное время принимал частные заказы от титулованной аристократии для их родовых имений. В одной воссозданной им после пожара 1812 года усадьбе жил бывший московский губернатор Пётр Еропкин. В другой — будущий губернатор Москвы Арсений Закревский. Московские резиденции князей Голицыных и князей Гагариных из династии Рюриковичей тоже он строил. И вот такой человек после титулованной столичной знати строит… Барабанная дробь… Большую конюшню… В Воронежской губернии… На берегах реки Хреновинка… Ну… Что поделать?… Не отказывать же графскому семейству).
В эпоху расцвета там содержалось порядка 3000 рысаков. Молва о чудо лошадях и о крупнейшем индустриальном кластере докатилась до столицы. В далёком 1818 году сюда на экскурсию приезжал император Александр I. Он хотел лично увидеть и сам завод и лошадей.
В 1896 году опыт изучения орловского рысака на хреновском конезаводе внимательно изучает воронежский барон шведского происхождения, и по совместительству сосед конезавода, Карл Густав Эмиль Маннергейм. В те далёкие годы он мечтал заняться коневодством. Но с коневодством в его воронежских имениях не заладилось, и он решил сделать военную карьеру. Что было дальше, думаю, все знают. Не берусь судить, хорошо это было, или плохо. Стань он преуспевающим помещиком, возможно, в составе РФ мы бы сейчас не досчитались Карелии… Но это мысли вслух.
Гражданская война, а затем и Вторая мировая пагубно сказались на поголовье лошадей. Но за восстановление конезавода взялся Семён Михаилович Будённый. Хоть в этом заводу повезло.
Сейчас это один из крупнейших в регионе сельскохозяйственных комплексов. Берут к себе на постой чужих лошадей. Это для тех, кто не знает, куда пристроить своего домашнего питомца. Если есть, конечно). Себестоимость содержания лошади обходится примерно в 700 рубликов в день. Сейчас завод переживает период начала очередного восстановления и реставрации.
Соберётесь на завод — не забудьте с собой яблоки или морковку. Их лошади любят. Покормить можно.
#воронежскиеэкскурсии #хреновое #бобров #городблогеров #гидворонеж
#индустриальныйтуризм