Знакомство с Архангельском я начала с прогулки по набережной Северной Двины. И как-то неспешно добралась до Северного Морского музея, расположенного как раз на набережной в здании бывшего Морского вокзала.
Знакомство с Архангельском я начала с прогулки по набережной Северной Двины. И как-то неспешно добралась до Северного Морского музея, расположенного как раз на набережной в здании бывшего Морского вокзала.
Быть в Архангельске и не зайти в Северный морской музей было бы упущением с моей стороны.
Музей небольшой, экспозиция начинается уже на улице — перед зданием установлены разные судовые мехаизмы, в том числе паровая лебедка и каток-асфальтоукладчик с транспорта «Томас Дональдсон», входившим в конвой JW-65.
Конвой был атакован немецкими подводными лодками у входа в Кольский залив. Транспорт «Томас Дональдсон» был подбит торпедой, которая попала в силовую установку. Попытки отбуксировать судно сначала корветом из конвоя, потом советским буксиром, закончились неудачей — транспорт затонул. В 2015 году с транспорта удалось поднять перевозимую технику.
До закрытия музея оставалось не так много времени, поэтому я оставила наружный осмотр «на потом», а сама поспешила внутрь.
Вид, открывающийся при входе в зал впечатляет — посреди зала стоит остов парусного судна.
Конечно, это завлекалочка, больше рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на детей, но и на взрослых она срабатывает!
В основном экспозиция состоит из моделей парусных и ледокольных судов.
Модели отличные! Любители получат большое удовольствие.
Раньшина — промысловое судно поморов, использовавшееся в XI–XIX веках для ранних весенних промыслов рыбы и морского зверя. Яйцевидная форма подводной части корпуса способствовала выдавливанию на поверхность при сжатии льдов. Модель выполнена в размере 1:10.
Модель линейного корабля «Город Архангельск», который принимал участие в русско-шведской войне 1741–1743 годов.
Первое советское научно-исследовательское судно «Персей». 19 августа 1923 года судно вышло в свой первый рейс. Потоплено немецкой авиацией в Кольском заливе 10 июля 1941 года. Всего за время существования совершило около 100 научно-исследовательских экспедиций.
Помимо моделей кораблей, в музее вывешены портреты исследователей Арктики.
«Все года, и века, и эпохи подряд
Всё стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?»
В. С. Высоцкий
Слева — Борис Андреевич Валькицкий, контр-адмирал, гидрограф. Руководитель Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, открывшей архипелаг Северная Земля. Совершил первое сквозое плавание из Владивостока в Архангельск за 2 навигации. В 1913 году — командир ледокольного парохода «Таймыр».
Справа — Александр Васильевич Колчак, адмирал, океанограф. Участник экспедиции Э.Толля по исследованию Новосибирских островов (1901 год). В 1910 оду — командир ледокольного парохода «Вайгач» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
В середине — ледокольный пароход «Вайгач».
Георгий Львович Брусилов — лейтенант, организатор и руководитель арктической экспедиции 1912–1914 годов на шхуне «Святая Анна», предпринявшей попытку пройти Северным Морским путем.
Валериан Иванович Альбанов — штурман арктической экспедиции Брусилова на шхуне «Святая Анна». В апеле 1914 года возглавил группу из 13 человек, покинувшую судно, затертое льдами. Вместе с матросом А. Э. Конрадом добрался до мыса Флора архипелага Земля Франца-Иосифа, где они были подобраны шхуной «Святой великомученик Фока» экспедиции Г. Я. Седова.
Не нам, сидя на уютном диване в теплой квартире, судить группу, покинувшую судно…
Георгий Яковлевич Седов — старший лейтенент, гидрограф. Организатор первой русской экспедиции к Северному полюсу на парусно-паровой яхте «Святой великомученик Фока» в 1912–1914 годах. Похоронен на мысе Аук острова Рудольф архипелага Земля Франца-Иосифа.
