Александр Алексеевич Борисов — живописец с мировым именем, он был первым полярным художником, основоположником художественного освоения Арктики.
Александр Алексеевич Борисов — живописец с мировым именем, он был первым полярным художником, основоположником художественного освоения Арктики.
Почти все картины Борисова посвящены миру Крайнего Севера.
Художник много путешествовал по Арктике, изучал архипелаг Новая Земля и стал первым живописцем, который побывал за полярным кругом. Благодаря своему таланту Борисов создал монументальные образы Крайнего Севера.
Александр Борисов родился в 1866-м году на севере Вологодской губернии в селении Красноборск. С детства его влекла Арктика: «Я всю жизнь с ранней юности только и мечтал, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии». В 15 лет Борисов впервые оказался в монастыре на Соловецком архипелаге: это было что-то вроде благодарности богу за его выздоровление после тяжелой болезни.
В монастыре он стал учится иконописи у монахов. Вернувшись домой продолжал уроки рисования, но теперь уже самостоятельно. Через несколько лет Борисов вернулся в монастырь и поступил в иконописную мастерскую.
В 1885 году в монастырь приехал великий князь Владимир Александрович- президент Академии художеств. Увидев работы юного художника князь предложил ему переехать в Петербург — учиться живописи. Так в 1886-м году Борисов стал студентом Императорской Академии художеств.
За «хорошие успехи в художественных классах» совет Академии с июня 1892 года назначил Борисову стипендию «как государственному крестьянину».
Основам рисования и колористике Александр Алексеевич обучался у известнейших русских живописцев Ивана Ивановича Шишкина и Архипа Ивановича Куинджи.
Летом 1894 года Борисов сопровождал министра финансов Сергея Юльевича Витте в путешествии по Русскому Северу, во время которого создал множество пейзажных зарисовок. Он хотел «познакомить общество с далекими окраинами нашего Севера — дать истинную картину того таинственного мира, куда не ступала еще нога художника».
Через два года художник отправился в путешествие по Большеземельской тундре и Новой Земле, которая произвела на Борисова сильнейшее впечатление, а особенно «Ее мрачные горы и вечные странники Ледовитого океана — полярные льды».
По возвращении Борисов показал некоторые свои работы Васнецову: «Среди его этюдов, писанных при адских условиях, есть чрезвычайно талантливые, рисующие ярко-холодный ужас Севера».
Часть этих полярных этюдов в 1897 году выставлялась на выставке в Академии художеств.
Работы молодого художника не остались не замеченными, ими восхищались Нестеров, Репин, а Третьяков для своей коллекции приобрел сразу все представленные на выставке работы Борисова. Это ли не успех? Художнику на тот момент исполнился 31 год.
После путешествия по Русскому Северу Борисов сильно вдохновился северной природой и стал вынашивать идею художественной экспедици.
В конце 19 века Александр Борисов начал подготовку к полярной художественной экспедиции: была построена яхта особой конструкции, для зимовки на Новой земле сооружен дом с мастерской. Художник закупал провизию, оружие, дрова и книги, сам набирал команду матросов и сопровождающих экспедицию местных ненцев.
В 1900-м году команда отправилась в художественную полярную экспедицию на Новую Землю. Они путешествовали вдоль побережья архипелага, открывая ледники и мысы, реки и проливы. Им приходилось перебираться через реки по плавучим льдам, ночевать на открытых склонах, питаться сырым тюленьим мясом. Путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции.
Но Борисов не забывал о главной цели своей экспедиции и при любом удобном случае брал в руки кисти и палитру.«Работать было очень трудно; приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски было почти немыслимо. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный жаждой занести на полотно эти причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего севера».
Экспедиция длилась 14 месяцев и самым главным ее результатом стали сотни эскизов и этюдов, которые легли в основу монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли.
Свои впечатления, приключения и открытия, быт и традиции самоедов (раньше так называли ненцев)
и прелесть строгой северной природы. Художник описывал в путевых очерках — «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», «В стране холода и смерти» и других.
Благодаря Борисову на карте Новой земли появились мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова.
В 1903 году в Зимнем дворце специально для царской семьи была устроена персональная выставка Борисова.
После выставок в России картины Борисова гастролировали за рубежом. Полотна выставлялись в Вене, Праге, Мюнхене, Берлине, Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне, Лондоне. Борисов стал первым русским художником, принятым Президентом США.
Вернувшись в Россию, Борисов поселился на родине недалеко от Красноборска.
Борисов был обеспокоен бедственным положением ненецких оленеводов-кочевников и даже составлял научные доклады об экономике Севера и проекты по развитию региона. Художник предлагал осваивать тундру и строить каналы для лучшего сообщения между северными реками.
По проекту Александра Борисова в 20-х годах прошлого века рядом с селом Красноборск был построен санаторий «Солониха», где он был первым директором.
Александр Борисов предлагал построить Обь-Мурманскую железную дорогу, но дорогое и трудозатратное строительство несколько раз откладывали, а в 1931 году правительство СССР и вовсе отказалось от проекта.
Умер Александр Алексеевич Борисов в 1934 году, похоронен на Усть-Евдском кладбище в Красноборске.
В настоящее время картины художника, воспевавшего удивительную и суровую природу Русского Севера, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и в некоторых региональных музеях.
Коллекция картин Борисова, находящаяся у его жены и дочери проживавших в Берлине, погибла во время авиационного налета в 1945 году.
Уникальное наследие художника и послужило идеей для создания в Архангельске современного Музея художественного освоения Арктики имени Александра Алексеевича Борисова.
Музей решили разместить в старинном здании построенном в 1897 году, памятнике архитектуры XVIII — XIX веков. Это торговое здание с каретным сараем входило в градостроительный ансамбль «Городская купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых».
В 1994 году здание было передано Государственному музейному объединению «Художественная культура Русского Севера».
В 1997 году приступили к реконструкции и реставрации бывшего торгового здания. Не дожидаясь окончания строительных работ, в 2002-м году в двух отреставрированных залах поспешили открыть выставку «Художник вечных льдов», основу которой составили лучшие произведения Александра Борисова.
В настоящее время постоянная экспозиция музея занимает пять залов. Большая часть посвящена путешествиям Александра Борисова по Русскому Северу, его зарубежным поездкам, жизни в Красноборске, где художник провел последние годы.
Отдельный зал занимают экспонаты, связанные с историей освоения Севера в XIX–XX веках. В их числе — старинные карты и отчеты о путешествиях, фотографии и рисунки, навигационные приборы, письма, дневники и личные вещи участников экспедиций.
Коллекцию дополняют тематические видео-инсталляции, имитирующие таинственный мир Арктики: мерцающие звезды, полярное северное сияние, звуки вьюги, карта звездного неба в Северном полушарии.
В музее хранится самая большая в мире коллекция работ Борисова-это около 400 картин.
Сейчас здание музея на реставрации, пока работы ведутся над фасадами, но к сожалению закрыт и зал, где представлены экспонаты, связанные с бытом местного населения Крайнего Севера.
Музей потрясающий, современный дизайн, впечатляющие видео-инсталляции, звуки и, конечно же, удивительные картины Александра Алексеевича Борисова, позволяют погрузиться в атмосферу фантастического ледяного безмолвия.
В здании есть пространство и для выставок других художников.