Особняк на Набережной Северной Двины № 79 в стиле классицизма был построен в 1786 году по типовому проекту жилого дома.
Судьба этого здания складывалась непросто: оно неоднократно горело, несколько раз его перестраивали, подправляли, реконструировали. За все время эксплуатации интерьер особняка, отличавшийся высоким художественным вкусом и являвшийся гордостью русского искусства, был утрачен.
Что удивительно-здание никогда не использовалось по своему прямому назначению. Первоначально в нем размещалась Банковая контора, далее — Променная контора, с 1820-го года- Коммерческий банк. С 1876-го года здание был передано городскому таможенному ведомству.
1 из 3
2
В 1964 году особняк на Набережной Северной Двины был передан Архангельскому музею изобразительных искусств (с 1994 года — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»).
Авторский коллектив музея, используя литературные и изобразительные источники, попытался воспроизвести экспозицию максимально воссоздающую русский интерьер периода второй половины 18 века. Благо особняков, построенных по типовому проекту в различных губерниях России, было великое множество.
1
В течение нескольких лет особняк использовался для размещения экспозиции древнерусского искусства, затем фондов музея.
С начала 80-х годов Особняк находился на реставрации. Богатейшие коллекции музея позволили восстановить ту обстановку, которая была характерна для подобных домов провинциальной России.
8
9 сентября 1998 года после завершения реставрационных работ музей открыл в обновленных залах экспозицию «Портрет в старинном интерьере», которая дает возможность проследить смену художественных стилей в развитии интерьера конца XVIII — начала XX вв.
Сохранив назначение комнат, портреты были помещены в ту обстановку, которая их когда-то окружала в действительности.
9
9
Пять залов особняка — портретная и мужской кабинет, голубая гостиная, будуар и столовая, мебель, картины, зеркала, фарфор, наполняют дом духом прежних эпох и позволяют нам почувствовать ауру некогда неторопливой городской жизни.
10
Предметы экспозиции показывают, как менялись художественные стили в интерьере конца 18 — начала 20 веков. Здесь можно увидеть изысканную мебель в стиле «жакоб», старинный фарфор и подсвечники, столик для рукоделия в технике японского лака. Кроме того, в залах особняка представлены картины художников 18–20 веков.
Первый зал в андиладе — портретная комната.
8
Следующая комната — кабинет, который всегда отражал личные вкусы каждого из своих владельцев.
8
Портреты, развешанные по стенам комнаты, поступили из старого собрания краеведческого музея Архангельска и за каждым из низ кроется насыщенная и зачастую очень интересная судьба человека.
Вот, например, слева на фото портрет одного из просвещенных деятелей екатерининской эпохи Тимофея Ивановича Тутолмина, участника Семилетней войны и войны с Турцией.
5
Он был главой нескольких губерний, а с 1784 по 1793-й годы объединенных Архангельской и Олонецкой.
9
Во время Шведской войны с 1788 по 1790-й годы из казённых крестьян организовал ополчение и усилил гребной флот.
Везде, где служил, в том числе и в Архангельской губернии, Тимофей Иванович собирал исторические и этнографические материалы для сравнительного словаря и истории города. Был известен, как собиратель коллекции портретов членов царской фамилии и государственных деятелей со времен Петра I и до начала 19 века. Масштабная коллекция насчитывала более 90 полотен.
Следующее помещение, расположенное в центральной части анфилады дворянского дома- гостиная.
Вот как описывает однотипность дворянских гостиных Петр Алексеевич Кропоткин, революционер, анархист, географ: «В годы нашего детства фантазии считались недозволенными, и все гостиные были на один лад. Три окна, неизменный диван и большое зеркало над ним, круглый стол в глубине. По бокам дивана кресла, столики, а между окон столики с узкими зеркалами. У стены рояль…»
8
В гостиных властвовали холодные тона, все очень любили полосатые обои. Как нельзя лучше с мебелью в стиле «ампир» гармонировала мраморная скульптура. В этой гостиной два бронзовых канделябра, представляющие крылатую женскую фигуру, соответствуют этому стилю. Они выполнены по модели Пьера Томира петербургскими мастерами фабрики Шопена в 40-е годы 19 века.
Душа гостиной — ее портреты, в первой половине 19 века они прочно вошли в быт среднего сословия, став атрибутом, служащим показателем жизненного уровня и положения в обществе.
10
6
Чаще всего подобные портреты анонимны: не известен не только автор, но и изображенный на нем.