В 1912 г. Седов представил в Гидрографическое управление свой проект достижения Северного полюса. Этот проект предполагал достижение на корабле Земли Франца-Иосифа, а затем поход к полюсу на санях и собаках. Проект был отвергнут как военно-морскими, так и научными кругами России. Тогда Седов ухватился за предложение газеты «Новое Время» организовать сбор средств на экспедицию путем подписки. Деньги собрать удалось, но шансов на успешное завершение экспедиции не было: зафрахтованное судно было в плохом состоянии, в набранной команде было слишком мало профессиональный моряков, закупленное продовольствие оказалось некачественным, вместо ездовых собак закупили дворняжек…
17 июля 1914 года «Святой великомученик Фока» зашел на мыс Флора, где совершенно неожиданно встретили штурмана Альбанова и матроса Конрада — единственных оставшихся в живых участников экспедиции Брусилова. 15 августа 1914 г. «Святой великомученик Фока» в полуразрушенном состоянии добрался до становища Рында на Мурмане.
Владимир Юльевич Визе — член-корреспондент Академии наук СССР, участник экспедиции Седова к Северному полюсу. В 1932 году зам. начальника экспедиции, ответственный за научную работу на ледокольном пароходе «Сибиряков».
Модель ледокольного парохода «Сибиряков»
Отто Юльевич Шмидт — географ, геофизик, академик Академии наук СССР, герой Советского Союза. Возглавлял экспедицию к Земле Франца-Иосифа, начальник экспедиции на ледокольном пароходе «Сибиряков», начальник экспедиции на пароходе «Челюскин».
Владимир Иванович Воронин — в 1928 году на ледокольном пароходе «Г. Седов» принимал участие в поисках экспедиции Нобиле, в 1932 году на ледокольном пароходе «Сибиряков» прошел Северный Морской путь за 1 навигацию. В 1933–1934 годах капитан пассажирского парохода «Челюскин».
Иван Дмитриевич Папанин — доктор географических наук, контр-адмирал, дважду Герой Советского Союза. В 1937–1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс -1». С 1939 года начальник Главсевморпути и Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море.
Одна из любимых книг в детстве — книга Папанина «На полюсе» про отважную четверку полярников (Папанин, Федоров, Кренкель, Ширшов) и собаку (пес Веселый). А в музее только несколько скупых строчек под портретом — мне обидно стало.
Позднее, когда я поднималась на 2-й этаж музея, ко мне подошел сотрудник и поинтересовался впечатлениями. Ну я от обиды за папанинцев и высказалась. Он удивился: «Так про них же фильм проектор показывает! Неужели не заметили на стене?» Потом заглянул в зал и говорит: «Сегодня солнце яркое — засвечивает. Поэтому и не видно.»
Я растерялась.
Ну, а про Колчака-то почему пара слов? К его политической деятельности можно относиться по-разному, но он автор большого научного труда по арктическим льдам. А сотрудник мне отвечает, что у них в запасниках есть эта книга, причем с подписью самого Колчака. Ну, а выставить — места нет!
Ну, а карта реки Большая Северная Двина (Dwina Flvvivs) от Архангельска до Вологды из атласа Atlas Maior 1664 года почему в дальнем углу задвинута — это же большая ценность?! Фото у меня не получилось, поэтому картинку взяла из Интернета (из ВК со стены «Северный морской музей»).
Сотрудник отвечает, что карта уникальная. Сотрудники музея вместе с филологами смогли расшифровать только около половины топонимов — удивительная смесь русского, угро-финского и нидерландского.
В общем я за свою резкость извинилась, потому что музей мне понравился — видно, что стараются сделать, чтобы было красиво и интересно.
Но сколько всего по углам заныкано остается! В общем, экскурсию надо было брать! Хотя в запасники меня все равно бы не сводили… И засвеченный солнцем фильм посмотреть бы не удалось…
Ну да ладно, продолжим о хорошем.
Узнала про операцию Ледовый причал, которая впервые была осуществлена в 1975 году, когда теплоход «Мироныч» впервые даставил груз на ледяной припай поселка Варандей.
Было интересно разглядывать маршруты полярных экспедиций.
А это снимок Архангельска с немецкого бомбардировщика.
На Втором этаже музея воссоздана примерная обстановка полярной станции годов 40-60-х. Вещи можно трогать, в кресло можно садиться!
Музей однозначно рекомендую к посещению. Хотя, конечно, это на любителя. Впрочем, как и любой другой музей…