Когда мы утром приехали в город Астрахань, то, устроившись в гостинице, отправились сразу на прогулку. В планах было пройти по улице Советская до Астраханского Кремля. План удался наполовину, т. к. Кремль был еще закрыт и мы переориентировались на набережную.
На пути встречалось много скверов, но первым стал сквер «Армения».
1
В центре находился хачкар, окруженный трёхарочной стеной.
2
Появились хачкар, который был привезён из Армении, и арка в 2008 году.
1
Под каждой аркой висит колокол, каждый из них посвящен одному из событий в честь который появился сквер «Армения».
1
На страницах каменных скрижалей информация дублируется.
1
Первое событие — 450-летие города Астрахани.
Изначально Астрахань была основана в 1331 году, но после присоединения территории Астраханского ханства к России была заново основана. В 1558 году в городе началось строительство деревянной крепости под руководством И. Г. Выродкова. В 1636 году Адам Олеарий застал в городе праздник основания города, который местные жители торжественно отмечали 1 августа. Свидетельство Олеария означает, что именно в этот праздничный день 1558 года (через 2 недели после прибытия Выродкова, ушедшие на ознакомление с местностью и разметкой плана будущей крепости на земле) состоялся чин закладки города.
Иван Григорьевич Выродков (ок. 1508–1568) -дьяк Разрядного приказа Русского царства, первый известный по имени русский военный инженер — фортификатор («городелец»). Интересно события сплетаются, в я том же 2021 году побывал еще в одном месте, где Выродков сыграл огромную роль. В 1551 году он руководил строительством крепости Свияжск на берегу реки Свияги.
Получилось так, что уже при создании Астрахань оказалась тесно связанной с Арменией.
В период с 961 по 1045 год Ани был столицей Армянского царство Багратидов, границы которого охватывали значительную часть современных Армении и восточной Турции.
1
Из Интернета
Ани долго сопротивлялся монголам, но был захвачен и разрушен. В 1262 году многие из армян были вынуждены переселиться в Нижнее Поволжье. Ани был покинут после землетрясения 1319 года, полностью разрушившего город. В 1331 году монголы заставили жителей, оставшихся после разорения армянского города Ани, поселиться в Астрахани. Выходит, что армяне стали одними из первых жителей Астрахани.
Правда, к моменту завоевания Астрахани русскими войсками армян в городе практически не осталось.
Фридрих-Иоганн Мартынович Ольдекоп (1822–1877) — доктор медицины, статский советник, краевед, член Общества астраханских врачей, Астраханского губернского статистического комитета и Петровского общества исследователей Астраханского края. Приехал в Астраханскую губернию в 1859 году, написал множество научных трудов и книг, в том числе «Медико-топография города Астрахани и его ближайшей окружности: старшего врача Астраханской городской больницы, доктора медицины Ольдекопа // Медико-топографический сборник с картами, планами, графическими таблицами и рисунками в тексте / под ред. С. Ловцова. — Санкт-Петербург, 1870». Ольдекоп считал, что исчезновение армянского населения связано с чумой, свирепствовавшей в Астрахани незадолго до ее завоевания.
Второе событие — 300-летие первой армянской каменной церкви в России.
После появления новой версии Астрахани армяне начали массовой селиться в Астрахани, в их руках была сосредоточена торговля с Персией. Более всего армяне ввозили в Астрахань хлопок, шелк, сафьян. Также они активно развивали хлопчатобумажную и шелкоткацкую промышленность, занимались виноградарством и садоводством.
Известный астраханский краевед Михаил Самсонович Рыбушкин (1792–1849) трудился на ниве народного просвещения (директор мужской гимназии, позже губернский директор народных училищ). В 1871 году издал главный труд своей жизни «Записки об Астрахани» , в которой описал основные этапы истории астраханской губернии. В частности он повествовал: «В 1619 г. торговые люди из Армян, Персиян и Индейцев проложили себе дорогу в Астрахань через Моздокские степи. Русское правительство, желая приобрести себе выгоду от знакомства, дозволило им селиться в Астрахани на бугре Садовом, где ныне церковь Воздвижения и Армянский собор» .
Садовый бугор начинался за Вознесенскими воротами Белого города. Так появилась армянская слобода, которую потом стали называть Старой Армянской слободой.
Самуил (Самуэль) Георг Готлиб Гмелин (Гмелин-младший, нем. Samuel Gottlieb Gmelin; 1744- 1774) — немецкий и российский путешественник и натуралист на русской службе. Побывал в Астрахани в 1769 году, оставил несколько гравюр, посвященных Астрахани. Написал книгу «Reise durch Russlaud zur Untersuchung der drei Naturreiche» (Путешествие по России для исследования трех царств естества). Есть в книге упоминание о Армянской слободе: «От Вознесенских ворот Белого города к полудню, близ канала, живут армяне. На самом углу крепости (земляного города) есть Армянский базар. За ним находится старая армянская церковь (Армянский Успенский собор) из кирпича. Между Каналом и церковью есть четыре армянские улицы» .
