Старейшая каменная церковь в Белозёрске — Успения Пресвятой Богородицы, она же и одна из старейших каменных построек Русского Севера была возведена в 1552–1563 годах на месте Успенского женского монастыря.
Старейшая каменная церковь в Белозёрске — Успения Пресвятой Богородицы, она же и одна из старейших каменных построек Русского Севера была возведена в 1552–1563 годах на месте Успенского женского монастыря.
Считается, что строителями собора были ростовские мастера Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисов Ростов. Из подрядной записи известно, что за образец, которым должно руководствоваться, была принята «как в Кирилове монастыре церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Но что-то пошло не так и, несмотря на упомянутый образец, архитектура обоих памятников совершенно различна.
Также зодчим было дано особое задание: «…и в стене нам доспети колоколам большим и меньшим, и часовню нам поставить на церкве» — т. е. поместить часы на звоннице.
Звонница из двух арок для колоколов, действительно, ранее возвышалась над стеной церкви, но предполагают, что она была разрушена во время переделки кровли в XVIII веке.
В бывшую часовую палатку — помещение для обслуживания часового механизма — ведёт внутренняя лестница.
По преданию, бой часов сопровождался появлением на площадке звонницы монашеских фигур в тёмных одеяниях: три часа — три фигуры, шесть часов — шесть фигур и т. д. (на минуточку — XVI век…)
Интересно, что в договоре подряда был прописан и пункт «гарантийного ремонта»: «и что ся у церкви той года в два или три попортится, и мне Горяину со своими товарищи поделывати за тем же наймом, и нам с мастерами и застенщиками есть хлеб свой». Т. е. если в течение двух или трех лет после постройки что-то обвалится, то ростовская артель приезжает снова в Белозерск и за свой счет будет всё восстанавливать! Мне кажется такого пункта сейчас во многих современных договорах, ох как, не хватает!
В Смутное время Успенский храм подвергся разорению. В нём ставили лошадей и разводили огонь.
Один из приделов храма расположен в юго-западном углу храма, а попасть в него можно по ещё одной внутристенной лестнице в южной стене храма. Наличие такого придела дало в своё время основу для легенд о содержании в нём именитых узников, в том числе — Ксении Годуновой.
Храму не удалось избежать поздних перестроек, в результате которых изменились очертания кровли и появилась пристройка с колоннами у западного входа.
В интерьере Успенской церкви хорошо сохранился барочный иконостас XVIII века, декорированный резьбой и лепниной. Этот иконостас заменил в своё время прежний — тябловый.
Из образов прежнего иконостаса, написанных в XVI веке, перенесли деисусный и пророческий чин.
К сожалению, в 2004 году из храма были украдены уникальные царские врата XVII столетия. Сохранилось их описание: «деревянные створки врат были шириной 50–60 см, высотой 2 метра; на них — изображения евангелистов и Благовещения. На обеих створках были композиции, состоящие из трех клейм: на правой — «Пресвятая Богородица», «Евангелист Матфей», «Евангелист Марк»; на левой — «Архангел Гавриил», «Евангелист Иоанн Богослов», «Евангелист Лука».
В 1784 году рядом с Успенской церковью, на месте старой деревянной, была выстроена тёплая церковь Богоявления Господня. Колокольня была пристроена в XIX столетии.
В северной арке яруса звона висит большой колокол-благовестник, купленный жителями Белозерска во Пскове в 1545 году. Край его «юбки» украшен орнаментом с изображением птиц и зверей. Отлит колокол был знаменитым литейщиком Михайло Андреевым, о чём свидетельствует надпись: «Божию милостью и Пресвятые Его Богоматере заступлением и помощью и всех святых молитвами в лето 7053 месяца ноября 21 день… в богоспасаемом и преименитом и славном граде Пскове лит быт сии колокол ко храму святых чудотворец Козьмы и Демьяна на Запсковье… А мастер применита и славна града Пскова Андреев сын псковитин Михаиле».
Согласно одной легенде, звон колокола не понравился псковитянам, и они продали его белозерским торговым людям. По другой — колокол был сослан на Белоозеро Иваном IV за какую-то «провинность».
Долгое время этот колокол стоял на паперти Успенского храма и поднят на колокольню уже только в наши дни, в 1990-х годах, после того, как с помощью лазерной сварки была заварена большая трещина. Согласно описям, до этого колокол вообще не поднимали на колокольню.
Два этих храма образуют типичную для древнерусских приходов «пару» из зимней и летней церквей.
К сожалению, Богоявленский храм был закрыт и нам не удалось попасть внутрь, но с Успенской церковью нам повезло — как позже выяснилось, она открыта преимущественно во время службы.