Если вдруг захочется совершить путешествие во времени и пространстве, то вам сюда — в музей деревянного зодчества и народной культуры «Малые Корелы».
Если вдруг захочется совершить путешествие во времени и пространстве, то вам сюда — в музей деревянного зодчества и народной культуры «Малые Корелы».
Здесь, словно через временной портал, переносишься в атмосферу былинного Русского Севера. Высокие рубленые избы, словно сказочные терема, торжественные и изящные храмы, колоритные северные виды, захватывающие, наверное, в любое время года, лестницы переходов — всё это «Малые Корелы».
Не могу сказать, что я всегда фанатела от подобных музеев. Меня не тронули ни Суздальский музей, ни «Витославлицы» в Великом Новгороде. Первой «ласточкой» стал музей «Костромская слобода» — именно там я по-настоящему оценила всю красоту и очарование памятников деревянной архитектуры. А в Кондопоге я даже попыталась научиться читать и расшифровывать замысловатые резные узоры. Оказалось, что это безумно увлекательно!
Поэтому мы не могли упустить возможность побывать в «Малых Корелах». Тем более, что добираться от Архангельска совсем недалеко — музей находится всего в получасе езды. А пока мы едем я немного расскажу о нём.
Музей «Малые Корелы» был основан в 1964 году на высоком берегу Северной Двины. Сам себя музей на своём сайте определяет так: «Основная идея, которая определяет жизнь музея — создание духовной связи между современным миром и миром прежним, сохранение образцов культуры русского Севера, их неповторимого колорита и величественной красоты. Наш музей — анклав нетронутой старины посреди буйства современных веяний». Музей является участником Ассоциации европейских музеев под открытым небом и включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Его территория включает в себя несколько секторов: Каргопольско-Онежский, Двинский, Пинежский и Мезенский. Каждый из секторов — это определенный тип северорусской деревни с характерной планировкой, воссозданными интерьерами изб и выставками, которые отражают хозяйственные занятия и быт населения разных районов Архангельской области.
Экспозиция представленных архитектурных памятников обширна и хочется рассказать обо всех, но всё же я ограничусь самыми-самыми, во всяком случае — для меня…
И начнём мы с самого большого — Каргопольско-Онежского сектора. Первое, что встречает нас на входе — целый ряд ветряных мельниц! Вы не замечали, как обычно завораживает вид этого сооружения?! Раскинет она широко свои крылья, и не поймёшь — то ли взлететь хочет, то ли обнять.
А ещё вы, наверное, думаете, что мельницы все одинаковые. А вот и нет! Оказывается, мельницы бывают Столбовки (или по-другому — козловки или козловые) и Шатровки. Откуда такие названия?
Мельнице необходимо поворачивать крылья к ветру, а её необходимо поворачивать в горизонтальной плоскости.
У столбовки амбар поворачивается весь и поворачивается вокруг вкопанного в землю столба. А у шатровки поворачивается на ветер только отдельная часть здания — крыша. Отсюда и названия мельниц.
Столбовки, в свою очередь, делятся по типу конструкции: «на ряже» и «на раме». Но, это тема отдельного разговора, а мы с вами заглянем внутрь шатровой мельницы, посмотрим на её устройство.
И отправимся дальше, гулять по Каргопольскому сектору.
Для Каргополья характерна «кончанская» планировка села, когда от центра расходятся улицы — «концы», ведущие к выгону, на покосы, в лес. Именно такую планировку поселения воссоздаёт Каргопольско-Онежский сектор музея. В центре его — Вознесенская церковь и колокольня из села Кушерека.
Вознесенская церковь построена в 1669 году. Название у такого архитектурного типа церкви — кубоватый. Своё название эти храмы получили из-за особой формы кровли — куба, напоминающего четырёхгранную луковицу. На кубе расположены пять глав, центральная из которых символизирует Иисуса Христа, угловые — евангелистов: Иоанна, Луку, Матфея и Марка.
Главы покрыты деревянной черепицей — лемехом.
Главки стоят на тонких шейках, в основании которых легкие кокошники с резными гребнями.
Сруб храма окружен бревенчатой галереей. С запада в церковь ведёт боярское крыльцо на два схода.
Храм двухэтажный. На первом этаже — зимняя церковь, которая раньше отапливалась, освящена в честь Вознесения Христова. На втором этаже находилась летняя, не отапливаемая, церковь, где располагались два придела, освящённые в честь Ильи-пророка и святой Параскевы.
На сегодняшний день в зимней церкви восстановлен интерьер сельского храма.
Великолепная позолоченная иконостасная рама в барочном стиле выполнена в 1910—1911 гг. иконостасным мастером Павлом Александровичем Шишовым. Образа написаны северными иконописцами.
В местном (нижнем) ряду располагаются иконы наиболее почитаемых святых и праздников. Иконы местного ряда покрывают серебряные и медные оклады, пожертвованные прихожанами. На окладах можно рассмотреть надпись — пожертвовано крестьянином таким-то…
Рядом с церковью — самые богатые и нарядные дома с усадьбами.