На месте нынешнего сквера «Армения» была построена первая на территории Российского государства армянская церковь. Сначала был деревянный храм, появившийся в 1640 году, затем в 1706 год был построен каменный кафедральный Успенский собор.
1
Из Интернета
При соборе располагались помещение, занимаемое армянским архиереем, духовное армянское училище, квартиры и сдающиеся в наем лавки. Здесь же было кладбище, считается, что на нём был захоронен Исраэль Ори (арм. Իսրայել Օրի; 1658 — 1711) — один из выдающихся деятелей армянского освободительного движения и дипломат, добивавшийся освобождения Армении от Персии и Османской империи. Исраэль Ори был первым, кто разочаровался в бездействии стран Европы, и решил для освобождения Восточной Армении ориентироваться на Россию. В Москве Ори встретился с Петром I и передал ему письмо одиннадцати карабахских сюникских меликов, в котором говорилось: «Не имеем иной надежды, токмо в Бозе монарха небеснаго, вашего величества на земли государя».
В 1707 году Ори в ранге полковника русской армии отправился на переговоры в Персию, заодно на него была возложена задача выяснить настроения народа, собрать сведения о крепостях и дорогах страны. Два раунда переговоров прошли безуспешно, а в Астрахани Ори неожиданно для многих умер.
В стенах собора были захоронены некоторые иерархи Армянской Апостольской церкви в России. В 1768 году — архиепископ Стефан, в 1828 году — архиепископ Ованес, в 1847 году — архиепископ Серопе (Серафим) . После революции храм был уничтожен в тридцатых годах прошлого века. Одна из дат — 1935 год, хотя встречаются и другие даты.
Третье событие — 290-летие Армянской Епархии в России.
В 1717 году была образована Астраханская епархия Эчмиадзинского патриархата Армянской Апостольской церкви (арм. Հայ Առաքելական եկեղեցու Էջմիածնի պատրիարքության Աստրախանի թեմ), Кафедральным собором стал Успенский собор. Первым руководителем епархии стал архиепископ Степаннос Галатаци.
В 1809 году на территориях, завоеванных Россией в Балканской войне с турками, император Александр I своим указом основал Армянскую епархию Бессарабии с центром в городе Яссы. Согласно указа императора Николая I от 30 апреля 1830 года учреждалась новая структура, включавшая в себя все церкви, «находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской», которые отделили от Астраханской епархии. В юрисдикции последней остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия.
В 1895 году епархиальный центр Бессарабской епархии был перенесен в Ростов на Дону и в ХIХ столетии в России существовали две епархии — Астраханская, а также Ново-Нахичеванская и Бессарабская. Название Нахичевань-на-Дону (Нахичеван, Нахиджеван, арм. Նոր Նախիջևան, [noɾ nɑχidʒɛˈvɑn] — Новый Нахичеван) — в прошлом город на правом берегу реки Дон, с 1929 года — часть Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Был основан в 1779 году армянами, переселёнными из Крыма по указу Екатерины II от 14 ноября 1779 года.
Не вдаваясь в процессы реорганизации церкви в советское и постсоветское время, замечу, что ныне Астрахань входит в Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви.
В 2017 году на территории сквера «Армения» появился еще один, одиноко стоящий хачкар.
1
По сообщениям средств массовой информации хачкар был установлен в честь 300-летия Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви и в рамках празднования 300-летия Астраханской губернии, а также в знак дружбы между армянским и российским народами.
Российская и Ново-Нахичеванская епархия Святой Армянской Апостольской Церкви (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցու Ռուսաստանի և Նոր Նախիջևանի Հայոց Թեմ) — одна из исторических епархий Армянской Апостольской церкви, в юрисдикцию которой входит бо́льшая часть России, а также территория Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.
Интересно, что архиепископ Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Езрас (в миру Мкртич Григорьевич Нерсисян, арм. Մկրտիչ Գրիքորի Ներսիսյան) является родным братом Католикоса всех армян Гарегина II.
1
Если посмотреть на территорию за сквером «Армения», то можно увидеть пятиэтажное здание. Когда-то весь первый этаж его занимал магазин «Каспий» и сквер звался «У Каспия». В магазине был бассейн, в котором можно было увидеть живых осетров и стерлядь. Магазин был популярен у туристов.