Продолжаю знакомить читателя с экспозицией музея. В первой части я рассказал о творчестве художника А. А. Борисова, которого часто называют Левитаном русского Севера.
Продолжаю знакомить читателя с экспозицией музея. В первой части я рассказал о творчестве художника А. А. Борисова, которого часто называют Левитаном русского Севера.
(А. А. Борисов. Льды на Новой Земле)
В этой части поведаю о трёх заключительных залах, где представлены быт и культура ненцев, жанровые скульптуры и работы художников.
Посетитель может поучить представление об устройстве чума.
На соседних стендах украшения, застёжки, ненецкая одежда и обувь, благодаря которой не страшны любые морозы.
Несколько раз я читал, как ненецкие дети играют в куклы: для Ляльки шьют игрушечную малицу, на ногах у неё пимы, а вместо лица клюв. Мне приходилось бывать на Ямале, но я впервые подобные игрушки увидел именно здесь.
Из жанровых скульптур запомнились две работы. От первой веяло какой-то шаманской мистикой, либо чем-то сверхъестественным.
(Рыбачук А.Ф, Мельниченко В.В. «Крик птицы» 1985)
Вторая принадлежала тем же авторам. С двух сторон она выглядела по разному, символизируя молодость
и старость.
(Рыбачук А.Ф, Мельниченко В.В. «Бег времени — Северное Сияние» 1987)
Ну и так как мы в картинной галерее, продолжим о художниках. На момент моего визита были представлены работы трёх мастеров.
Тыко Вылка (Илья Константинович Вылка (1886 — 1960)) — для ненцев фигура культовая. Вылка — художник, сказитель, общественно-политический деятель, стоял у истоков ненецкой литературы. Вылка автор эпических сказаний.
Тыко Вылка родился в ненецкой семье на Новой Земле.
(А. В. Казаков (1899–1964) Портрет И. К. Вылки. 1944)
(Скульптурный портрет Тыко Вылки)
Отец ребёнка один из немногих среди ненцев владел грамотностью. Он передал сыну своё умение читать, рыбачить, охотиться, выживать в дикой среде.
В 1900 г. 14-летний Тыко в одиночку на вёсельной лодке переплыл Маточкин Шар. Год спустя познакомился с художником Борисовым. Помогая ему в путешествиях по тундре, юный ненец с интересом наблюдал, как художник делает зарисовки. Сам тоже пытался рисовать, отчего Борисов разглядел у парня способности.
Экспедиция закончилась. Борисов уехал, оставив Тыко часть своих материалов, необходимых для рисования. Вылка с удовольствием начал воплощать на полотнах родные просторы. Новое увлечение стало смущать родственников. Излишняя задумчивость парня воспринималась ими, что он обязательно должен стать шаманом.
С родственниками возникло непонимание. Тыко всё глубже погружался в свой мир. В 1903 г. на Новую Землю приехал писатель и художник Степан Писахов. Вот как он охарактеризовал творчество Вылки:
«Работы Вылки поразили меня своей „неровностью“, в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Откуда у него это! (…) Картины Вылки меня поразили глубоким пониманием полярного пейзажа.
Картины были исполнены карандашом и акварелью. Исполнение было неровное. Рядом с утонченнейшими акварелями, напоминающими работы лучших мастеров, были резко набросанные черные горы, скалы. В них надо было вглядеться, смотреть надо было иначе, чем на обычные, привычные глазу пейзажи».
В 1904 году Вылка совершил первую сделку в качестве художника — обменял картину на компас и термометр у двух английских путешественников.
В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкой они обследовали всю Новую Землю и составили точное картографическое описание. В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова.
В 1910 году в Архангельске состоялась выставка картин, где Вылка впервые представил работы.
В 1911 году умирает старший брат Андрей. Обучение в Москве завершается. По ненецким традициям Тыко вернулся домой, дабы поддерживать жену и шесть детей брата.
Помимо живописи Вылка интересовался местным фольклором, в 1914 году он выпускает сборник «Записки о Новой Земле». После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918–1934) и Новоземельского островного (1924–1956) советов депутатов трудящихся, возглавлял промысловую артель.
В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьёй по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных. Он с грустью покидал Новую Землю и до последних дней мечтал увидеть родные места.
Тыко Вылка скончался в Архангельске в возрасте семидесяти четырёх лет. Его именем названы улицы в Архангельске и Нарьян-Маре, а также бухта в заливе Брандта Южного острова Новой Земли.