Один из таких домов — дом семьи Пуховых. Он самый старинный из жилых построек в экспозиции музея — построен в 1812 году! Привезён в музей из деревни Большой Халуй Каргопольского района. В этом доме жила зажиточная семья. Мужчины Пуховы были охотниками. В хозяйстве держали семь коров, быка, лошадей, овец «без счёту». На огороде семья выращивала брюкву, капусту, лук, картофель, репу. Перед коллективизацией в семье было около 15 человек, преобладали мужчины. В конце 1920-х гг. века семью раскулачили.
Жилая часть представляет собой высокий симметричный сруб на «две избы». Слева расположена летняя изба. Справа — зимняя изба.
На уровне чердака устроена «вышка» (светёлка) — летнее неотапливаемое помещение.
Особую красоту фронтону дома придают резные доски — причелины. На стыке причелин вместо традиционного «полотенца» сделано ажурно-лучевое солнце — «ветриница». Крестьяне, украшая свои жилища знаком солнца, верили в его магическую силу, это своеобразный оберег, пожелание благополучия и счастья семье.
За жилой частью находится большой двухэтажный хозяйственный двор. В настоящее время здесь расположилась выставка «Рублено топором. Строительные технологии северных плотников». На выставке можно познакомиться со всеми этапами строительства традиционного северного крестьянского дома, начиная с заготовки строительного материала, заканчивая возведением кровли.
Отдельный раздел выставки посвящён декоративному убранству крестьянского дома. Восторг у меня вызвали вырезанное в форме головы коня завершение бревна-охлупня
и труба-дымник с резными стенками и двухскатной кровлей.
После этой выставки я стала уделять особое внимание деталям убранства домов в музейной экспозиции.
Из всех остальных усадебных домов, представленных в Каргопольско-Онежском секторе, хочу остановиться ещё на одном — это дом-двор М. А. Третьякова XIX века, перевезённого из деревни Гарь Каргопольского района. Сам дом представляет образ классического, с примыкающим хозяйственным двором.
Он оказался интересен некоторыми деталями интерьера традиционной каргопольской избы.
Первое, что привело меня в неописуемый восторг — шкаф для посуды со смешным названием «заборка». Название своё он получил от того, что является неким ограждением, разделяющим основное пространство от прилуба — места, где хозяйка готовит пищу. Интересной особенностью этого шкафа является то, что дверки его для удобства сделаны с двух сторон — то есть шкаф можно открыть, как со стороны комнаты, так и с другой стороны. Такие шкафы часто украшались росписью.
Интересно было узнать о люльке для младенца (зыбке). Подвешивали зыбку в центре комнаты на длинной гибкой жерди, которую чаще всего изготавливали из черёмухи. Над зыбкой сооружался полог из материнского сарафана. У каргопольских крестьян не было обычная запирать входные двери. Во время отсутствия сарафан, подвешенный над зыбкой, играл роль своеобразного оберега. Считалось, что он мог защитить ребенка от сглаза. Кроме того, сарафан, пропитанный запахом матери, успокаивал дитя.
А ещё вызвал восхищение — вот такой замечательный рукомойник.
Во дворе мы обнаружили умилительные вёдра с носиком, мимо которых невозможно пройти равнодушно.
Прежде, чем проститься с Каргопольским сектором мы посетим с вами ещё два объекта.
Колокольня из села Кулига-Дракованово, построенная в конце XV-начале XVI веков! Это самая древняя из сохранившихся деревянных колоколен в России!
И часовня Макария Унженского и Желтоводского XVIII века из деревни Федоровская Плесецкого района.
Часовня была освящена во имя Макария Унженского и Желтоводского, так как в ней хранился список с чудотворной иконы «заветного святого», который был известен своими духовными подвигами.
Главным украшением интерьера часовни является потолочная роспись 18 века — «небо с апостолами».
А теперь мы отправимся осматривать остальные три сектора, для чего перейдём через глубокий овраг по деревянной лестнице.
Мезенский сектор также встречает нас мельницами, и мы уже знаем, что это — столбовки.
Для мезенских поселений характерен, так называемый, прибрежно-рядовой тип планировки: дома располагались вдоль берегов рек.
Бывало, что берега подмывались талыми снегами или ливнями, поэтому появилась потребность в укреплении береговой линии мощной рубленой стеной. На эти стенки настилались мостки.
От набережной к реке вели многочисленные спуски, на склонах ставились амбары, а ближе к воде — бани.
На мостках, ближе к воде, нередко ставили колодцы.
Одним из самых необычных домов мезенского сектора является дом-двор В. Я. Клокотова, который был последним владельцем. Перевезён дом из деревни Заозерье. В отличии от многих домов, у этого известна точная дата окончания постройки, она вырезана на кронштейне под крышей: «1879 года мая 16 дня».
Чем же так примечателен этот дом? Выделяется он своей декоративной росписью. А меня приворожил полукруглым балкончиком с точёными балясинами.