Следующий зал в анфиладе парадных комнат — это женский кабинет или будуар. Роль женщины, матери, жены возрастала как в общественной жизни так и в частной. Хранительница домашнего очага, хозяйка она формировала мир всего дома. В своем кабинете она принимала близких друзей, родственников, здесь читала, занималась рукоделием, вела переписку. Во 2-й половине 19 века в русских интерьерах господствовало многостилье, пышное барокко и изысканное рококо мирно уживались друг с другом. Но главное — всего должно быть много!
8
7
Предметы в будуаре группируются в так называемые «уголки».
Здесь есть изящное бюро-секретер в стиле рококо с выдвижными ящичками, в которых хранились письменные принадлежности, альбомы для записи стихов, любимые книги и сотни любимых для хозяйки вещей. Женский кабинет не может обойтись без столика для рукоделия.
6
7
Благодаря традициям русского гостеприимства и укоренившемуся обычаю домашнего чаепития в будуарах естественно и наличие фарфоровой чайной посуды.
Далее переходим в столовую, портреты в которой принадлежат времени поиска новых способов отражения мира.
9
Центральное место занимает «Портрет молодой женщины в белом платье» кисти Александра Ивановича Вахрамеева, родившегося в архангельской области. Окончив Академию художеств, он был учеником Ивана Репина. В написании платья женщины совершенно немыслимая для 19 века свобода — шелковая ткань, кружево и хаотичная смесь тонов.
6
Нельзя не становиться и у портрета жены известного в начале 20 века архангельского купца Петра Петровича Видякина, созданного неизвестным художником. Нина Дмитриевна родилась и воспитывалась в купеческой среде Замоскворечья, знала три языка, хорошо рисовала и музицировала.
История портрета весьма интересна: свекор Видякиной заказал его в художественной мастерской Вены, приложив к заказу фотографию невестки, кусочек ткани от платья, образцы украшений, отделки, пуговицы и даже локон рыжих волос Нины.
7
Судьба Видякиных трагична: Петр Петрович был расстрелян в 1938-м, Нина Дмитриевна арестована в 1944-м и сослана в Коми АССР. После освобождения жить ей в Архангельске не разрешили, а направили в Казахстан на поселение.
Осмотр пяти залов много времени не занимает, но меня ждала еще одна выставка, проводимая в особняке на первом этаже: «Национальное искусство Татарстана», рассказывающая о декоративно-прикладном искусстве 19–20 веков.
1
Масштабный выставочный проект представлен экспонатами из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
8
Свыше 150 предметов народного декоративно-прикладного искусства Татарстана отражают собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого своими корнями уходят во времена государства Волжскй Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.
4
В экспозиции представлены образцы ювелирного искусства, кожаная мозаика, вышивка, ткачество, каллиграфия и керамика.
6
Ювелирное искусство представлено образцами, созданными в период его наивысшего расцвета — второй половиной 19 века. Серьги, браслеты, ожерелья, воротниковые застежки, бляхи с использованием драгоценных камней дают яркое представление о традиционных украшениях женского костюма. Самобытные формы украшений снискали татарскому ювелирному искусству мировую известность.
6
Вышивка, отличающаяся большим разнообразием мотивов и цветовой палитры является одним из традиционных видов татарского народного творчества.
4
4
6
Вышивкой украшались как предметы быта, так и предметы женской одежды, а также мужские и женские головные уборы.
5
Татарские вышивальщицы добивались особого эффекта, когда вышивка ложилась на ткань, создавая рельефную поверхность.
Ткачество также занимало большое место в прикладном искусстве татар и представленные экспонаты демонстрируют все виды узорного тканья, пользующегося особой славой.
6
Кожаная мозаика была уникальным видом прикладного искусства, имеющее древние корни, идущие с булгарских времен. Эксклюзивными образцами являются многоцветные узорные ичиги, подобие которых было найдены при раскопке курганов 5 века до н. э. на Алтае. Узорчатая обувь в 16–17 веках, выполненная татарскими умельцами, составляла часть парадной одежды и у русской знати.
4
Изысканное древнее искусство каллиграфии представлено в живописных, графических, вышитых шамаилях-декоративных панно религиозного, нравственного содержания. Считаясь лучшими украшениями жилища, шамаили выполняли роль оберегов и занимали определенное мест — над дверью.
4
Резюме: кардинально разные эти две выставки не только разнообразили один из дней, проведенных мною в Архангельске, но и пополнили копилку знаний.