Мнения относительно творчества разделились. Одни не понимали и не принимали его стилистики, другие были в полном восторге.
Критики отмечали, что самобытные картины ненецкого художника — это «струя новизны и свежая манера выражения среди декаданса, рефлексирующего в сытой скуке».
(И. К. Вылка. Рыбацкие промысловые лодки и палатки. 1910-е. Парусное судно. 1910-е)
В любом случае, художник имел свой стиль и оставил значительный след в истории живописи.
(И. К. Вылка. Владимир Русланов. 1950-е. Последний путь Седова. 1950-е)
(И. К. Вылка. На промысле за тюленем. 1959. Птичий базар. 1950-е)
(И. К. Вылка. Новая Земля. Ледник. 1950-е)
(И. К. Вылка. Мыс Дровяной. 1950-е)
(И. К. Вылка. Баренцево море. Полуостров адмиралтейства. 1950-е)
(И. К. Вылка. Северное сияние. 1950-е)
(И. К. Вылка. Маточкин Шар. Фактория Лагерное. 1950-е)
И. К. Вылка. Пейзаж с птицами. 1950-е)
(И. К. Вылка. Неизвестный залив. Льды в Карском море. 1950-е)
(И. К. Вылка. Озеро Нехватово. 1950-е)
(И. К. Вылка. Становище Белая Губа. 1950-е)
Экспозицию продолжает Дмитрий Константинович Свешников (1912 — 1997) — российский и советский живописец, путешественник, член Союза художников СССР, первый почётный гражданин Нарьян-Мара.
Во время Великой Отечественной защищал Заполярье. С 1946 жил и творил в Архангельске. С 1954 по 1965 год работал на должности председателя Архангельского отделения Союза художников РСФСР.
В конце 1970-х художник перенёс инсульт, в результате чего случился частичный паралич правой части тела. Понимая, что не писать картины не может, переучился работать левой рукой. Почти двадцать лет Свешников писал акварели левой рукой.
(Д. К. Свешников. Переход на новые пастбища (Артыш) 1955)
(Д. К. Свешников. Земляки. 1959)
(Д. К. Свешников. Таисья Тайбарей. 1959)
(Д. К. Свешников. Северная повесть)
Выставку завершают два зала единой экспозиции — «Борис Савёлов. Заполярье в красках».
Здесь акварельные работы и графические рисунки ленинградского художника Бориса Савелова, члена Союза художников СССР.
Борис Александрович Савёлов (1926–1986) — северянин, уроженец Верхней Тоймы.
После возвращения с Великой Отечественной учился в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище, а затем в Московском полиграфическом институте. Несколько лет был учителем рисования и черчения в школах Старой Руссы и Ленинграда.
С 1960 года работал художником-оформителем на Комбинате живописно-оформительского искусства Ленинградской организации художественного фонда РСФСР.
В его обязанности входило декоративное оформление выставок, праздничных стендов, участие в проектировании памятников по всему СССР и многое другое.
Савёлова впечатлили командировки на Кольский полуостров.
В середине 1970-х художник «находит себя» в акварели. Он совмещает в своих работах размытость водных красок с чёткими линиями гор, дорог, кранов, железнодорожных путей…
Чередуя различные акварельные приёмы, выработанные за годы оформительской работы, он то переносит на лист высокие просторы северного неба, суровые горные перевалы и широкую водную гладь, то прорезает на нем чёткие чередования портовых кранов, параллельных железнодорожных путей и паутину опор ЛЭП.
И то и другое предстаёт на его листах ярким и контрастным, тёплым и холодным, светлым и резким, каким и является Север.
Друзья, посмотрите слайд, как художник долгое время работал над одним, на первый взгляд простеньким, этюдом.
Много лет работы Б. А. Савёлова широкой публике были недоступны.
Выставку помогла оформить дочь художника.
Она предоставила музею картины, личные вещи, фотографии из семейного альбома, кисти, неиспользованные краски, мольберты.
Что особо запомнилось, так это старый советский аппарат для просмотра в увеличенном виде цветных фотографий. Через годы мы можем видеть природу, людей и промышленные объекты, которые запечатлел для последующей переработки в картины Б. А. Савёлов.
От выставки получил настоящее удовольствие! Большое спасибо организаторам!!!