В настоящее время в доме размещена выставка «Рыболовный и зверобойный промыслы Поморья», где можно познакомиться с основными видами лодок, специальным снаряжением и орудиями лова.
Дом-двор из деревни Ёлкино Мезенского района, построенный в начале XX века Николаем Лимонниковым интересен тем, что представляет из себя избу-двойню — два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общую крышу и сени. А ещё у дома — потрясающее крыльцо с плавно изогнутым скатом.
Фирменным элементом мезенского сектора является большой красный конь необычной формы на чёрных ногах — символ самой загадочной и самой узнаваемой за пределами Архангельской области росписи.
Посещение Пинежского сектора начинается с Сенокосного поселения — сезонного поселения, предназначенного для ведения сельского хозяйства или заготовки леса. Отличительной особенностью такого поселения являются небольшие размеры жилища.
Маленькие избы, срубленные на скорую руку, топились по-черному. Рядом располагались маленькие амбары, высоко поднятые на столбах.
Не отсюда ли избушка на курьих ножках?!
Название Пинежского района происходит от реки Пинеги — самого крупного притока Северной Двины. Пинежье — суровый таежный край.
Дома в Пинежье строили плотными группами на берегах Пинеги с ориентацией фасадов на юг для лучшей освещенности и прогреваемости.
В отличии от домов Каргопольского и Мезенского секторов здесь не представлены какие-либо экспозиции, связанные с бытом или промысловым занятием.
Но проскочить быстро мимо не удалось — уж больно некоторые архитектурные детали интересны!
Жемчужиной Пинежского сектора является часовня во имя Пресвятой Троицы из деревни Вальтегорской. В 1728 году архиепископом Архангельским и Холмогорским Варнавой были благословлены часовни Пинежского уезда, возведенные без «его ведома». Среди них значилась и часовня во имя Пресвятой Троицы из деревни Вальтегорской, время возведения которой «за давностью времен неизвестно». В церковных описях было написано, что «часовня поставлена на удобном месте, на высоком берегу Пинеги». Известно, что через деревню Вальтегорскую проходил старинный тракт с Пинеги на Мезень, а часовня служила местом не только для общественной молитвы, но также молитвы и отдыха одиноких путников.
Двинской сектор представлен постройками Архангельской области, собранными со среднего и верхнего течения Северной Двины, а также ее южного притока — реки Вычегды. Так как Северная Двина была главной транспортной артерией Севера, жители Подвинья активно занимались извозом и торговлей. Это не могло не сказаться на облике деревень, многие из которых возникли на оживленных торговых путях и почтовых трактах. При формировании Двинского сектора музея была использована уличная планировка деревни. Фасады домов обращены на импровизированную сельскую улицу.
На территории сектора представлено семь крестьянских усадеб различных регионов Подвинья, расположенных вокруг центра двинского села — шатровой церкви.
Церковь во имя святого Георгия Победоносца из села Вершина Вернетоемского района была построена в 1672 году.
Георгиевская церковь выстроена старинным способом — «восьмериком от земли»: основу её составляет восьмигранный сруб. Алтарь, притвор и крыльцо церкви крыты «бочками» или «кокошниками» — фигурными изогнутыми двускатными кровлями.
Георгиевская церковь — самый высокий памятник в музее — 36 метров.
Один из самых интересных домов по декоративному убранству — дом-двор Русиновых.
Дом был построен в конце XIX века крестьянином-старообрядцем Русиновым. Эта фамилия принадлежала большой богатой семье, имевшей свои пароходы на Двине.
Просто огормнейший дом двинского крестьянина А. М. Тропина.
В доме воссоздан интерьер дома зажиточного двинского крестьянина, содержателя трактира. В помещениях первого этажа восстановлен традиционный интерьер зимней крестьянской избы и сельского трактира.
Дом-двор с очаровательным одностолбным крыльцом принадлежал А. В. Щёголеву. Привезён из деревни Ирта Ленского района, построен в 1826 году.
Хозяин дома, помимо обычных крестьянских дел, занимался ямским извозом и принимал ямщиков на ночлег.
Не смогу показать ни одной экспозиции, размещённой в домах Двинского сектора, а причина банальна — экспозиции периодически закрываются на перерыв. Мы по своей наивности думали, что это происходит в одно время для всех экспозиций, поэтому пройдясь по выставкам в Мезенском секторе, не спеша продолжили прогулку по территории музея, ожидая конца перерыва.
Но оказалось, что для каждого сектора — своё время, так что мы пришли к закрытым дверям.
Малые Корелы — не просто музей под открытым небом. Это удивительный мир Русского Севера с его разнообразием архитектуры, культуры и быта. Сюда хочется вернуться и, если по воле случая, я окажусь в этих краях, обязательно сделаю это.
Территория Малых Корел достаточно большая, поэтому лучше запланировать на осмотр, как минимум, несколько часов. Гулять по территории можно в любые часы работы музея, однако экспозиции в домах начинают закрываться уже за пару часов до конца рабочего дня. Музей настолько увлекательный, что рекомендую приезжать сюда пораньше — здесь запросто можно провести и полдня, и целый день!