Ещё дома я решила, что Северный морской музей — must see нашей поездки.
Музей располагается в здании бывшего морского вокзала, между двумя пристанями: Соборной (Красной) и пристанью Дальнего плавания, которая стала легендарной в истории освоения Арктики благодаря знаменитым экспедициям Седова, Вилькицкого, Свердрупа, Шмидта.
1
Создан он был в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства и это, наверное, единственный музей такого рода. А в 1993 году музей получил статус государственного.
Пространство зала стилизовано под парусный корабль,
2
а подсвеченные витрины с экспонатами олицетворяют огромные айсберги.
3
Главная экспозиция музея — «Тысячелетие северного мореплавания» — рассказывает историю морского освоения Севера, начиная от поморского хождения на Грумант и в Мангазею, первой российской судоверфи, заложенной в Соломбале Петром I и завершая освоением Арктики и Антарктики в ХХ веке. В экспозиции наряду с подлинными памятниками истории, представлены модели судов и кораблей.
3
История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей.
2
Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.
2
На кочах, и на шняках они плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой.
Соломбальская верфь была основана Петром Великим в 1693 году, и стала первой подобной верфью с доступом в открытое море в России, где строились большие парусные и парусно-гребные корабли.
За XVIII и первую половину XIX века Соломбала построила более половины линейных кораблей и фрегатов для нужд Российского Императорского флота. Строились здесь и более мелкие суда, включая торговые.
Но ещё до того, как была заложена верфь в Архангельске, для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Пётр», на которой монарх в августе вышел в море и дошёл до восточных берегов Кольского полуострова. Макет представлен в музее.
4
Фрегат «Святой Илья» (модель 1:100) заложен также при Петре на архангельских верфях. Участник Северной войны, «служил» в датских водах, захватывая шведские корабли. Увы, его век был недолгим. Спустя меньше, чем 10 лет после постройки, он разбился в Балтийском море.
4
А этот тип судна называется «флейт». По сути его заимствовали из Голландии, где такие морские парусные транспортные суда были широко представлены. Именно на таких судах впервые был применен штурвал.
2
И, конечно, в музее не могли не рассказать о полярных экспедициях, которые снаряжались в Архангельске.
2
Летом 1912 года три научные экспедиции отправились от берегов России в суровую Арктику. Их возглавили амбициозные полярные исследователи: Владимир Русанов, Георгий Брусилов и Георгий Седов. У них были разные задачи, но общее для всех страстное желание — вписать свои имена в историю и подтвердить славу России, как великой арктической державы.
2
Экспедиция Русанова погибла полностью, из партии Брусилова чудом спаслись 2 из 24, в группе Седова погибли трое, включая и начальника экспедиции.
3
Трагические судьбы трех капитанов, отправившихся суровым летом 1912 года на покорение Арктики, скорее всего, остались бы темой, интересующей редких энтузиастов. Но истории Русанова, Брусилова и Седова увековечил в своем романе «Два капитана» писатель Вениамин Каверин.
Конечно, я знала, что писатель художественно обработал и объединил реальные истории трех полярников в одну, но не о конкретных деталях: — внешность капитана Татаринова — от Георгия Седова, у героя романа его биография, характер, сложности с подготовкой экспедиции, — маршрут корабля «Святая Мария» в романе в точности повторяет путь шхуны «Святая Анна» лейтенанта Брусилова. Письма штурмана Климова Каверин взял из дневника реального штурмана брусиловской экспедиции Валериана Альбанова, — трагический финал — гибель где-то в снегах у полуострова Таймыр после открытия неизведанных земель — перекликается с историей Владимира Русанова.
Есть здесь и материалы, посвящённые полярной экспедиции будущего адмирала, а тогда лейтенанта Александра Васильевича Колчака.
1 из 2
3
Представлены в экспозиции и макеты ледоколов — этих тружеников и помощников.
Ледокол «Мудьюг». Он трудился, проводя суда в порт Архангельска, до нулевых годов.
3
«Ледокол N8», построенный в Великобритании по заказу России.
2
Модель ледокола «Святогор» («Красин») — второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
3
Это единственный корабль-участник арктических сражений Второй мировой войны, сохраняющий класс Российского Морского регистра судоходства, с 1992 года Правительством Российской Федерации включен в список исторических памятников, подлежащих охране, как памятник государственного значения. С 1995 года на борту ледокола открыта музейная экспозиция. Базируется в Санкт-Петербурге.
Не забыты здесь и конвои западных союзников, оказавшие через порты Мурманска и Архангельска значительную помощь и вклад в Победу над нацистами. Грузы для СССР в рамках американского акта о Ленд-лизе поставлялись на борту сотен пароходов, принадлежащих 18 странам — участницам антигитлеровской коалиции. Самым распространённым типом таких грузовиков стали американские транспорты типа Liberty. За годы Второй Мировой войны в США было построено более 2 700 единиц этих пароходов. Несколько штук были переданы СССР и ходили уже под советским флагом, например, пароход «Тбилиси» в 1943 году, модель которого также представлена в витрине.
1
Есть в музее и коллекция морских рынд.
3
А ещё здесь можно поучится завязывать морские узлы.
3
Экспозиция продолжается и за пределами здания музея.
На площадке из гравия и камней, установили поморский символ — карбас «Тойма». Это в большей степени объект для осмотра, тем не менее он обладает всеми мореходными свойствами. Это подарок архангельского предпринимателя, не пожелавшего афишировать свое имя. Меценат взамен попросил об одном: чтобы карбас назвали «Тойма» — как старинное село, в котором он родился.
2
А на набережной, напротив входа в музей, установлена скульптурная группа, посвящённая экспедиции Георгия Седова.
6
Конечно же, в рамках заметки невозможно представить все предметы, хранящиеся в коллекции музея. Музей, безусловно, стоит того, чтобы потратить на него пару часов и соприкоснуться с историей освоения Арктики.