Когда осматривал город, то решил пройтись по базару, который на удивление оказался длинным и без переулков, куда можно было бы свернуть. Таким образом я дошел от автовокзала до центральной городской больницы, где в сквере увидел памятник.
Когда осматривал город, то решил пройтись по базару, который на удивление оказался длинным и без переулков, куда можно было бы свернуть. Таким образом я дошел от автовокзала до центральной городской больницы, где в сквере увидел памятник.
Подошел поближе и меня поразила табличка внизу пьедестала.
Уже потом я увидел корешки книг на мраморе памятника с именами Сократа, Аристотеля, Вольтера, Сен-Симона, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Карла Маркса, а также надпись:«Я буду считать себя счастливой, если сумею хоть кому бы то ни было помочь в трудном положении, облегчить какое бы то ни было горе, одним словом, совершить не подвиг, а простое проявление любви и милосердия. Н. П. Суслова» .
Выбитые буквы и белый фон делают текст затруднительным для прочтения. Удивительные слова и неожиданный подбор книг для врача. Как очутилась эта женщина в провинциальной Алуште? Кто она? К моему стыду я ни разу до встречи с памятником не слышал о Сусловой.
Родилась Надежда Прокофьевна Суслова (1843 — 1918)
в Нижегородской губернии, отцом её был бывший крепостной графа Шереметева, осиротевший в полтора года. Прокофий Григорьевич был умным и талантливым, дослужился до должности главного управляющего всеми имениями графа Шереметева. Он хотел дать своей дочери достойное образование. Вместе с сестрой Надежда закончила Петербургский пансион благородных девиц.
В наше время, когда женщин врачей гораздо больше, чем мужчин врачей, трудно представить, что еще в середине XIX века женщин не принимали не только в медицинские высшие учебные заведения, но действующий университетский устав 1835 вообще не упоминал о возможности женщинам учиться в университетах. Нет разрешения — это плохо, но ведь и не запрещено. Профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Сеченов и Боткин разрешили в 1862 году трём женщинам, в том числе Н. П. Сусловой, посещать их лекции в качестве вольнослушательниц без разрешения военного министра, которому в ту пору подчинялась академия. Но недолго длилась студенческая жизнь Сусловой и её подруг. 18 июня 1863 года был утвержден новый университетский устав. Согласно ему женщинам было категорически запрещено присутствовать на лекциях, издал соответствующий приказ и военный министр. В 1864 году Суслова была отчислена из академии.
Но она продолжала бороться и уехала в Швейцарию продолжать образование на медицинском факультете Университета Цюриха, куда она была принята в виде исключения. В 1867 году ею была блистательно защищена диссертация под руководством Ивана Михайловича Сеченова и получена докторская степень «по медицине, хирургии и родовспоможению».
Но на этом треволнения юного доктора медицины не закончились. В Российской империи женщина не могла быть доктором медицины, заграница была не указ, а для права на врачебную практику необходимо было сдавать специальные экзамены. Суслова успешно прошла новое испытание. Медицинская практика была блестящей, женщина врач заслужила уважение в медицинских кругах и среди населения. Благодаря её энтузиазму и настойчивости были открыты вначале женские фельдшерские курсы при Екатерининской больнице, а весной 1876 года были открыты официальные Высшие женские врачебные курсы на базе женского и детского отделений Николаевского военного госпиталя, выпускницы которых имели право на медицинскую практику.
В Алушту Надежда Прокофьевна переехала в 1892 году к своему мужу Голубеву Александру Ефимовичу (1836 — 1926). Здесь она официально не занималась врачебной практикой, но помогала местным жителям, при этом денег за лечение не брала и за лекарства платила из собственного кармана. В 1918 году Надежда Прокофьевна умерла от паралича сердца, богатое имение её мужа многократно подвергалось разграблению, в то смутное время никто не помнил о её доброте и бескорыстной помощи, а слепота её мужа вызывала лишь смешки.
Писатель Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950), длительное время живший в Алуште, так писал о последних днях Н. П. Сусловой-Голубевой в эпопее «Солнце мёртвых» : «Старухе его не в чем и в гроб лечь было. Босую клали. Ему не обидно, слепой вовсе.» Но если местонахождение могилы Надежды Прокофьевны было известно, то где похоронен её муж Александр Ефимович неведомо никому.
В конце XX века хотели создать в Алуште музей Н. П. Сусловой-Голубевой и для него был изготовлен в 1987 году памятник, ныне установленный в больничном сквере. Но дело заглохло, музей открыт не был, а памятник пылился в запасниках Алуштинского литературно-мемориального музея С. Н. Сергеева-Ценского, пока про него не вспомнили, обмели пыль и 12 октября 2012 году установили для всеобщего обозрения.
А по поводу корешков книг и имен на памятнике….
С Александром Ивановичем Герценом Н.П, Суслова-Голубева познакомилась в 1865 году, тогда он жил в эмиграции в Женеве. В 1867 году Герцен был одним из первых поздравивших её с получением звания доктора медицины.
С Николаем Гавриловичем Чернышевским она познакомилась в 1861 году. В 1864 году в журнале «Современник», редактором которого был Николай Алексеевич Некрасов и в котором печатались произведения Чернышевского, были опубликованы произведения молодой Сусловой «Рассказ в письмах» и «Фантазёрка».
Карл Маркс в 1868 г. писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента». Скорее всего он знал и о первом докторе медицины России, тем более, что Карл Маркс высоко отзывался о книгах книги выдающегося русского экономиста В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России», а их перевёл на немецкий язык в 1869–1870 годах первый муж Н.П, Сусловой-Голубевой — Фёдор Фёдорович Эрисман. Кроме того Карл Маркс был членом Первого Интернационала, по некоторым сведениям Н. П. Суслова тоже.
В молодости Надежда Петровна читала много Сократа, Аристотеля, Вольтера, Сен-Симона, что было характерно для передовой молодежи того времени и не зря книги с этими именами находятся внизу в основании колонны.
Адрес: г. Алушта, ул. Партизанская, 13